Система охлаждения УРАЛ-5557-40
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с фрикционным приводом отключения вентилятора, принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (рис. 25).
При температуре окружающего воздуха до минус 40 °С применять охлаждающую жидкость ОЖ-40 «Лена», или охлаждающие жидкости марки 40, или ТОСОЛ-А40М. При температуре 20 °С плотность охлаждающей жидкости ОЖ-40 «Лена» должна быть 1,075-1,085 г/см3, марки 40 — 1,067-1,072 г/см3 и ТОСОЛ-А40М — 1,078-1,085 г/см3.
При температуре воздуха минус 40 °С и ниже применять охлаждающую жидкость ОЖ-65 «Лена», или охлаждающие жидкости марки 65, или ТОСОЛ- А65М. При температуре 20 °С плотность охлаждающей жидкости ОЖ-65 «Лена» должна быть 1,085-1,100 г/см3, марки 65 — 1,085-1,090 г/см3 и ТОСОЛ-А65М — 1,085-1,095 г/см3.
Допускается применение воды в случае внезапной потери охлаждающей жидкости. При первой же возможности слить воду и залить низкозамерзающую жидкость.
Радиатор трубчато-ленточный — трехрядный. На заливной горловине верхнего бачка радиатора установлена герметичная пробка, снабженная двумя клапанами. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 65 кПа (0,65 кгс/см2), выпускает избыток жидкости и пар в расширительный бачок, впускной клапан открывается при разрежении 1-1,2 кПа (0,01-0,012 кгс/см2), впускает жидкость из бачка в радиатор.
Рис. 25. Схема системы охлаждения:
1 —радиатор; 2 —горловина заливная с пробкой радиатора; 3 —кожух; 4 —вентилятор; 5 — шланг водоотводящий; 6 — шланг перепускной к расширительному бачку; 7 — коробка термостатная; 8 —бачок расширительный; 9 —пробка расширительного бачка; 10 — пробка сливная; 11—трубопровод водоподводящий; 12 —рамка радиатора; а —отвод охлаждающей жидкости от компрессора; Ь —подвод охлаждающей жидкости к компрессору
Расширительный бачок — пластмассовый, расположен на кронштейне правой боковины капота автомобиля, соединен трубопроводом с заливной горловиной верхнего бачка радиатора. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения осуществляется указателем, установленным на панели приборов. Датчик указателя установлен в водосборной трубе.
При достижении температуры в системе охлаждения 95 °С загорается сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.
При горящем сигнализаторе в особых случаях возможно дальнейшее движение, не более 10 мин, при внимательном наблюдении за указателем температуры охлаждающей жидкости.
При применении моторных масел повышенной вязкости не ниже М-5 3/14 Д(м) (БЛЕ 10Ш/40) предельная температура 95 °С, при этом допускается кратковременное повышение температуры до 100 °С.
Проверка уровня низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Уровень охлаждающей жидкости проверять на непрогретом двигателе (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей).
Систему охлаждения непрогретого двигателя заполнять охлаждающей жидкостью через заливную горловину радиатора. При заправке системы кран отопителя должен быть открыт. Перед проверкой уровня жидкости двигатель запустить на 1-2 мин для удаления воздуха из системы. После остановки двигателя при необходимости долить жидкость.
При первоначальной заправке в горловину радиатора засыпать 23 г герметизирующего порошка НИИСС-1 ТУ 38.10270-78.
После разборки любого соединения системы охлаждения при необходимости добавить порошок.
Уровень воды в системе охлаждения необходимо проверять на непрогретом двигателе. Систему охлаждения заполнить водой через заливную горловину радиатора при открытом кране отопителя кабины. При температуре ниже 0 °С кран отопителя кабины открывать только после прогрева двигателя и доливать воду в радиатор до верхней кромки горловины радиатора. В холодное время года соединительный шланг отсоединить от расширительного бачка и направить его вниз, закрепив хомут под болт крепления кожуха вентилятора. В теплое время шланг от бачка не отсоединять.
Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения установить автомобиль на горизонтальной площадке или с наклоном вперед, вывернуть три пробки, расположенные на котле подогревателя, на насосном агрегате подогревателя, на подводящем патрубке водяного насоса (с правой стороны по ходу автомобиля) и открыть краник на жидкостно-масляном теплообменнике (ЖМТ).
При этом пробка заливной горловины радиатора и кран отопителя кабины должны быть открыты.
Объем несливаемой охлаждающей жидкости при открытом кране отопителя кабины ориентировочно составляет 2 л.
Если в системе охлаждения использовалась вода, то при ее сливе проделать следующее:
— после слива воды из системы охлаждения и предпускового подогрева включить на 10-15 с насосный агрегат для удаления воды из насоса во избежание примерзания крыльчатки, после полного слива воды завернуть три пробки и закрыть краник ЖМТ ;
— после слива воды из системы охлаждения не закрывать пробкой заливную горловину радиатора, так как возможно ее примерзание.
Не пускать двигатель после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы, это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию и короблению головок блока.
Подвеска силового агрегата
Силовой агрегат установлен на четырех эластичных опорах: передней,
задней и двух средних — левой и правой.
Передняя и средние опоры — несущие. Задняя опора — поддерживающая, устанавливается в ненагруженном положении с помощью регулировочных пластин 9 (рис. 26). Передней и задней опорами силовой агрегат устанавливается на балках 3 и 11, средними — на кронштейнах, закрепленных на раме автомобиля.
Опорами силового агрегата служат кронштейны 2,7,12. Кронштейн передней опоры 12 крепится к передней крышке блока двигателя, кронштейны 2 средних опор — к картеру маховика, а кронштейн 7 задней опоры — к заднему торцу коробки передач.
Рис. 26. Подвеска силового агрегата:
1 —подушка средней опоры; 2 —кронштейн средних опор; 3 —балка передней опоры; 4 —подушка передней и задней опор; 5 — амортизатор передней и задней опор; 6 — скоба передней и задней опор; 7 —кронштейн задней опоры; 8 —гайка; 9 —пластины регулировочные; 10 —болт; 11 —балка задней опоры; 12 —кронштейн передней опоры; 1 — передняя опора; 11 — средние опоры; Ш — задняя опора
Подушки средних опор 1 левой и правой — взаимозаменяемы между собой. Подушки 4 и амортизаторы 5 передней и задней опор также взаимозаменяемы. Для установки задней опоры в ненагруженном положении необходимо выдержать зазор 0-1 мм между подушкой 4 и кронштейном задней опоры 7. Для этого следует провести регулировку в следующей последовательности: 1. Отвернуть регулировочные прокладки 9.
3. Замерить зазор между кронштейном 7 и подушкой 4.
Зазор более 1 мм должен быть устранен установкой регулировочных про¬кладок 9.
4. Установить болты 10 и затянуть гайки 8.