Проверка и регулировка главной передачи заднего моста КрАЗ Н12.2

Признаком необходимости регулировки является осевой люфт в подшипниках или большой зазор в зацеплении конической пары, что сопровождается повышенным шумом при работе главной передачи. Правильная регулировка подшипников сохраняет нормальный контакт зубьев в процессе эксплуатации, а также повышает осевую и радиальную жесткость подшипников. Повышение жесткости конических подшипников достигается регулировкой с предварительным натягом. При сборке их затягивают так, что еще до работы главной передачи действует определенная осевая нагрузка, увеличивая осевую жесткость подшипников. Величина предварительного натяга подшипников контролируется величиной крутящего момента, необходимого для проворачивания:

Ведущей конической шестерни 2,5 – 4,5 Н•м (0,25 – 0,45 кгс•м)

Ведущей цилиндрической шестерни 1,5 – 3 Н•м (0,15 – 0,3 кгс•м)

Вала привода заднего моста 1,5 – 3,5 Н•м (0,15 – 0,35 кгс•м)

Регулировку производить при смазанных подшипниках и манжете.

Во время регулировки производить проворачивание, чтобы ролики заняли правильное положение. Замер крутящего момента производить при непрерывном вращении в одну сторону не менее пяти полных оборотов. Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей конической шестерни производится за счет изменения толщины набора регулировочных шайб между внутренними обоймами подшипников.

Регулировка предварительного натяга подшипников вала привода заднего моста производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцами передней и задней крышек.

Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей цилиндрической шестерни производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцом правой крышки редукторов.

При регулировке подшипников межколесного дифференциала необходимо:

- завернуть регулировочную гайку так, чтобы не было люфта подшипников (проверить индикатором);

- довернуть регулировочную гайку на четыре паза и застопорить.

В процессе регулировки межколесный дифференциал проворачивать на два-три оборота.

Регулировка зацепления конических шестерен заключается в установлении необходимого бокового зазора и кон- такта, производится после регулировки подшипников.

Правильность зацепления оценивается по пятну контакта. Пятно контакта на ведущей стороне зуба должно быть не менее 50 % высоты зуба. Выход пятна контакта на вершину зуба ведущей конической шестерни не допускается. На неведущей стороне зуба пятно контакта может иметь отклонение по длине и высоте в пределах 10 % по сравнению с ведущей стороной.

При регулировке зацепления по пятну контакта (таблица 5) необходимо выдержать боковой зазор, величина которого замеряется щупом или индикатором у широкого торца зуба и должна находиться в пределах 0,17 – 0,45 мм. Проверке подлежат не менее четырех зубьев шестерен, расположенных приблизительно на равных углах по окружности.

Таблица 5 – Регулировка зацепления конических шестерен главной передачи

Положение пятна контакта на зубе ведомой шестерни

Способы достижения правильности зацепления шестерен


Положение пятна контакта на зубе КрАЗ Н12.2

Правильный контакт спирально-конических шестерен


Положение пятна контакта на зубе КрАЗ Н12.2

Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню

Шестерни КрАЗ Н12.2


Положения пятна КрАЗ Н12.2

Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню

Шестерни КрАЗ Н12.2


Положения пятна КрАЗ Н12.2

Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор будет слишком мал, отодвинуть ведомую шестерню

Шестерни КрАЗ Н12.2


Положения пятна КрАЗ Н12.2

Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор будет слишком велик, придвинуть ведомую шестерню

Шестерни КрАЗ Н12.2

Регулировка механизма включения блокировки межколесного дифференциала производится таким образом: вворачивая или выворачивая регулировочный винт 13 (рисунок 20) в шток, установить положение пальца винта, соответствующее положению муфты 6 блокировки дифференциала при разблокированном дифференциале (в крайнем левом положении).

Для обеспечения гарантированного зазора между муфтой и чашкой дифференциала ввернуть винт на половину оборота. Проверить четкость включения и выключения блокировки дифференциала путем подвода воздуха в пневмокамеру под давлением 0,45 – 0,50 МПа (4,5 – 5 кгс/см2), при этом ход втулки муфты должен быть 12 – 15 мм.

Главная передача заднего моста КрАЗ Н12.2

Рисунок 20 – Главная передача заднего моста

1 – сателлит; 2 – чашка дифференциала; 3 – шестерня полуоси; 4 – шайба; 5– кольцо стопорное; 6 – муфта блокировки дифференциала; 7, 18, 23, 43, 46– подшипники; 8, 16, 24, 39 – крышки; 9 – кольцо опорное; 10 – втулка включения блокировки дифференциала; 13– винт регулировочный; 14 – пневмокамера включения блокировки дифференциала; 15 – датчик включения сигнальной лампы блокировки межколесного дифференциала; 17 – шестерня ведомая коническая; 19 – шестерня цилиндрическая ведущая; 20 – гнездо подшипника; 21, 22 – прокладки регулировочные; 25 – шайба; 26 – гайка; 27– вал ведущей конической шестерни; 28 – шайба опорная; 29 – фланец; 30 –сапун; 31 – шайба регулировочная; 32– гайка; 33 – крестовина дифференциала; 34 – шайба разграничительная; 35 – пластина замковая; 36 – болт; 37 – манжета; 38 – шайба опорная подшипников; 40 – прокладка регулировочная; 41 – картер подшипников; 42 – кольцо распорное; 44 – коническая ведущая шестерня; 45 – крышка задняя; 47 – ведомая цилиндрическая шестерня.