Тормозные системы самосвал КрАЗ С20.2, шасси КрАЗ Н23.2

Автомобиль оборудован рабочей тормозной системой, действующей на тормозные механизмы всех колес, запасной тормозной системой, функцию которой выполняет стояночная тормозная система, действующая на колеса заднего и среднего мостов, и вспомогательной тормозной системой, установленной в системе выпуска отработавших газов.

Схема пневматического привода тормозной системы автомобиля приведена на рисунке 8.1.

Пневмопривод рабочей тормозной системы раздельный: тормозные механизмы колес переднего моста приводятся в действие от одной секции тормозного крана, а тормозные механизмы заднего моста от другой секции. От крана ручного управления осуществляется стояночное торможение.

Предусмотрено использование сжатого воздуха для приведения в действие дополнительных потребителей.

Рабочая тормозная система

Предназначена для управления скоростью автомобиля и его остановки с необходимой эффективностью. Состоит из тормозных механизмов и пневматического привода.

Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними симметричными колодками и кулачковым разжимом. К наружным поверхностям колодок приклепаны фрикционные накладки. Колодки тормозных механизмов перед- них колес опираются на одну ось, установленную в суппорте, а задних тормозных механизмов на две оси. В отторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку, а при торможении – раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана. На шлицевых концах разжимных кулаков установлены регулировочные рычаги, соединенные вилками со штоками тормозных камер.

Криволинейная поверхность разжимного кулака обеспечивает возможность плавной регулировки зазора между барабаном и колодками до полного износа (до головок заклепок) фрикционных накладок.

Регулировка зазора осуществляется червячной передачей в рычаге разжимного кулака.

Вспомогательная тормозная система

Дроссельного типа, компрессионная с пневматическим приводом, предназначена для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы. При ее использовании торможение автомобиля производится неработающим двигателем (когда подача топлива выключена) за счет повышения противодавления в выпускном тракте двигателя.

Управление осуществляется клавишей (см. табл. 3). При нажатии на клавишу включается вспомогательная тормозная система. При отпускании клавиши выключается вспомогательная тормозная система.

Стояночная тормозная система

Предназначена для затормаживания автомобиля при остановках и на стоянке, а также для торможения при движении в случае отказа привода рабочей тормозной системы. Торможение осуществляется при помощи рабочих тормозных механизмов заднего и промежуточного мостов автомобиля. Привод тормозных механизмов осуществляется с помощью предварительно сжатых энергией воздуха пружин энергоаккумуляторов тормозных камер. Управление стояночной (запасной) тормозной системой осуществляется при помощи крана с ручным управлением, установленного на панели приборов автомобиля.


Рисунок 8.1 – Схема пневмооборудования автомобиля

1 – компрессор; 2 – аппарат подготовки воздуха; 3 – регенерационный ресивер; 4 – ресивер стояночной тормозной системы; 5 – ресивер переднего тормозного контура; 6 – ресивер заднего тормозного контура; 7 – кран тормозной; 8 – клапан слива конденсата; 9 – клапан обратный; 10 – кран тормозной обратного действия с ручным управлением; 11 – клапан ускорительный; 12 – клапан двухмагистральный; 13 – регулятор тормозных сил; 14 – камеры тормозных механизмов промежуточного и заднего мостов; 15 – клапан контрольного вывода; 16 – камеры тормозные передние; 17 – манометр ресиверов двухстрелочный пневматический; 18 – датчик сигнализации аварийного давления; 19 – блок управления АБС; 20 – модулятор давления; 21 – ротор датчика переднего колеса; 22 – ротор датчика заднего колеса.