Смешанный (пневмогидравлический) привод рабочих тормозов
На автомобиле установлен двухконтурный тормозной привод с комбинированным или двухпроводным приводом прицепа.
Привод обеспечивает возможность присоединения тормозных систем прицепных автотранспортных средств, имеющих однопроводный или двухпроводный тормозные приводы. Принципиальная схема привода тормозов показана на рис. 64.
Компрессор 28 подает сжатый воздух через регулятор давления 4 к блоку защитных клапанов. Блок состоит из тройного 5 и одинарного 7 защитных клапанов, которые распределяют и заполняют воздушные баллоны 3, 9 и 26 независимых контуров:
— привода тормозных механизмов передних колес;
— привода тормозных механизмов средних и задних колес;
— комбинированного привода тормозных механизмов колес прицепа.
Первый основной контур состоит из воздушного баллона 3, верхней секции
тормозного крана 27, пневматического усилителя 23 и колесных цилиндров 22, а второй основной контур — из воздушного баллона 26, нижней секции тормозного крана 27, регулятора тормозных сил 19, пневматического усилителя 23, колесных цилиндров 22.
Третий контур состоит из воздушного баллона 9, клапанов управления тормозами прицепа: 18 — с однопроводным приводом и 14 — с двухпроводным приводом, соединительной головки 17 типа «А» для подключения прицепов с однопроводным приводом, автоматических соединительных головок 15, 16 для подключения прицепов с двухпроводным приводом тормозов.
Из воздушных баллонов 3, 26 через тройной защитный клапан 5 производится отбор воздуха для приведения в действие датчика электрического сигнала и других потребителей.
При необходимости контроля давления воздуха в каждом контуре установлены клапаны контрольного вывода 24, к которым можно подсоединить переносной манометр.
Рис. 64. Схема привода рабочих тормозов и комбинированного привода тормозов прицепа:
1 —манометр двухстрелочный; 2 —клапан буксирный; 3,9,26 — баллоны воздушные; 4 — регулятор давления; 5 —клапан защитный тройной; 6 —кран отключения тормозов прицепа пневматический; 7 — клапан защитный одинарный; 8 — датчики падения давления; 10 —кран управления стояночным тормозом прицепа; 11 —цилиндр пневматический отключения подачи топлива; 12 —цилиндр пневматический закрытия заслонки выхлопного патрубка; 13 — клапан двухмагистральный; 14 — клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом и с клапаном обрыва; 15 — головка управляющая (желтая) соединительная автоматическая; 16 —головка питающая (красная) соединительная автоматическая; 17 —головка соединительная типа «А»*; 18 —клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом*; 19 — регулятор тормозных сил; 20 —датчики включения сигнала торможения; 21—датчики сигнализаторов неисправности тормозов; 22 —цилиндры колесные; 23 —усилитель тормозов пневматический; 24 — клапаны контрольного вывода; 25 — краны слива конденсата; 27 — кран тормозной; 28 — компрессор
При движении автомобиля с прицепом, имеющим однопроводный привод тормозов, соединение автомобиля с прицепом осуществляется соединительной головкой 17, двухпроводный — соединительными головками 15, 16.
При нажатии на педаль тормоза срабатывают первый и второй контуры тормозного привода автомобиля, а также третий контур привода тормозов прицепа.
При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными.
Для затормаживания автомобиля с прицепом на стоянке рычаг стояночного тормоза установить в верхнее фиксированное положение: при этом кран управления 10 выпускает сжатый воздух из входа II (см.рис. 72) клапана 14 (см.рис. 64) и приводит в действие тормозные механизмы прицепа.
На автомобиле имеется система сигнализации и контроля состояния тормозов (см.раздел «Механизмы управления и приборы»). В воздушных баллонах установлены датчики минимального давления воздуха. В пневмоусилителях установлены датчики сигнализаторов неисправности рабочей тормозной системы (утечка тормозной жидкости или большие зазоры между колодками и барабаном).
Аппараты пневматического привода тормозов служат для создания на автомобиле запаса сжатого воздуха и для приведения в действие тормозов автомобиля и прицепа.
Компрессор (рис. 65) поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия.
Воздух из впускной трубы двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке блока цилиндров пластинчатые нагнетательные клапаны.
Блок и головка охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Система охлаждения компрессора заполняется только при работающем двигателе.
Масло к трущимся поверхностям компрессора поступает по трубке из масляной магистрали двигателя к задней крышке картера компрессора и через уплотнитель по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам.
Техническое обслуживание компрессора. Клапаны, не обеспечивающие герметичность, притереть к седлам, изношенные или поврежденные — заменить. Новые клапаны притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску.
Гайки шпилек крепления головки блока затянуть попарно, начиная со средней диаметрально расположенной пары. Затягивать гайки в два приема, окончательный момент затяжки должен быть 12-16 Н.м (1,2-1,6 кгс.м).
Признаки неисправности компрессора: появление шума и стука, повышенный нагрев, повышенное содержание масла в конденсате, что обычно является следствием износа поршневых колец и уплотнения заднего конца коленчатого вала, шатунных подшипников. Проверку и регулировку натяжения ремня привода компрессора проводить по инструкции по эксплуатации на «Силовые агрегаты ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б».
Рис. 65. Компрессор:
1 — головка блока; 2 —пробка нагнетательного клапана; 3 —блок-картер; 4,10 — подшипники; 5,7 —крышки картера; 6— уплотнитель; 8 —вал коленчатый; 9 —манжета коленчатого вала; 11 —шатун; 12 —поршень; 13 —палец поршневой; 14 —седло нагнетательного клапана; 15 — клапан нагнетательный; 16 — пружина клапана; а — отвод охлаждающей жидкости; b —подвод охлаждающей жидкости; с —подвод масла