Сборка колеса УРАЛ-5557-40
Перед сборкой покрышку осмотреть снаружи и внутри с помощью борторасширителя и удалить из нее грязь и песок, протереть внутреннюю и посадочную поверхности, устранить повреждения и задиры на бортах; наплывы резины и облой обрезать заподлицо с основной поверхностью резины бортов. Припудрить тальком покрышку внутри, а камеру и ободную ленту — снаружи.
Для обеспечения легкой и надежной посадки шины на посадочные поверхности обода рекомендуется борта покрышки смазать мыльным раствором, глицерином или парафином. Не допускается использовать в качестве смазки масла минерального происхождения (солидол, моторное масло и пр.).
Камеры и вентили проверить на герметичность.
Удалить грязь, ржавчину и остатки резины с колеса, особенно с поверхностей, обращенных к шине. Окрасить зачищенные места и места с нарушением окраски быстросохнущей эмалью, предварительно устранив заусенцы и задиры металла.
Проверить посадку замочного кольца на ободе или на контрольном цилиндре того же диаметра:
- зазор в стыке между концами кольца — 45-55 мм, а отставание концов кольца от обода — 1,5 мм, на длине дуги до 50 мм;
- местные зазоры между замочным кольцом и ободом не более 1,5 мм, плавно уменьшающиеся в обе стороны на дуге не более 1/4 окружности;
- скручивание («винт») замочного кольца не более 15 мм.
Кольца, не соответствующие указанным размерам, не пригодны для сборки и должны быть отрихтованы и обжаты или заменены новыми.
Операции сборки:
1. Вложить камеру и ободную ленту в покрышку и слегка подкачать камеру, чтобы она приняла естественную форму, не прилегая при этом плотно к покрышке. Камеру вкладывать в покрышку, учитывая направление вращения колеса; надеть уплотнитель на вентиль так, чтобы его стебель оказался в корпусе уплотнителя.
2. На обод, установленный замочной частью вверх, надеть одно из бортовых колец закраиной вниз.
3. Надеть шину на обод:
— положить шину наклонно на обод так, чтобы ее нижняя часть с вентилем, направленным вверх, несколько отстояла от обода. Сориентировать вентиль (с уплотнителем) строго напротив вентильного паза колеса и завести стебель вентиля и гайку в вентильный паз, перемещая при необходимости шину к ободу или от обода;
— приподнять нижнюю часть шины со стороны вентильного паза и подвинуть ее на обод так, чтобы нижний борт попал в монтажный ручей, при этом шина под собственным весом наденется на обод. В случае зависания шины на посадочной полке обода, покачивая, осадить ее вниз, следить, чтобы не происходило перекоса вентиля в вентильном пазу и защемления ободной ленты;
— завести направляющую часть уплотнителя с вентилем в паз обода, предварительно слегка утопив нижнюю часть уплотнителя монтажной лопаткой внутрь шины.
4. Для монтажа второго борта шины на обод встать на шину со стороны, противоположной вентилю, и утопить эту часть борта покрышки в монтажный ручей, при этом борт шины в зоне ограничителя должен находиться сверху над ободом. В случае затруднения осадить часть борта шины за посадочную полку с помощью монтажных лопаток, как показано на рис. 46.
Удерживая короткой монтажной лопаткой борт вначале в зоне кронштейна от перемещения к центру, а затем в ручье обода другой лопаткой, начиная с противоположной от кронштейна стороны, попеременно то плоским, то крюкообразным концом переместить борт по всей его длине через посадочную полку. Участок борта шины в зоне вентиля осаживать в последнюю очередь несколько ниже кромки обода до уровня, обеспечивающего установку замочного кольца, иначе сдвинется уплотнитель вентильного паза, и дальнейшая сборка будет невозможной.
5. Установить бортовое и замочное кольца, совместив при этом на колесах выштамповку В (рис. 47) на замочном кольце с одним из пазов А на бортовом кольце и обеспечив совпадение разреза замочного кольца с ограничителем на ободе.
6. Проверить положение вентиля и уплотнителя в вентильном пазу и при необходимости поправить их, присоединить вентиль камеры к колесному крану. Кран устанавливать на наружной стороне ограничителя замочного кольца и после подсоединения вентиля и накачки шин закрепить в наиболее удаленном от центра колеса положении.
Рис. 46. Заведение борта шины в монтажный ручей обода
Рис. 47. Положение замочного и наружного бортового колец:
1-кольцо бортовое; 2-кольцо замочное; 3- кронштейн; А-пазы на бортовом кольце; В- выштамповка (выдавка) на замочном кольце
7. Накачать шину (см. описание выше).
8. Установить колесо на ступицу и закрепить его:
— навернуть все гайки на шпильки от руки;
— предварительно затянуть гайки ключом при поднятом колесе, завертывая их через одну или крест-накрест; при завертывании первых пяти следить за тем, чтобы гайки центрировались сферическими фасками в сферических фасках крепежных отверстий диска;
— на невывешенном и заторможенном автомобиле окончательно затянуть гайки моментом 400-500 Н.м (40-50 кгс.м).
Недостаточное и неравномерное затягивание гаек может привести к боковому биению колес.
Для обеспечения подсоединения шланга подкачки колес к колесному крану устанавливать колесо относительно крышки ступицы так, чтобы шланг располагался между шпильками на линии, проходящей через ось колеса и колесный кран.
Переставлять колеса по мере необходимости. Схема перестановки шин дана на рис. 48.
При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (Москва, 1997 г.)
Рис. 48. Схема перестановки шин автомобиля