Проверка и регулировка главных передач ведущих мостов

Проверку крепления фланцев карданной передачи на шлицевых концах выходных валов агрегатов трансмиссии рекомендуется выполнять в следующем порядке:

- подложить упоры под колеса автомобиля;

- затормозить автомобиль стояночной тормозной системой, установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

- усилиями обеих рук покачивать за фланец в продольном и поперечном направлениях. При наличии ощутимого люфта следует подтянуть гайки крепления фланцев, для чего отсоединить соответствующий конец карданного вала, освободить усик пояска гайки крепления фланца и затянуть ее до отказа, затем вновь вдавить поясок в паз вала.

При монтаже фланцев карданной передачи тарельчатые пружины необходимо устанавливать выпуклой стороной к гайке.

Признаком необходимости регулировки является осевой люфт в подшипниках или большой зазор в зацеплении конической пары, что сопровождается повышенным шумом при работе главной передачи. Правильная регулировка подшипников сохраняет нормальный контакт зубьев в процессе эксплуатации, а также повышает осевую и радиальную жесткость подшипников. Повышение жесткости конических подшипников достигается регулировкой с предварительным натягом. При сборке их затягивают так, что еще до работы главной передачи действует определенная осевая нагрузка, увеличивая осевую жесткость подшипников. Величина предварительного натяга подшипников контролируется величиной крутящего момента, необходимого для проворачивания.

Предварительный натяг подшипников главной передачи

Ведущей конической шестерни 2,5 – 4,5 Нм (0,25 – 0,45 кгсм)

Ведущей цилиндрической шестерни 1,5 – 3 Нм (0,15 – 0,3 кгсм)

Вала привода заднего моста и межосевого дифференциала (без манжет) 1,5 – 3,5 Нм (0,15 – 0,35 кгсм)

Регулировку производить при смазанных подшипниках и манжете.

Во время регулировки производить проворачивание, чтобы ролики заняли правильное положение. Замер крутящего момента производить при непрерывном вращении в одну сторону не менее пяти полных оборотов. Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей конической шестерни производится за счет изменения толщины набора регулировочных шайб между внутренними обоймами подшипников.

Регулировка предварительного натяга подшипников вала привода заднего моста и межосевого дифференциала производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцами передней и задней крышек.

Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей цилиндрической шестерни производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцом правой крышки редукторов.

При регулировке подшипников межколесного дифференциала необходимо:

- завернуть регулировочную гайку так, чтобы не было люфта подшипников (проверить индикатором);

- довернуть регулировочную гайку на четыре паза и застопорить.

В процессе регулировки межколесный дифференциал проворачивать на два-три оборота.

Регулировка зацепления конических шестерен заключается в установлении необходимого бокового зазора и контакта, производится после регулировки подшипников.

Правильность зацепления оценивается по пятну контакта. Пятно контакта на ведущей стороне зуба должно быть не менее 50 % высоты зуба. Выход пятна контакта на вершину зуба ведущей конической шестерни не допускается. На неведущей стороне зуба пятно контакта может иметь отклонение по длине и высоте в пределах 10 % по сравнению с ведущей стороной.

При регулировке зацепления по пятну контакта (таблица 6) необходимо выдержать боковой зазор, величина которого замеряется щупом или индикатором у широкого торца зуба и должна находиться в пределах 0,17 – 0,45 мм. Проверке подлежат не менее четырех зубьев шестерен, расположенных приблизительно на равных углах по окружности.

Таблица 6 – Регулировка зацепления конических шестерен главной передачи

Положение пятна контакта на зубе ведомой шестерни

Положение пятна контакта на зубе ведомой шестерни

Способы достижения правильности зацепления шестерен

Положение пятна контакта КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Правильный контакт спирально-конических шестерен


Положение пятна контакта КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню


Шестерня КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Положение пятна контакта КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню

Шестерня КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Положение пятна контакта КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор будет слишком мал, отодвинуть ведомую шестерню


Шестерня КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Положение пятна контакта КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор будет слишком велик, придвинуть ведомую шестерню

Шестерня КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Регулировка механизма включения блокировки межколесного дифференциала производится таким образом: вворачивая или выворачивая регулировочный винт 13 (рисунок 24) в шток, установить положение пальца винта, соответствующее положению муфты 6 блокировки дифференциала при разблокированном дифференциале (в крайнем левом положении).

Для обеспечения гарантированного зазора между муфтой и чашкой дифференциала ввернуть винт на половину оборота. Проверить четкость включения и выключения блокировки дифференциала путем подвода воздуха в пневмокамеру под давлением 0,45 – 0,50 МПа (4,5 – 5 кгс/см2), при этом ход втулки муфты должен быть 12 – 15 мм.

Главная передача заднего моста КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Рисунок 24 – Главная передача заднего моста

1 – сателлит; 2 – чашка дифференциала; 3 – шестерня полуоси; 4 – шайба; 5 –кольцо стопорное; 6 – муфта блокировки дифференциала; 7, 18, 23, 43, 46 –подшипники; 8, 16, 24, 39 – крышки; 9 – кольцо опорное; 10 – втулка включения блокировки дифференциала; 13 – винт регулировочный; 14 – пневмокамера включения блокировки дифференциала; 15 – датчик включения сигнальной лампы блокировки межколесного дифференциала; 17 – шестерня ведомая коническая; 19 – шестерня цилиндрическая ведущая; 20 – гнездо подшипника; 21, 22 – прокладки регулировочные; 25 – шайба; 26 – гайка; 27–вал ведущей конической шестерни; 28 – шайба опорная; 29 – фланец; 30 – сапун; 31 – шайба регулировочная; 32 – гайка; 33 – крестовина дифференциала; 34 – шайба разграничительная; 35 – пластина замковая; 36 – болт; 37 – манжета; 38 – шайба опорная подшипников; 40 – прокладка регулировочная; 41–картер подшипников; 42 – кольцо распорное; 44 – коническая ведущая шестерня; 45 – крышка задняя; 47 – ведомая цилиндрическая шестерня.

Регулировка механизма включения блокировки межосевого дифференциала промежуточного моста производится регулировочным болтом 13 (рисунок 25).

При заблокированном дифференциале торец муфты блокировки 23 должен быть заподлицо с торцом диска. Перед установкой крышки люка проверить четкость включения и выключения блокировки дифференциала путем подвода воздуха в пневмокамеру. При этом необходимо передний фланец проворачивать, а задний затормозить. Проверку производить при трех положениях фланца (через 120°).


Главная передача промежуточного моста КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Рисунок 25 – Главная передача промежуточного моста

1 – крышка с пневмокамерой; 2 – болт; 3 – прокладка; 4 – крышка верхняя; 5 – шпонка; 6 – шестерня ведомая коническая; 7 – кронштейн; 8 – шестерня ведущая цилиндрическая; 9 – гнездо подшипников; 10, 20, 22 – прокладки регулировочные; 11 – прокладка уплотнитель- ная; 12 – пневмокамера включения межосевого дифференциала; 13 – болт регулировочный; 14 – шестерня ведущаяконическая; 15, 16,27 – подшипники; 17 – вал привода заднего моста; 18 – фланец; 19 – крышка подшипников; 21 – шайба регулировочная; 23 – муфта блокировки межосевого дифференциала; 24 – прокладка; 25 – крышка правая; 26 – картер редуктора; 28 – гайка регулировки подшипников дифференциала; 29 – вилка блокировки межколесного дифференциала.