Ведущие мосты УРАЛ-5557-40

Ведущие мосты автомобиля проходного типа, с верхним расположением главной передачи.

Главная передача моста двойная, состоит из пары конических шестерен 1 и 15 (рис. 34) со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен 4 и 33 с косыми зубьями. К ведомой цилиндрической шестерне болтами прикреплен симметричный конический дифференциал с четырьмя сателлитами.

Для отличия главные передачи маркируются пластинами с обозначением передаточного числа, устанавливаемыми под болт крепления крышки стакана подшипников ведущей цилиндрической шестерни. Шестерни главных передач отличаются метками на ведущей и ведомой цилиндрических шестернях (табл 2).

Таблица 2

Передаточное

число

Метки на торце ведущей цилиндрической шестерни со стороны установки конической шестерни

Метка на ведомой цилиндрической шестерне

7,32

Сверление 010 мм на глубину 2 мм

Фаска под зубчатым венцом

8,05

Цилиндрическая проточка

052 мм

Риска на торце 0290 мм

Главная передача Урал-5557-40

Рис. 34. Главная передача:

1 —шестерня коническая ведомая; 2,24-подшипники роликовые цилиндрические; 3 — картер главной передачи; 4 —шестерня цилиндрическая ведущая; 5 —стакан подшипников; 6 — подшипник роликовый конический; 7,8,13 — прокладки регулировочные; 9 —прокладки уплотнительные (по 1 шт. по обе стороны пакета регулировочных прокладок); 10 —крышка стакана подшипников; 11 —фланец привода среднего моста; 12 — манжеты; 14 — стакан подшипников ведущей конической шестерни; 15 — шестерня коническая ведущая; 16 — сапун; 17 — вал ведущей шестерни; 18 — прокладка; 19 — фланец привода заднего моста; 20 — гайка фланца; 21 — крышка заднего подшипника; 22 — втулка распорная; 23 — крышка переднего подшипника; 25 — шайба регулировочная; 26 — гайка; 27 —шайба стопорная; 28 —шайба замочная; 29 — контргайка; 30 —шестерня полуоси; 31 —сателлит дифференциала; 32 — крестовина дифференциала; 33 —шестерня цилиндрическая ведомая; 34 — шайба опорная; 35 — крышка подшипника дифференциала; 36 — пластина стопорная; 37 — пластина замочная; 38 — гайка регулировочная подшипника дифференциала; 39 —чашка дифференциала; 40 —крышка картера; I —для переднего моста; 11 — для заднего моста

Мост средний (задний) ведущий Урал-5557-40

Рис. 35. Мост средний (задний) ведущий:

1 — манжеты подвода воздуха; 2 — цилиндр колесный; 3 — барабан тормозной; 4 — полуось; 5 — кронштейн рессоры опорный; 6 — крышка картера; 7,9 — прокладки; 8 — передача главная; 10 — картер моста; 11 — пробка сливная; 12 — пробка контрольная; 13 — кожух полуоси

Главная передача устанавливается на картер моста 10 (рис. 35) через уплотнительную паронитовую прокладку 9 толщиной 0,8 мм и крепится с помощью тринадцати болтов и двух шпилек. Одиннадцать болтов и шпильки установлены снаружи, а два болта — в полости конических шестерен. Доступ к внутренним болтам возможен только после снятия боковой крышки 6. Под наружные болты и гайки шпилек установлены пружинные шайбы. Внутренние болты зашплинтованы проволокой.

Шестерни и подшипники главной передачи смазываются маслом, заливаемым в картер моста и картер главной передачи до уровня контрольного отверстия. Масло подхватывается шестернями, разбрызгивается и через роликовый подшип¬ник 2 (см.рис. 34) попадает в полость конических шестерен картера главной пе¬редачи, откуда стекает в картер моста.

Подшипники ведущей конической шестерни смазываются маслом из полости конических шестерен, которое через карман на крышке картера и маслоподво¬дящий штуцер подается в стакан подшипников.

Главные передачи переднего и заднего мостов отличаются от главной передачи среднего моста приводными фланцами. На передний конец вала ведущей шестерни переднего моста устанавливается втулка 21 с крышкой 22, а на задний конец — фланец 18. Главная передача заднего моста имеет один фланец со стороны ведущей конической шестерни. На противоположном конце вала ведущей шестерни шлицы могут не выполняться.

Картеры 10 (см.рис. 35) мостов комбинированные, состоят из литой средней части и запрессованных в нее трубчатых кожухов полуосей. Полуоси полностью разгруженные, соединение полуоси со ступицей — шлицевое.

Передний мост автомобиля ведущий, управляемый. Конструкция привода к управляемым колесам переднего ведущего моста показана на рис. 36. Крутящий момент на передние ведущие колеса передается через полуоси и шарниры равных угловых скоростей (рис. 37).

Для надежной и долговечной работы ведущих мостов следует применять масла согласно карте смазочных материалов и рабочих жидкостей и поддерживать необходимый уровень их в картерах. Для замены смазки в шарнирах полуосей переднего моста снять колесо, тормозной барабан со ступицей, суппорт тормоза, поворотную цапфу. Удалить смазку и промыть детали шарнира равных угловых скоростей.

При необходимости демонтажа шаровой опоры из картера переднего моста пользоваться болтами-съемниками, находящимися в большой инструментальной сумке. Для этого установить их в резьбовые отверстия фланца шаровой опоры и, равномерно заворачивая их, вывести хвост шаровой опоры из зацепления с кожухом полуоси.

Требуется регулярно контролировать затяжку болтов крепления главной передачи к картеру моста. Ослабление затяжки болтов приводит к изгибу картера.

Привод к управляемым колесам переднего ведущего моста Урал-5557-40

Рис. 36. Привод к управляемым колесам переднего ведущего моста:

1 —шланг подвода воздуха; 2 —шайба замочная; 3 —шайба стопорная; 4 —контргайка; 5 —гайка; 6 —цапфа; 7 —угольник подвода воздуха; 8 —крышка ступицы колеса; 9 — полуось наружная; 10 —блок манжет; 11,17,19 —прокладки уплотнительные; 12 —подшипник; 13 — ступица; 14 — цилиндр колесный тормозной; 15 — барабан тормозной; 16 — суппорт тормоза; 18 — опора шаровая; 20 — полуось внутренняя; 21 — кожух полуоси; 22 — кулак шарнира; 23 —диск шарнира; 24 —вилка наружной полуоси; 25 —шпилька; 26 — отражатель; 27 — манжета

При регулировке главной передачи отрегулировать предварительный натяг конических подшипников и проверить пятно контакта в зацеплении конической пары шестерен главной передачи. Регулировочные работы выполнять на снятой с автомобиля главной передаче. Величину натяга контролировать моментом, необходимым для проворота вала. Момент сопротивления провороту определяется при помощи динамометра.

Проверка регулировки подшипников ведущей конической шестерниУрал-5557-40

Рис. 37. Проверка регулировки подшипников ведущей конической шестерни: 1—вилка; 2 — кулак; 3 — диск; 4 — полуось внутренняя

Замерять момент на валу необходимо при плавном проворачивании его в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов. Следует иметь в виду, что неправильная регулировка подшипников может привести к разрушению не только самих подшипников, но и шестерен главной передачи.

Регулировать главную передачу в следующей последовательности:

1. Установить главную передачу в приспособление, снять дифференциал и фланцы. Отвернуть болты крепления стакана подшипников ведущей конической шестерни. Вынуть вал ведущей шестерни со стаканом и шестерней.

Установить ведущую шестерню в тисках, зажав ее за зубчатый венец. Отвернуть болты крепления крышки и снять ее. Расконтрить контргайку и отвернуть ее. Снять стопорную и замочную шайбы. Подтянуть гайку моментом 450-500 Н.м (45-50 кгс.м).

Установить индикаторное приспособление и определить зазор в подшипниках. При отсутствии зазора после подтяжки гайки регулировать подшипники стакана не требуется.

Рассчитать величину уменьшения толщины регулировочной шайбы 25 (см.рис. 34) (величина зазора плюс 0,03-0,05 мм предварительного натяга). Отвернуть гайку, снять подшипник и регулировочную шайбу. Прошлифовать (или подобрать) шайбу до требуемого размера, установить шайбу и собрать подшипниковый узел ведущей конической шестерни. Момент затяжки гаек 450¬500 Н.м (45-50 кгс.м). Законтрить контргайку, отогнув шайбу на одну из граней. Крутящий момент, необходимый для проворота ведущей конической шестерни в подшипниках, должен быть 0,6-1,4 Н.м (0,06-0,14 кгс.м). Усилие на динамометре при размотке шнура с поверхности стакана 7,5-17,5 Н (0,75-1,75 кгс) (рис. 38).

Проверка регулировки подшипников ведущей конической шестерни Урал-5557-40

Рис. 38. Проверка регулировки подшипников ведущей конической шестерни

2. Отрегулировать предварительный натяг подшипников промежуточного вала. Регулировать подшипники подбором пакета прокладок 8 (см.рис. 34) под крышкой 9 стакана 5. Крутящий момент, необходимый для проворота промежуточного вала, должен быть 0,9-1,5 Н.м (0,09-0,15 кгс.м).

При замере крутящего момента с помощью динамометра наматывают шнур на венец цилиндрической шестерни, показание динамометра должно быть в пределах 18,7-31,2 Н (1,87-3,12 кгс). Следует иметь в виду, что с удалением прокладок из-под крышки стакана при регулировке подшипников происходит сдвиг ведомой конической шестерни в сторону уменьшения бокового зазора, поэтому для сохранения зазора под стакан 5 подшипников нужно установить дополнительные прокладки.

3. Установить стакан с ведущей конической шестерней в картер главной передачи. Болты крепления стакана затянуть моментом 60-80 Н (6-8 кгс). Проверить правильность зацепления конических шестерен на краску. Длина отпечатка должна быть не менее 60 % длины зуба (табл. 3).

Отпечаток должен располагаться не ближе 5 мм к краям зуба. При этом боковой зазор в зубьях (у широкой части) должен быть 0,1-0,4 мм. Чтобы изменить боковой зазор конических шестерен, не искажая контакт, необходимо сдвинуть обе шестерни на расстояние, пропорциональное числу зубьев каждой шестерни, т.е. ведомую коническую шестерню передвинуть в 2,2 раза (24:11) дальше ведущей.

4. Установить дифференциал и отрегулировать подшипники дифференциала. Болты крепления крышек подшипников дифференциала затянуть моментом 250-320 Н.м (25-32 кгс.м). Подшипники дифференциала регулируются гайками 38 (см. рис. 34). После затяжки гаек расстояние между крышками подшипников дифференциала должно увеличиться на 0,04-0,14 мм. Во время регулировки нужно проворачивать дифференциал для установки роликов в подшипниках. Венец ведомой цилиндрической шестерни должен быть расположен симметрично относительно венца ведущей шестерни.

Регулирование контакта в зацеплении конических шестерен главной передачи

Положение пятна контакта на зубе ведомой конической шестерни

Способы достижения пра­вильного зацепления кони­ческих шестерен

Направление перемеще­ния конических шестерен

Передний

ход

Задний ход

Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40

Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40

Правильный контакт

Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40
Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40

Придвинуть ведомую шес­терню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню

Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40
Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40

Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню

Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40
Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40

Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор будет слишком мал, отодвинуть ведомую шестерню

Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40
Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40

Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор будет слишком велик, придвинуть ведомую шестерню

Положения пятна контакта на зубе УРАЛ-5557-40

В связи с совершенствованием технологии изготовления шестерен дифференциала изменился профиль зуба полуосевой шестерни сателлита. Измененные шестерни не взаимозаменяемы с ранее выпускаемыми и должны заменяться только комплектно. Для отличия введены метки со стороны малого модуля: на шестерне полуоси — проточка диаметром 90 мм и на сателлите ступенчатый торец.

Регулировать подшипники шкворней поворотных кулаков при проведении шестого ТО-2 (через 96000 км) в следующем порядке:

- снять колеса и установить упоры под нижние крышки поворотных кулаков;

- снять рычаг левого поворотного кулака и верхнюю крышку правого поворотного кулака;

- удалить из пакета прокладок под рычагом и крышкой по две прокладки: одну толщиной 0,05 мм, другую — 0,1 мм; в полость рычага и крышки заложить по 50 г смазки Литол-24 ГОСТ 21150-87 и установить рычаги и крышку на место; гайки затянуть моментом 160-200 Н.м (16-20 кгс.м);

- убрать упоры и снять нижние крышки;

- удалить из-под каждой крышки пакет прокладок толщиной 0,15 мм [(0,05 + 0,1) мм];

- установить крышки и затянуть гайки моментом 160-200 Н.м (16-20 кгс.м);

- установить колеса.

Для регулировки подшипников ступиц колес требуется:

- поднять домкратом мост со стороны регулируемого колеса;

- снять крышку;

- съемником вывести шлицы полуоси из зацепления со ступицей и вынуть полуось;

- отвернуть наружную гайку и снять стопорную и замочную шайбы;

- вращая колесо рукой, убедиться в отсутствии трения тормозного барабана о колодки;

- затянуть гайку моментом 200-250 Н.м (20-25 кгс.м); при затяжке гайки ступицу проворачивать для самоустановки роликов в подшипниках, после чего отпустить гайку примерно на 1/5-1/6 оборота. Установить замочную шайбу.

При несовпадении штифта гайки с отверстием замочной шайбы допускается ослабление затяжки гайки на величину, не превышающую расстояние между двумя соседними отверстиями. Установить стопорную шайбу, затянуть контргайку моментом 400-500 Н.м (40-50 кгс.м) и законтрить ее.

Для обеспечения подсоединения шланга подкачки колес к колесному крану