Приложение 7 Состав и схема тормозной системы шасси КрАЗ Н12.2
Автомобиль оборудован рабочей тормозной системой, действующей на тормозные механизмы всех колес, запасной тормозной системой, функцию которой выполняет стояночная тормозная система, действующая на колеса заднего моста, и вспомогательной тормозной системой, установленной в системе выпуска отработавших газов.
Схема пневматического привода тормозной системы автомобиля приведена на рисунке 7.1.
Пневмопривод рабочей тормозной системы раздельный: тормозные механизмы колес переднего моста приводятся в действие от одной секции тормозного крана, а тормозные механизмы заднего моста – от другой секции. От крана ручного управления осуществляется стояночное торможение.
Предусмотрено использование сжатого воздуха для приведения в действие дополнительных потребителей.
Рабочая тормозная система
Предназначена для управления скоростью автомобиля и его остановки с необходимой эффективностью. Состоит из тормозных механизмов и пневматического привода.
Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними симметричными колодками и кулачковым разжимом. К наружным поверхностям колодок приклепаны фрикционные накладки. Колодки тормозных механизмов передних колес опираются на одну ось, установленную в суппорте, а задних тормозных механизмов на две оси. В отторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку, а при торможении – раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана. На шлицевых концах разжимных кулаков установлены регулировочные рычаги, соединенные вилками со штоками тормозных камер.
Криволинейная поверхность разжимного кулака обеспечивает возможность плавной регулировки зазора между барабаном и колодками до полного износа (до головок заклепок) фрикционных накладок.
Регулировка зазора осуществляется червячной передачей в рычаге разжимного кулака.
Вспомогательная тормозная система
Дроссельного типа, компрессионная с пневматическим приводом, предназначена для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы. При ее использовании торможение автомобиля производится неработающим двигателем (когда подача топлива выключена) за счет повышения противодавления в выпускном тракте двигателя.
Управление осуществляется клавишей (см. табл. 3). При нажатии на клавишу включается вспомогательная тормозная система. При отпускании клавиши выключается вспомогательная тормозная система.
Стояночная тормозная система
Предназначена для затормаживания автомобиля при остановках и на стоянке, а также для торможения при движении в случае отказа привода рабочей тормозной системы. Торможение осуществляется при помощи рабочих тормозных механизмов заднего моста автомобиля. Привод тормозных механизмов осуществляется с помощью предварительно сжатых энергией воздуха пружин энергоаккумуляторов тормозных камер. Управление стояночной (запасной) тормозной системой осуществляется при помощи крана с ручным управлением, установленного на панели приборов автомобиля.
Рисунок 7.1 – Схема пневмооборудования автомобиля
КД1 – клапан двухмагистральный; КМ – компрессор; КТ1 – КТ1 – камеры тормозные; МН – манометр двухстрелочный; ОК – обратный клапан; ПК – пневмоклапан моторного тормоза; ПРКПП – пневмораспределитель коробки перемены передач; ПЭ1 – ПЭ2 – камеры тормозные с пружинными энергоаккумуляторами; РТС – регулятор тормозных сил; РР – ресивер регенерационный; РС1 – РС3 – ресивер А40; РУ – кран тормозной обратного действия; СК1 – СК3 – клапан слива конденсата; СЦ – силовой цилиндр; ТК – кран тормозной двухсекционный; УК – ускорительный клапан; ЦЗ – цилиндр заслонки; ЦС – цилиндр сцепления; ЭПК – электропневмоклапан; ЭПККПП – электропневмоклапан коробки перемены передач; АПВ – аппарат подготовки воздуха; БК – блок клапанов; БП – блок потребителей; ВКПП – воздухораспределитель коробки перемены передач; МД1 – МД4 – модуляторы; ДД1 – ДД4 – датчик снижения давления; ДТ1 – ДТ2 – датчик сигнала торможения; КВ1 – КВ3 – клапан контрольного вывода.