Антиблокировочная система тормозов КрАЗ С20.2

На автомобиле может быть установлена 4-х канальная антиблокировочная система (АБС) тормозов типа 4S/4M (4 датчика/4 модулятора). Основное назначение системы – автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение – скользкой или сухой.

Расположение элементов ABS на автомобиле показано на рисунке 9.1.

Установка элементов АБС в кабине КрАЗ С20.2

Рисунок 9.1 – Установка элементов АБС в кабине

1 – блок управления ABS;

2 – сиденье пассажира;

3 – блок предохранителей ABS;

4 – передний щит кабины;

5 – провод к замку стартера;

6 – жгут проводов ABS;

7 – жгут проводов по лонжерону;

8 – диагностический разъём;

9 – уплотнительная втулка

Система содержит индивидуальные датчики частоты вращения колес, электропневматические модуляторы тормозного давления, установленные в тормозных магистралях перед тормозными камерами задних и передних колес, электронный блок управления, диагностический разъем и блок предохранителей, установленные под сиденьем пассажира.

Контрольная лампа АBS, кнопка диагностики, лампа контроля диагностики и включатель специального режима АBS установлены на панели приборов. Контрольная лампа с символом ABS сигнализирует об исправности/неисправности АВS и служит средством вывода информации вида и места неисправности в системе и эффективности торможения в режиме диагностики.

Выключатель предназначен для переключения ABS в специальный режим работы при торможении автомобиля в горной местности, на до- роге, покрытой гравием или рыхлым снегом.

Включатель предназначен для включения режима диагностики АВS с выводом светового кода неисправности на лампу с символом ASR-L.

Схема электрических соединений элементов системы АBS КрАЗ С20.2

Рисунок 9.2 – Схема электрических соединений элементов системы АBS

A1 – блок управления ABS; YA50 - YA54 – модуляторы колес; BV50 - BV54 – датчики скорости колес; BP1 – датчик моторного тормоза; F1 – блок предохранителей; F5 – блок предохранителей ABS; GB1 - GB2 – аккумуляторная батарея; HG19 – лампа контрольная ABS автомобиля; HG20 – лампа контрольная ASR-L; KA5 – реле моторного тормоза; KA10 – реле приборов; KA16 – реле блокировки моторного тормоза; KA17 – реле питания ABS; XS7 – диагностическая розетка ABS; SA23 – включатель режимов работы ABS; SA25 – кнопка диагностики ABS; YA2 – электроклапан противоугонного устройства; PA – амперметр; SM – выключатель «массы»; XT1 – панель соединительная; HG21 – лампа контрольная ABS прицепа; XS8 – розетка ABS прицепа; 1 – 3 – кабель датчика скорости ABS; 4 – 5 – кабель модулятора ABS; 9 – жгут проводов ABS; 10 – жгут проводов основной.

Работа системы

При включении питания (при повороте ключа выключателя приборов, стартера и противоугонного устройства в положение «I») включается контрольная лампа с символом ABS (автомобиль), и происходит тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.

При исправной системе контрольная лампа гаснет через 2 – 3 секунды после включения питания или при начале движения (когда автомобиль достигает скорости 5 – 7 км/ч). При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления контрольная лампа загорается. При этом отключается питание соответствующих модуляторов и тормозная система или нерегулируемый ABS контур тормозной системы работает как обычно (от тормозного крана).

Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков ABS при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производилось снятие ступиц). Для нормальной работы ABS зазор между статором и ротором датчика не должен превышать 1,3 мм. Для установки минимального рабочего зазора между статором и ротором необходимо статор датчика, воздействуя на его торец усилием 120 – 140 Н (12 – 14 кгс) или легким постукиванием неметаллическим предметом, переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса на 2 – 3 оборота.

Зазор между статором и ротором в колесном узле заднего моста устанавливается в таком же порядке при снятом тормозном барабане.

Если красная лампа с символом ABS не гаснет при скорости движения выше 7 – 10 км/ч, следует проверить установку датчиков в колесных узлах или обратиться на сервисную станцию для компьютерной диагностики и устранения неисправности.