Раздаточная коробка УРАЛ-5557-40
Раздаточная коробка (рис. 30) механическая, двухступенчатая, с несимметричным межосевым дифференциалом, установлена на раме автомобиля на четырех резиновых подушках.
Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами, солнечной 30 и коронной 29 шестернями. Момент от солнечной шестерни 30 передается на вал 35 привода переднего моста, а от коронной шестерни 29 на вал 21 привода заднего моста.
При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается равномерная тяга всех осей и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и заднего мостов вращаются как одно целое.
На валах привода переднего и заднего мостов имеются маслосгонные кольца
23. На наружных поверхностях маслосгонных колец нарезаны винтовые канавки, направляющие масло при вращении валов от манжет в картер. Спираль винтовой канавки выполнена разных направлений: для вала привода переднего моста — левое направление, для вала привода заднего моста — правое. В соответствии с назначением на маслосгонных кольцах выбиты буквы «П» (переднее) и «3» (заднее).
Рис. 30. Коробка раздаточная:
1,22,36 — фланцы; 2,10,16,25,32,39 — крышки подшипников; 3,18 — роликоподшипники конические; 4,38 — шестерни высшей передачи; 5 —втулка; 6 —крышка верхнего люка; 7 —муфта переключения передач; 8,20 — шестерни низшей передачи; 9 —картер раздаточной коробки; 11 — вал первичный; 12,13 — шестерни привода спидометра (ведущая и ведомая); 14 — вал гибкий спидометра; 15 — сапун; 17 — вал промежуточный; 19 —втулка распорная; 21 —вал привода заднего моста; 23 —кольцо маслосгонное; 24,40 — гайки подшипников; 26 — картер заднего подшипника дифференциала; 27 — обойма дифференциала задняя; 28 —обойма дифференциала с шестерней нижнего вала; 29 — шестерня коронная; 30 — шестерня солнечная; 31 — муфта блокировки дифференциала; 33 — болт; 34 — отражатель фланца; 35 — вал привода переднего моста; 37 — сателлит
При сборке раздаточной коробки необходимо следить, чтобы маслосгонные кольца были правильно установлены, в противном случае неизбежна течь масла через манжеты.
Параметры шестерен привода спидометра зависят от передаточного отношения главной передачи ведущего моста и размеров установленных на автомобиле шин. Эта зависимость, а также отличительные особенности шестерен приведены в таблице 1.
Таблица 1
Зависимость параметров шестерен привода спидометра от передаточного отношения главной передачи и размеров шин
Передаточное отношение главной передачи ведущего моста |
Размер и модель шины |
Шестерня ведомая (в крышке промежуточного вала) |
Шестерня ведущая (на промежуточном валу) |
Форма пластины маркировочной, соответствующей раздаточной коробке |
||||
число зубьев |
диаметр наружный, мм |
отличительная метка |
число зубьев |
диаметр наружный, мм |
отличительная метка |
|||
7,32 |
1200x500-508 ИД - П284 |
22 |
30,13 |
одна кольце — вая канавка на валике |
5 |
67,33 |
одна торцевая канавка |
о |
8,05 |
24 |
32,65 |
две кольцевые канавки на валике |
5 |
64,82 |
Регулировка раздаточной коробки и привода управления. Конические подшипники регулируются изменением количества прокладок под крышками при снятой с автомобиля раздаточной коробке. Перед регулированием подшипников установить коробку так, чтобы верхний люк был в горизонтальном положении, и снять с него крышку. Осевое перемещение первичного и промежуточного валов должно быть 0,03-0,08 мм, контролировать осевое перемещение валов индикатором часового типа.
Для регулировки подшипников первичного вала:
— проверить затяжку гайки крепления фланца и, при необходимости [момент затяжки менее 200 Н.м (20 кгс.м)], подтянуть;
— установить стойку индикатора на плоскость люка картера так, чтобы его ножка упиралась в торец шлица средней части первичного вала;
— пользуясь монтажной лопаткой как рычагом, через шестерню переместить
первичный вал до полной остановки стрелки индикатора, плавно уменьшить величину осевого усилия, прикладываемого на длине рычага 0,5 м до 2-5 Н (0,2-0,5 кгс), и зафиксировать показание индикатора;
— прилагая осевую силу в обратном направлении, аналогично зафиксировать второе показание индикатора.
Суммарное перемещение ножки индикатора должно быть 0,03-0,08 мм; при большей величине удалить регулировочные прокладки из-под передней крышки подшипника.
Для регулировки подшипников промежуточного вала:
— снять заднюю крышку подшипников промежуточного вала;
— расстопорить и затянуть гайку крепления подшипника промежуточного вала, плотно зажав распорную втулку шестерен;
— застопорить гайку и установить крышку;
— проверить осевое перемещение промежуточного вала аналогично первичному валу, при этом ножку индикатора упереть в торец одной из шестерен; суммарное перемещение ножки индикатора должно быть 0,03-0,08 мм;
— отрегулировать подшипники, удаляя регулировочные прокладки из- под задней крышки промежуточного вала.
Для исключения ошибок при замере проверить осевое перемещение валов до и после регулирования два-три раза, предварительно проворачивая валы.
Проверить и при необходимости отрегулировать положение муфты блокировки дифференциала и муфты переключения передач. Положение муфты 31 блокировки дифференциала регулировать вращением штока. При проверке положения муфты установить шток в переднее фиксированное положение и за фланец прокручивать вал привода переднего моста. Если муфта не задевает шлицевой торец передней обоймы дифференциала, она установлена правильно. Если муфта касается обоймы, переместить ее вперед, вращая шток по часовой стрелке.
Положение муфты 7 переключения передач регулировать подбором толщины пакета регулировочных прокладок 12 (рис. 31). Положение муфты считается нормальным, если при фиксированном нейтральном положении штока вилки переключения передач разность свободной длины шлиц средней части первичного вала с обеих сторон каретки не превышает 1 мм.
Привод управления раздаточной коробкой регулируется изменением длины тяг 5 и 6. Отсоединить тяги 5 и 6 от поводков 7 и 8. Поставить поводок переключения передач 7 в положение, соответствующее нейтральному положению каретки переключения передач. Рычаг переключения 2 установить по середине проема кожуха пола кабины. Изменяя длину тяги посредством перемещения по резьбе вилки тяги, необходимо добиться совпадения отверстий в вилке тяги и поводке, установить палец.
Рис. 31. Управление раздаточной коробкой:
1 —рычаг блокировки дифференциала; 2 —рычаг переключения передач; 3 — пружина поджимная; 4 — валик рычагов; 5,6 —тяги; 7,8 —поводки; 9 — гайка поводка; 10 — кронштейн; 11 — шток вилки переключения передач; 12 —прокладки регулировочные; 13 — шток вилки блокировки дифференциала раздаточной коробки; I— дифференциал разблокирован; II— дифференциал заблокирован; П —переднее положение рычага (включена высшая передача); Н —среднее положение рычага (нейтраль); 3 —заднее положение рычага (включена низшая передача)
Проверить достаточность хода рычага при переключении передач раздаточной коробки, при этом рычаг не должен доходить до кромок проема кожухов пола. Затем поставить рычаг переключения передач в крайнее положение.
Рычаг блокировки дифференциала 1 совместить в одну плоскость с рычагом переключения 2. Переключить поводок блокировки дифференциала 8 в заднее положение.
Необходимо повторить операцию по регулировке тяги аналогично тяге переключения передач. Проверить достаточность хода рычага блокировки дифференциала, при этом не должно быть контакта рычага с кромками проема кожуха пола, после этого следует затянуть контргайки наконечников тяг и зашплинтовать пальцы.
Гайки 9 поводков затянуть до выборки зазоров по торцам поводков, после чего отпустить на 1/6-1/4 оборота и закернить в пазу оси.