Стояночная тормозная система УРАЛ-5557-40
Стояночная тормозная система
Система предназначена для обеспечения неподвижности автомобиля на уклонах. Привод стояночного тормоза механический. Управление осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.
Стояночный тормоз барабанного типа с двумя колодками, с самоусилением.
При торможении усилие передается от регулировочного рычага 11 (рис. 79) через рычаг 10, серьгу 12 на разжимной рычаг 13.
При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие передается от рычага 13 через штангу 1 к правой колодке 2. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. При этом колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство 3 прижимает левую колодку 14 к опорному пальцу и барабану.
Рис. 79. Тормоз стояночный:
I — штанга; 2,14 — колодки (правая и левая); 3 — устройство регулировочное; 4 — заглушка; 5 — звездочка; 6 — вал; 7 — щит; 8 — гайка стопорная; 9 — палец эксцентриковый; 10 — рычаг; II — рычаг регулировочный; 12 — серьга; 13 — рычаг разжимной
При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 13, опираясь на штангу 1, передает приводное усилие к левой колодке 14. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. Колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство прижимает правую колодку 2 к опорному пальцу и барабану.
По мере износа накладок ход рычага 1 (рис. 80) увеличивается, и эффективность тормоза может снизиться. Если рычаг 1 устанавливается на двенадцатом зубе сектора, необходимо отрегулировать зазоры между накладками и барабаном при помощи эксцентрика и звездочки. Для регулировки тормоза необходимо:
1. Опустить рычаг 1 в кабине вниз до упора.
2. Отсоединить тягу 4 от рычага 8 на раздаточной коробке.
Запрещается регулировать зазоры между накладками и барабаном
изменением длины тяги 4, т.к. это приводит к выходу стояночного тормоза из строя.
Рис. 80. Привод стояночного тормоза:
1-рычаг стояночного тормоза; 2 —собачка; 3 —сектор; 4,9 — тяги привода; 5 —тяга к крану управления тормозами прицепа; 6 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 7 — прокладки регулировочные; 8 — рычаг; 10 —рычаг регулировочный
3. Отрегулировать зазор между правой колодкой и барабаном, для чего ослабить на пол-оборота стопорную гайку 8 (см.рис. 79) на эксцентриковом пальце 9 со стороны щита и, поворачивая палец ключом по часовой стрелке, установить зазор 0,3-0,5 мм. Зазор проверять щупом через щель в отражателе тормоза. Стопорную гайку затянуть, предотвращая поворот пальца.
4. Отрегулировать зазор между левой колодкой и барабаном. Для этого удалить заглушку 4. Через отверстие в щите тормоза, поворачивая отверткой звездочку 5 сверху вниз, установить зазор 0,3-0,5 мм. Установить заглушку.
5. Выбирать свободный ход рычага 8 (см.рис. 80) на раздаточной коробке, вращая против часовой стрелки до заметного увеличения усилия, и проверить совпадение отверстия в вилке тяги 4 с отверстием в рычаге 8. При необходимости вращением вилки тяги 4 совместить отверстия. Установить палец и зашплинтовать.
При усилии на рычаге в кабине 350-400 Н (35-40 кгс) собачка рычага 1 должна устанавливаться на 4-8 зубе сектора 3. При прохождении собачкой 2-4 зуба сектора должна загореться лампа сигнализатора включения стояночного тормоза на панели приборов. Регулирование момента включения осуществляется изменением количества прокладок 7 под выключателем 6 сигнализатора.