Подвеска автомобиля УРАЛ-5557-40
Передняя подвеска (рис. 40) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия. Верхние проушины амортизаторов через резиновые втулки прикреплены к кронштейнам 7, прикрепленным к лонжеронам рамы, нижние проушины — к кронштейнам 23, приваренным к картеру моста.
В средней части рессоры стремянками закреплены на картере моста. Ход моста вверх ограничивается резиновыми буферами 5, закрепленными в накладках 4 рессор и обоймах 15 дополнительных буферов. Обойма 15 соединена с кронштейном 12, прикрепленным к лонжерону рамы. Дополнительные буфера, кроме того, уменьшают напряжение в рессорах при резком торможении, ограничивая закрутку рессор. Ход моста вниз ограничивается зацеплением отогнутых концов третьих листов рессор за болты 17 крепления стяжки задних кронштейнов рессоры на которые установлены распорные втулки 18.
На передних концах рессор болтом 31 и стремянкой 28 через накладку ушка 24 крепятся ушки 29. Рессоры через ушки соединены с передними кронштейнами 1 пальцами 25, которые фиксируются в кронштейнах клиньями 30. Задние концы рессор свободно входят в проушины задних кронштейнов.
Для уменьшения напряжения в лонжеронах рамы в зоне второй поперечины задние кронштейны рессор 14 соединены стяжкой 19, которая крепится к кронштейнам с помощью болтов 17 и 21. Болты стопорятся пластинами 20.
В зависимости от нагрузки на передний мост на автомобилях могут применяться передние рессоры отличающиеся толщиной листов; стремянки передних рессор и другие детали крепления при этом не меняются.
Рис. 40. Подвеска передняя:
1,14 — кронштейны рессоры (передний, задний); 2 — рессора; 3 — стремянка рессоры; 4 — накладка рессоры; 5 —буфера рессоры; 6 —кронштейн буфера; 7,23 — кронштейны амортизатора (верхний, нижний); 8 — амортизатор; 9 — шайба; 10 — втулки амортизатора; 11—гайка; 12 —кронштейн дополнительного буфера; 13 — подкладка; 15 —обойма дополнительного буфера; 16 —вкладыши; 17 —болт нижний крепления стяжки; 18 — втулка распорная; 19 — стяжка задних кронштейнов; 20 — пластина стопорная; 21 — болт верхний крепления стяжки; 22 — болт крепления кронштейна к усилителю; 24 — накладка ушка; 25 — палец ушка рессоры; 26 — болт крепления кронштейна к полке лонжерона; 27 —гайка стремянки; 28 —стремянка ушка; 29 —ушко рессоры; 30 —клин; 31 —болт крепления ушка
Гидравлические амортизаторы (рис. 41) предназначены для гашения колебаний, возникающих в результате упругих деформаций элементов подвески автомобиля при движении по неровной дороге. Принцип действия гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания автомобиля.
Задняя подвеска балансирного типа, концы рессор входят в проушины опорных кронштейнов 8 (рис. 42).
Рессоры стремянками 2 прикреплены к балансирам 24, качающимся на оси 20 балансира. На оси напрессованы кронштейны 21, через которые ось 20 болтами 17 крепится к кронштейнам 19 балансира. Толкающие и тормозные усилия передаются от мостов к раме через две верхние 7 и четыре нижние 9 реактивные штанги. Боковые усилия передаются через рессоры.
Рис. 41. Амортизатор:
1 — головка верхняя; 2 —гайка корпуса; 3 —шайба; 4 —сальник штока; 5 —втулка корпуса; 6 — шайба; 7 —кольцо уплотнительное; 8 —корпус сальника; 9 —корпус амортизатора; 10 — цилиндр; 11—шток поршня; 12 —тарелки ограничительные; 13,15,18 — диски клапанные; 14 —поршень; 16 —гайка поршня; 17 —корпус клапана; 19 —диск дроссельный сжатия; 20 —диск нажимной; 21,26 — пружины; 22 —крышка
Шарниры реактивных штанг шаровые. На верхних реактивных штангах со стороны мостов установлены пальцы с укороченным конусом, которые удерживаются от проворачивания в кронштейнах сегментными шпонками. Головка реактивной штанги герметизируется с одной стороны прокладкой, установленной под крышку, с другой стороны уплотнительным кольцом 22.
Удар мостов о раму, полученный при наезде колеса автомобиля на препятствие, смягчается буфером 13. Ход мостов вниз ограничивается защемлением конца рессоры в опорном кронштейне 8.
Подвеска автомобиля с нагрузкой на заднюю тележку отличается установкой рессор:
— при нагрузке до 12 000 кгс — пятнадцать листов толщиной 12 мм;
— при нагрузке 12 000-16 000 кгс — пятнадцать листов (второй и третий толщиной 12 мм, остальные14 мм);
— при нагрузке 16 000-17 500 кгс — шестнадцать листов (второй и третий толщиной 12 мм, остальные 14 мм).
Рис. 42. Подвеска среднего и заднего мостов:
1 —рессора; 2 —стремянка; 3 —накладка; 4 —гайка стремянки; 5 —шайба сферическая; 6 — рама; 7,9 — штанги реактивные (верхние и нижние); 8 — кронштейн рессоры опорный; 10 —кронштейн буфера; 11 —подкладка буфера; 12 —обойма буфера; 13 —буфер; 14 — болт стяжной; 15 — манжета; 16 — кольцо защитное; 17 — болт крепления оси балансира; 18 —болты крепления кронштейна балансира к пятой поперечине; 19 —кронштейн балансира; 20 —ось балансирной подвески; 21 —кронштейн оси; 22 —кольцо уплотнительное; 23 —палец шаровой; 24 —балансир; 25 —гайка; 26 —колпак балансира; 27 — пробка наливного отверстия; е — полость; I, 11 — варианты исполнения
Техническое обслуживание. Для предупреждения среза центрового болта передней рессоры и центрирующей выдавки задней рессоры необходимо своевременно подтягивать на груженом автомобиле гайки стремянок рессор.
Рис. 43. Схема затяжки гаек стремянок рессор: 1 —рессора; 2 —накладка задней рессоры (хомут балки переднего моста); I —IV —порядок затяжки гаек стремянок
При появлении скрипа в рессорах приподнять автомобиль за раму и в образовавшиеся зазоры между листами ввести смазку. При каждой разборке рессор смазать листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии. Промыть и смазать ушки и пальцы передних рессор.
Перед сборкой смазать резьбу стремянок графитовой смазкой или ТСгип. Гайки стремянок рессор следует затягивать в соответствии с рис. 43:
- передних рессор: сначала моментом 200-250 Н.м (20-25 кгс.м), затем окончательно моментом 400-500 Н.м (40-50 кгс.м);
- задних рессор: сначала моментом 250-300 Н.м (25-30 кгс.м), затем окончательно моментом 580-660 Н.м (58-66 кгс.м);
Гайки стремянки 28 (см.рис. 40) крепления накладного ушка передней рессоры затягивать на нагруженном автомобиле в следующем порядке: затянуть гайку на одной ветви стремянки ушка моментом 100-140 Н.м (10-14 кгс.м), затем гайку на второй ветви моментом 180-220 Н.м (18-22 кгс.м) и дотянуть этим же моментом первую гайку. Несоблюдение порядка затяжки гаек может привести к деформации накладки и стремянок ушка.
При отсутствии зазора (менее 0,2 мм) между передней частью ушка и верхним листом следует отремонтировать или заменить ушко.
Необходимо следить за подтяжкой гайки болта 31 крепления накладного ушка. Момент затяжки гайки указанного болта 280 Н.м (28 кгс.м) не менее. При несовпадении прорезей гайки с отверстием под шплинт, гайку дотянуть до совпадения и зашплинтовать.
При ослаблении крепления стяжки задних кронштейнов передних рессор подтянуть болты ее крепления. Момент затяжки верхнего болта 21 120-160 Н.м (12-16 кгс.м), гайки нижнего болта 17 — 180-220 Н.м (18-22 кгс.м). Болты застопорить, отгибая стопорную пластину на головки.
При износе концов первого листа задней рессоры до половины толщины поменять местами первый и второй листы. На рессоре автомобиля с нагрузкой на тележку свыше 12000 кгс листы местами не менять.
Для снятия стремянки 2 (см.рис. 42) без отсоединения реактивных штанг поддомкратить автомобиль, установить под ось балансира или раму подставу.
Отвернуть гайки стремянок и снять накладку рессоры. Опустить автомобиль на подставу так, чтобы между рессорой и балансиром образовался зазор. Повернуть балансир на небольшой угол и снять стремянку.
При появлении течи через уплотнение ступицы балансира течь устранить, при необходимости заменив изношенные детали уплотнения. При сборке ступицы балансира заполнить полость «е» под кромкой защитного кольца 15 смазкой Литол-24, установить балансир на место, протереть насухо и смазать герметиком УГ-6 (допускается Локтайт 243 или 573) резьбовую часть гайки 25 крепления балансира и оси балансира. Завернуть гайку 25 до упора, а затем отвернуть ее назад на 1/6-1/4 оборота. Выдавливание герметика в зазор между торцами гайки 25 крепления балансира и втулки балансира не допускается. Затянуть стяжной болт 14 моментом 44-56 Н.м (4,4-5,6 кгс.м). Поврежденную прокладку колпака заменить, предварительно смазав ее с двух сторон герметиком УН-25 (допускается Локтайт 573).
Смазку в ступицы балансира заливать до уровня наливного отверстия в колпаке. Не допускать падения уровня смазки ниже метки на колпаках балансира.
В связи с тем, что заливаемое при сборке в ступицы балансиров масло постепенно заполняет зазоры в соединениях и впитывается в деревянные пробки, запрессованные в трубу оси с двух сторон, возможно незначительное снижение уровня масла. Поэтому при подготовке нового автомобиля к эксплуатации следует проверить уровень смазки в ступицах балансира и при необходимости довести его до уровня наливного отверстия в колпаках.
Гайки пальцев реактивных штанг затягивать моментом 600 Н.м (60 кгс.м). Если отверстие в пальце не совпадает с прорезями на гайке, довернуть гайку до совпадения и зашплинтовать. Наполнить смазкой шарниры реактивных штанг до выдавливания свежей смазки или до начала деформации уплотнительных резиновых колец, при этом выдавливание смазки не обязательно.
Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.
При появлении течи рабочей жидкости из амортизатора подтянуть гайку 2 (см.рис. 41). При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление. Усилие нового амортизатора при ходе отбоя должно быть в пределах - 5,95-8,05 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,52-2,28 кН (152-228 кгс); уменьшение усилий сжатия и отбоя в процессе эксплуатации более чем на 25 % не допускается, усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 ходов в минуту. Свободное перемещение штока амортизатора указывает на его неисправность.
Разбирать и собирать амортизатор в ремонтных мастерских, соблюдая необходимую чистоту. Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей необходимо предохранять от забоин и других повреждений.
Порядок операции при замене рабочей жидкости:
1. Закрепить амортизатор за нижнюю головку в тисках и вытянуть шток полностью.
2. В образовавшуюся щель между кожухом и корпусом вставить специальный ключ и отвернуть гайку корпуса.
3. Легким покачиванием за верхний конец штока вынуть его вместе с поршнем из рабочего цилиндра.
4. Вынуть из резервуара рабочий цилиндр и полностью слить рабочую жидкость.
При каждой разборке, а также при замене жидкости все детали амортизатора промыть в керосине и просушить. Внутреннюю поверхность манжет смазать амортизаторной жидкостью. Залить в цилиндр амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазочных материалов и рабочих жидкостей, вставить в цилиндр поршень со штоком в сборе, переместить остальные детали и завернуть гайку корпуса моментом 120-150 Н.м (12-15 кгс.).
Заполнение амортизатора рабочей жидкостью в произвольном количестве и применение других жидкостей в качестве рабочей недопустимо: при недостатке жидкости амортизатор не развивает усилий, а при избытке он может выйти из строя.
На амортизаторе с пластмассовым кожухом в растянутом состоянии перекрывается доступ к гайке корпуса. Для подтяжки гайки корпуса амортизатор снять с автомобиля и упором в торец кожуха спрессовать его в сторону верхней головки. После подтяжки гайки корпуса кожух установить на место.