Колеса и шины УРАЛ-5557-40

Колесо состоит из основания обода 2 (рис. 44), бортового 5, замочного 4 колец и ограничителя замочного кольца 3. Бортовая закраина со стороны бортовой части колеса может быть как отъемной (второе бортовое кольцо), так и цельной.

Основание обода включает в себя тороидальные посадочные полки, на которые опираются шины своими бортами, монтажный ручей, позволяющий осуществить монтаж шин на обод и демонтаж, диск, посредством которого колесо крепится на ступице автомобиля.

Бортовое и замочное кольца колеса устанавливаются в строго определенном положении с помощью ограничителя замочного кольца, приваренного к ободу, и выдавок на замочных кольцах, входящих в соответствующее углубление (паз) на бортовом кольце. Второй паз на бортовом кольце используется при демонтаже колеса. На одном из концов замочного кольца сделан паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода

Колесо с шиной в сборе Урал-5557-40

Рис. 44. Колесо с шиной в сборе: 1 — кран колесный; 2 —основание обода с диском; 3 — ограничитель замочного кольца; 4 —кольцо замочное; 5 —кольцо бортовое; 6 — покрышка; 7 —камера; 8 —лента ободная; 9 — уплотнитель вентильного паза

Ограничитель замочного кольца служит для предотвращения проворачивания колец в эксплуатации при движении автомобиля со сниженным давлением воздуха в шинах и одновременно является кронштейном, на котором крепится колесный кран 1, и дополнительной опорой для защитных кожухов шлангов подвода воздуха.

Резиновый уплотнитель 9 вентильного паза колеса предотвращает попадание грязи внутрь шины, предотвращает продавливание камеры с ободной лентой в вентильный паз и обеспечивает установку вентиля камеры в определенном положении.

Вентиль камеры смещен относительно центра колеса на 65 мм, что надо учитывать при установке камеры в шину (левое или правое колесо).

Гайки и шпильки крепления колес с правой и левой сторон имеют правую резьбу.

Уход за колесами и шинами

Наиболее полное использование ресурса колес и шин и безопасность их эксплуатации могут быть обеспечены только при регулярном уходе за ними, соблюдении правил эксплуатации автомобильных шин и техники безопасности.

Необходимо руководствоваться следующими общими требованиями:

— строго соблюдать нормы внутреннего давления воздуха в шинах, изложенные в разделе «Вождение автомобиля»;

— не допускать перегрузки шин массой груза;

— своевременно обслуживать колеса и шины;

— поддерживать в исправном состоянии узлы ходовой части, рулевого управления и тормозов;

— соблюдать правила и применять рациональные приемы вождения, избегать резкого торможения и буксования колес.

Техническое обслуживание. Ежедневно перед выездом следует проверять давление воздуха в шинах и при необходимости доводить его до нормы.

При ежедневном обслуживании проверить состояние шин, колес и деталей их крепления.

Необходимо следить, чтобы на шины не попадали топливо, масла и другие нефтепродукты, так как это быстро выводит их из строя.

При обнаружении каких-либо недостатков в шинах и колесах следует принять меры по их устранению, произвести ремонт или замену.

Колеса с изношенными крепежными отверстиями или с трещинами должны быть немедленно заменены. Не допускается эксплуатация автомобиля с ослабленным креплением колес или при отсутствии хотя бы одной гайки или шпильки крепления.

При ТО-1 проверить затяжку гаек крепления колес. В течение первой 1000 км пробега автомобиля, первый раз после 100-150 км, и второй после пробега 200-300 км, следует подтянуть гайки крепления колес и аналогично при каждой установке колеса на ступицу независимо от причины его снятия.

При проведении второго технического обслуживания автомобиля в целом необходимо проверить состояние шин и колес, в случае обнаружения неисправности

проводить их ремонт или замену, при необходимости — перестановку, подтяжку гаек крепления колес, если колеса в сборе с шинами не снимались с автомобиля. Кроме того, при ТО-2 проверяется регулировка схождения и углов установки передних колес, продуваются все трубопроводы и шланги системы регулирования давления воздуха в шинах.

При выявлении интенсивного и неравномерного износа протектора шин, который может вызываться неисправностями ходовой части, рулевого управления или тормозов, а также неправильным вождением, установить и устранить его причины независимо от пробега автомобиля.

Общие правила шиномонтажных работ:

— монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типам покрышки, камеры и ободные ленты, ободья и их элементы;

— шины не должны иметь неотремонтированных местных повреждений (пробоев, порезов до нитей корда), расслоений каркаса, отслоений протектора и боковины, повреждений вентиля, бортов покрышки, расслоений в стыке на камере, а детали колес — повреждений, коррозии, трещин, нарушений формы и геометрии. Шины по износу должны быть пригодны к эксплуатации: остаточная высота шашек — не менее 1 мм. Застрявшие посторонние предметы в протекторе и боковине шины должны быть удалены. Только отвечающие этим требованиям колеса и шины подлежат эксплуатации;

— шины, хранившиеся при температуре ниже 0°С, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов;

— доукомплектовывать автомобиль следует шинами соответствующей грузоподъемности (нормы слойности), одного и того же обозначения (размера, модели), с одинаковым рисунком протектора, только на соответствующих им колесах, указанных в настоящем руководстве, особое внимание необходимо обращать на правильный подбор шин по осям (по износу);

— направление вращения колеса должно совпадать с направлением рисунка протектора;

— при монтаже шин в мастерской обод проверяется на радиальное и осевое биения, которые не должны превышать 4 мм.

Техника безопасности:

— шиномонтажные работы выполнять на участке монтажа шин с применением специального инструмента, в полевых условиях использовать инструмент, имеющийся в наборе водителя (не допускать на монтажных лопатках наличия острых кромок, заусенцев, грязи и ржавчины);

- монтировать-демонтировать колесо с шиной на автомобиль (с автомобиля), убедившись в надежности вывешивания колеса; гайки крепления колес ослаблять и затягивать на невывешенном и заторможенном автомобиле;

- снимать со ступицы неисправное колесо (трещины в зоне сварных швов, повреждения или неправильное положение замочного кольца на ободе, деформация бортового кольца, биение колеса более 6 мм, порезы шины, обнажающие корд и т. п.) только после полного выпуска воздуха из шины, а также проверять, выпущен ли воздух, перед демонтажем шины с обода;

- не использовать бортовые и замочные кольца от колес другого типа, так как они могут иметь другие конструктивные размеры по диаметру и профилю (автомобили разных сроков выпуска могут иметь колеса, отличающиеся по исполнению);

- не устанавливать на обод дополнительные бортовые кольца для уменьшения его ширины;

- использовать для монтажа ободья, бортовые и замочные кольца без вмятин, острых кромок, заусенцев, некруглости, наплывов краски;

- не допускать к монтажу покрышки, борта которых имеют наплывы, выпрессовки резины и облой на носке, задиры и повреждения, препятствующие монтажу;

- монтажно-демонтажные работы выполнять без резких приложений физических усилий к монтажным лопаткам, прикладываемые усилия не должны привести к их соскальзыванию или поломке концов монтажных лопаток;

- запрещается вновь собранное ненакачанное колесо с шиной устанавливать на автомобиль и накачивать при помощи системы накачки шин;

- накачивать шину в специальном ограждении, а в дорожных условиях использовать предохранительные устройства, исключающие выброс деталей при самодемонтаже или разрушении колеса;

- не пытаться как-либо менять положение замочного и бортовых колец шины, находящейся под давлением, а также при накачивании шины и выпуске из нее воздуха;

- при монтажно-демонтажных работах не допускается применение кувалд и подобных предметов, способных деформировать детали колес.

Накачивание шины следует производить от компрессора, шину рекомендуется установить горизонтально.

При необходимости отцентрировать друг относительно друга бортовое и замочное кольца. Накачать до давления 0,05-0,1 МПа (0,5-1 кгс/см2), проверить положение замочного кольца; в случае его неправильной установки выпустить воздух, исправить положение кольца и повторить операцию.

Осмотреть шину: не должно быть вздутий и деформаций.

Накачать шину до давления 0,45-0,50 МПа (4,5-5,0 кгс/см2), обеспечивающего посадку бортов шины на полки, а затем установить нужное давление.

При неплотной посадке бортов шины на посадочные полки колеса после накачивания выпустить воздух из шины, снять ее с колеса, устранить причину неплотной посадки, затем снова установить на колесо, накачать и проверить плотность посадки бортов.