Управления механизмом платформы МАЗ-500

Управление механизмом подъема платформы автомобилей-самосвалов МАЗ осуществляется с рабочего места водителя в кабине автомобиля, с помощью пневматического распределительного крана.

Управление механизмом при работающем двигателе описано ниже.

Подъем платформы

1. Убедиться, что давление воздуха в пневматической системе превышает 4 кГ/см2, т. е. достаточно для включения коробки отбора мощности.

2. Отпустить педаль подачи топлива и выключить сцепление.

3. Повернуть рукоятку крана в положение «Подъем» (крайнее левое положение). При этом включаются шестерни коробки отбора мощности и открываются запоры заднего борта платформы.

4. Плавно отпустить педаль сцепления и одновременно увеличить подачу топлива.

5. Наблюдая в окно за подъемом платформы, регулировать скорость подъема платформы с помощью педали подачи топлива.

6. В конце подъема регулировать частоту встряхивания с помощью педали подачи топлива, увеличивая или уменьшая число оборотов двигателя.

Опускание платформы

1. Выключить сцепление.

2. Повернуть рукоятку крана в положение «Опускание» (второе слева фиксированное положение). При этом выключается коробка отбора мощности и открывается перепускной клапан.

3. Плавно опустить платформу. При необходимости замедлить резкое опускание, перевести рукоятку в положение «Стоп», а затем повторить опускание.

4. Перевести рукоятку в «Транспортное положение». При этом запоры заднего борта платформы закроются.

Уход за механизмом подъема платформы

Во избежание несчастных случаев при работе под поднятой платформой самосвала необходимо стопорить платформу откидным упором.

При эксплуатации механизма подъема платформы необходимо руководствоваться следующими указаниями:

1. Не перегружать самосвал сверх установленной нормы и следить за равномерным распределением груза по платформе.

2. Регулярно производить крепежно-регулировочные работы, а также смазку всех сочленений и узлов согласно таблице смазки.

3. Следить и своевременно подтягивать соединения трубопроводов, воздухопроводов и шлангов, предотвращая утечки рабочей жидкости и воздуха из системы.

4. Следить за уровнем рабочей жидкости. При опускании уровня ниже второй метки на указателе уровня произвести доливку рабочей жидкости до верхней метки. Доливаемая рабочая жидкость должна быть тщательно отфильтрована.

5. В период обкатки автомобиля заменить рабочую жидкость в гидросистеме после первых 500 подъемов платформы. В дальнейшем замену жидкости производить только сезонно.

Для замены рабочей жидкости надо отвернуть пробки сливных отверстий в баке и днище цилиндра и снять крышку заливной горловины бака. После стока жидкости сливные пробки в баке и цилиндре завернуть и залить в бак свежую, тщательно профильтрованную рабочую жидкость.

6. Систематически проверять и при необходимости регулировать предельный угол подъема платформы и длину страхового троса.

Предельный угол подъема платформы, устанавливаемый регулировкой троса перепускного клапана, в обычных условиях эксплуатации должен находиться в пределах 53—55°, что соответствует выдвижению наименьшего по диаметру звена гидроцилиндра примерно на две трети длины.

При поднятой до предельного угла платформе страховой трос должен быть натянут таким образом, чтобы стрела его прогиба за счет оттяжки назад оттяжной пружиной находилась в пределах 100—150 мм.

Неправильная регулировка приводного и страхового тросов приводит к нарушению встряхивания платформы и может в отдельных случаях привести к серьезным повреждениям гидроцилиндра.

Основные неисправности механизма подъема и их причины

Способы устранения неисправности приведены в соответствующих разделах при описании узлов.

Неисправность Причина неисправности
При переводе рукоятки крана в положение «Подъем платформы» прослушивается «рычание» или скрежет
шестерен коробки отбора мощности, платформа не поднимается

При включенном насосе не происходит подъема платформы

Платформа поднимается слишком медленно даже при больших числах оборотов двигателя







Платформа не поднимается на полный угол






Платформа поднимается рывками, не равномерно


В конце подъема нет встряхивания или встряхивания платформы нестабильно


При установке рукоятки крана в положения "Стоп" поднятая платформа медленно опускается

Значительные утечки воздуха из пневматической системы автомобиля через узлы управления подъемным механизмом

Не включается коробка отбора мощности


Резкое падение производительности насоса
Перетекание рабочей жидкости внутри перепускного клапана

Падение производительности насоса
Частичное перетекание рабочей жидкости внутри перепускного клапана
Пережим или засорение всасывающего шланга
Значительная утечка рабочей жидкости из системы



Недостаточен уровень жидкости в баке

Нарушена регулировка троса перепускного клапана

Нарушена регулировка предохранительного устройства перепускного клапана

Перегиб или засорение всасывающего шланга
Заедание звеньев гидроцилиндра

Нарушена регулировка страхового троса (велика его длина)
Заедает перепускной клапан
Заедает платформу в кронштейнах крепления

Перетекание рабочей жидкости внутри перепускного клапана
Нарушена герметичность обратного клапана



Нарушена герметичность пневматического распределительного крана
Повреждена диафрагма коробки отбора мощности или диафрагма перепускного клапана
Нарушена герметичность уплотнения поршня цилиндра запоров заднего борта