Система регулирования давления воздуха в шинах УРАЛ-5557-40
Система регулирования давления воздуха в шинах (рис. 49) позволяет контролировать давление и поддерживать его в пределах нормы, а также повышать проходимость автомобиля за счет снижения давления воздуха в шинах. Она дает возможность продолжения движения автомобиля при повреждении шины без замены колеса (колесные краны неповрежденных колес должны быть закрыты), если подаваемого воздуха достаточно для постоянного поддержания в шинах необходимого давления.
Подвод воздуха к шинам выполнен по однопроводной схеме. Когда колесные краны открыты, все шины соединены между собой, давление в них одинаково.
Рис. 49. Система регулирования давления воздуха в шинах:
1 —штуцер подводящий; 2,15,25 —шланги; 3,5,16 —тройники; 4,6,8,20,21—трубопроводы; 7 —тройник центральный; 9 — крестовина; 10 —трубка выводная; 11—кран управления давлением; 12 — рычаг управления краном; 13 — трубка к штуцеру манометра; 14 — баллон воздушный; 17 — штуцер; 18 — гайка; 19,23 — угольники; 22 — блок манжет подвода воздуха; 24 —крышка ступицы; 26 —кран колесный
На автомобиле номинальное давление в шинах переднего моста и задней тележки устанавливается различно.
Перед началом движения открыть колесные краны задней тележки, установить рычаг крана управления давлением в нейтральное положение и проверить давление в шинах, при необходимости довести давление до номинального.
Открыть колесные краны переднего моста и проверить давление в шинах, при необходимости довести давление до номинального.
На тяжелых участках заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков допускается снижать давление в шинах до 0,1 МПа (1,0 кгс/см2), для этого открыть колесные краны задней тележки и снижать давление одновременно во всех шинах.
После преодоления труднопроходимого участка довести давление в шинах до номинального.
Кран управления давлением золотникового типа, состоит из корпуса 7 (рис. 50), в котором установлены манжеты 10 и золотник 12. При перемещении золотника вдоль оси имеющаяся на нем кольцевая проточка соединяет полость крана с атмосферой или нагнетающей магистралью. Клапан-ограничитель, служащий для отключения системы накачки шин при падении давления воздуха в пневмосистеме автомобиля ниже 600 кПа (6 кгс/см2), регулируют болтом 14.
Рис. 50. Кран управления давлением:
1—тарелка пружины; 2 —пружина; 3 —поршень; 4 —крышка; 5 —шайба; 6 —диафрагма; 7 — корпус; 8 — кольцо распорное; 9 — втулка; 10 — манжета; 11 — направляющая золотника; 12 — золотник; 13 — гайка; 14 — болт; а — в атмосферу; Ь — в шины; с — от воздушного баллона; I —накачка; II —выпуск
Блок манжет 2 подвода воздуха (рис. 51) состоит из четырех манжет, установленных в цапфе (кожухе) моста. Манжеты обеспечивают герметичность соединения каналов неподвижной цапфы (кожуха) и каналов вращающейся полуоси. Пользование системой регулирования давления воздуха в шинах и ее техническое обслуживание. После открытия колесных кранов систему регулирования давления воздуха в шинах следует продуть воздухом из шин. Для этого установить рычаг крана управления в положение «ВЫПУСК», снизить давление в шинах на 0,03-0,05 МПа (0,3-0,5 кгс/см2), после чего довести давление в шинах до давления, соответствующего покрытию дороги.
Во время движения колесные краны должны быть полностью открыты, а при длительных стоянках во избежание утечки воздуха через неплотности трубопроводов — закрыты. При температуре минус 40 °С колесные краны открывать через 15-20 км после начала движения для исключения повреждения манжет накачки шин.
Рис.51. Демонтаж ( I,II ) и установка ( III ) деталей блока манжет подвода воздуха
Давление воздуха в шинах определять по манометру при нейтральном положении рычага крана управления давлением и открытых колесных кранах. При различном давлении воздуха в шинах переднего и заднего мостов для проверки давления воздуха в шинах какого-либо моста закрыть колесные краны на других мостах. Для того чтобы не повредить шинный манометр резким повышением давления воздуха, рычаг крана управления перевести в положение «НАКАЧКА» плавным движением, особенно при небольшом давлении воздуха в шинах, при обязательно открытых колесных кранах.
Если давление падает, необходимо закрыть колесные краны и открывая их поочередно, определить в какой шине утечка воздуха.
Техническое обслуживание системы заключается в проверке ее герметичности. Места большой утечки определять на слух, места слабой утечки — мыльной эмульсией. Систему на герметичность проверять после охлаждения шин до температуры окружающего воздуха. Утечку воздуха через соединения устранить подтягиванием или заменой отдельного элемента соединения.
Если кран управления давлением, колесные краны и соединения трубопроводов при проверке оказались герметичными, следовательно, утечка происходит через манжеты подвода воздуха. При большой утечке манжеты заменить.
Надежность работы блока манжет подвода воздуха прежде всего зависит от наличия и состояния смазки на их трущихся поверхностях. При установке манжет смазать эти поверхности и заложить смазку в полости между первой и второй, а также между третьей и четвертой манжетами. При установке полуоси поверхность рабочей шейки также тщательно смазать, причем смазка не должна попадать в отверстие для подвода воздуха.
Монтировать манжеты специальной оправкой (положение III на рис. 51), исключающей возможность их повреждения при запрессовке. Демонтировать манжеты специальным съемником (положения I и II).
Полуось с крышкой ступицы устанавливать в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Трансмиссия» («Ведущие мосты», «Регулировка подшипников ступиц колес»).
При значительных повреждениях системы регулирования давления воздуха накачивать шины с помощью шланга, имеющегося в комплекте шоферского инструмента, подсоединив его к крану отбора воздуха и поочередно к колесным кранам.