Приложение 7 Состав и схемы тормозной системы КрАЗ-7140Н6
Автомобиль оборудован рабочей тормозной системой, действующей на тормозные механизмы всех колес, запасной тормозной системой, функцию которой выполняет стояночная тормозная система, действующая на колеса заднего и промежуточного мостов, и вспомогательной тормозной системой, установленной в системе выпуска отработавших газов.
Пневмопривод рабочей тормозной системы раздельный: тормозные механизмы колес переднего моста приводятся в действие от нижней секции тормозного крана, а тормозные механизмы заднего и промежуточного мостов – от верхней секции. От крана ручного управления осуществляется стояночное торможение.
Предусмотрено использование сжатого воздуха для приведения в действие дополнительных потребителей. На автомобиле может устанавливаться антиблокировочная система (ABS).
Схема пневматического привода тормозной системы автомобиля приведена на рисунке 7.1.
Рабочая тормозная система
Предназначена для управления скоростью автомобиля и его остановки с необходимой эффективностью. Состоит из тормозных механизмов и пневматического привода.
Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними симметричными колодками и кулачковым разжимом. К наружным поверхностям колодок приклепаны фрикционные накладки. Колодки тормозных механизмов опираются на одну ось, установленную в суппорте. В расторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку, а при торможении – раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана. На шлицевых концах разжимных кулаков установлены регулировочные рычаги, соединенные вилками со штоками тормозных камер.
Криволинейная поверхность разжимного кулака обеспечивает возможность плавной регулировки зазора между барабаном и колодками до полного износа (до головок заклепок) фрикционных накладок.
Регулировка зазора осуществляется червячной передачей в рычаге разжимного кулака.
Вспомогательная тормозная система
Дроссельного типа, компрессионная с пневматическим приводом, предназначена для уменьшения нагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы. При ее использовании торможение автомобиля производится неработающим двигателем (когда подача топлива выключена) за счет повышения противодавления в выпускном тракте двигателя.
Установлена в системе выпуска отработавших газов и состоит из чугунного корпуса с заслонкой, которая свободно вращается в подшипниках. Заслонка соединена с вилкой штока цилиндра включения вспомогательной тормозной системы.
Управление осуществляется педалью. При нажатии на педаль открывается пневмоклапан и воздух поступает в силовой цилиндр останова двигателя и в цилиндр включения вспомогательной тормозной системы. Связь между силовым цилиндром останова двигателя и цилиндром включения вспомогательной тормозной системы выполнена так, что при нажатии на педаль вначале выключается подача топлива, а затем закрывается тормозная заслонка. При отпущенной педали вначале открывается заслонка, а затем включается подача топлива.
Стояночная тормозная система
Предназначена для затормаживания автомобиля при остановках и на стоянке, а также для торможения при движении в случае отказа привода рабочей тормозной системы. Торможение осуществляется при помощи рабочих тормозных механизмов заднего и промежуточного мостов автомобиля. Привод тормозных механизмов осуществляется с помощью предварительно сжатых энергией воздуха пружин энергоаккумуляторов тормозных камер. Управление стояночной (запасной) тормозной системой осуществляется при помощи крана с ручным управлением, установленного с левой стороны сиденья водителя.
Рисунок 7.1 – Схема пневматического привода тормозной системы автомобиля
1 – компрессор; 2 – аппарат подготовки сжатого воздуха;3 – ресивер регенерационный:4 – клапан контрольного вывода; 5 – клапан двухмагистральный; 6 – кран тормозной; 7 – ресивер стояночной тормозной систем; 8 – ресивер переднего тормозного контура; 9 – ресивер заднего тормозного контура; 10 – камеры тормозные; 11 – регулятор тормозных сил; 12– клапан слива конденсата; 13 – цилиндр управления заслонкой вспомогательного тормоза; 14 – ресивер потребителей; 15 – обратный клапан; 16 – электропневмоклапан; 17 – манометр ресиверов двухстрелочный пневматический; 18 – датчик сигнализации аварийного давления; 19 – датчик сигнала торможения; 20 – камеры тормозных механизмов; 21 – кран тормозной обратного действия с ручным управлением; 22 – клапан ускорительный; 23 – модулятор давления; 24 – ротор датчика переднего колеса; 25 – ротор датчика заднего колеса; 26 – датчик скорости вращения; 27 – блок управления; 28– глушитель шума; 29 – клапан вспомогательного тормоза; 30 – клапан вспомогательного тормоза; 32 – кран тормозной