Пневматический распределительный кран МАЗ-500
Устройство крана
Пневматический распределительный кран (рис. 131) служит для дистанционного управления механизмом подъема платформы с помощью сжатого воздуха.
Кран состоит из корпуса 5, притертого к нему плоского золотника 9, таре'льчатой пружины 6, фиксаторного устройства и редуктора.
Фиксаторное устройство фиксирует золотник во всех рабочих положениях. Устройство состоит из диска 13, соединенного с осью 10 с помощью шпонки, шарика 12, пружины 4 и корпуса 3.
Редуктор служит для удобства пользования рукояткой крана с места водителя. Редуктор состоит из корпуса, ведомой шестерни 16, закрепленной на оси с помощью шпонки, ведущего сектора 19, напрессованного на вал 18, и крышки 17. Для предохранения от попадания внутрь грязи и пыли вал ведущего сектора уплотнен в крышке кольцом 24. На валу 18 установлен влагоотражатель, постоянно прижимаемый пружиной к крышке 17.
С помощью пневматического распределительного крана можно осуществлять следующее: /
1. Установку платформы в транспортное положение или остановку ее в промежуточном положении (насос выключен, перепускной клапан закрыт, запоры заднего борУа закрыты).
2. Подъем платформы (насос включен, запоры заднего борта открыты, перепускной клапан закрыт). I
3. Опускание платформы (насос выключен, запоры борта /открыты, перепускной клапан открыт).
Рис. 131. Пневматический распределительный кран:
1 — корпус редуктора крана; 2— контргайка; 3 — корпус пружины; 4 — пружина; 5 — корпус крана; 6 — пластинчатая пружина золотника; 7—крышка корпуса: 8— отверстие для подвода воздуха: 9 — золотник: 10 — ось: 11 — воздухораспределительное отверстие; 12— шарик; 13 — диск: 14 — канал для выхода воздуха в атмосферу; 15 — под соединительные отверстия; 16 — ведомая шестерня редуктора; 17 — крышка редуктора; 18 — вал ведущего сектора редуктора; 19 — ведущий сектор редуктора; 20 — щеки вилок шарнира: 21 — крестовина шарнира; 22 — тяга привода крана; 23 — рукоятка; 24 — резиновое кольцо
Все операции управления механизмом подъема платформы осуществляются водителем из кабины, так как рукоятка управления краном выведена на панель приборов.
Для этой цели вал 18 крана, установленного на раме автомобиля, соединен с помощью шарнира с длинной тягой 22, конец которой выведен через отверстие в панели приборов в кабину и заканчивается рукояткой 23. Шарнир, соединяющий вал сектора с тягой, состоит из двух разборных вилок, каждая из которых составлена из двух щек 20 и крестовины 21.
Уход за краном
Уход за пневматическим распределительным краном заключается в систематической проверке его крепления к усилителю бампера, в проверке крепления вилок шарнира на валике ведущего сектора редуктора крана и на тяге его привода, в периодической проврке герметичности крана и регулировке фиксатора.
Проверка крана на герметичность производится без снятия крана с автомобиля следующим образом:
1) пустить двигатель и поднять давление в пневматической системе до 7 кГ/см2;
2) установить рукоятку крана поочередно во все рабочие положения: Подъем платформы», «Опускание платформы», «Транспортное положение» и проверить мыльным раствором наличие пузыре/) воздуха на выходе из канала 14 (рис. 131) в корпусе крана.
Наличие значительной утечки воздуха из канала 14 в положении крана «Опускание платормы» указывает на необходимость его замены или ремонта. Появление отдельных пузырей воздуха вполне допустимо. При такого рода утечке разборка крапа и его ремонт нецелесообразны.
При переключении крана из одного рабочего положения в другое должна хорошо ощущаться фиксация золотника. Если фиксация рабочих положений золотника не ощущается или ощущается слабо, фиксирующее устройство необходимо отрегулировать следующим образом:
1) отвернуть контргайку 2 корпуса фиксатора;
2) ввернуть корпус 3 фиксатора до упора в фиксирующий диск 13 и затем отвернуть на пол-оборота; законтрить гайку корпуса фиксатора.