Аккумуляторные батареи УРАЛ-5557-40

Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя при помощи стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.

На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.

Основные данные аккумуляторных батарей


Номинальное напряжение, В 12
Емкость при 20 — часовом режиме разряда и
температуре электролита +25 °С, А.ч
190
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А 9.5
Общий объем электролита в батарее, л 12
Сила тока заряда, А 19
Масса батареи с электролитом, кг 71

Крепление аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи 1 (рис. 86) установлены в контейнере 10 на двух боковых и средней опорах. Батареи после их установки в контейнер крепятся двумя верхними прижимами 13 и передним упором 4. Верхние прижимы 13 фиксируются передними 9 и задними 12 клиновыми упорами. Передние клиновые упоры 9 выполнены регулируемыми и закреплены на крышке 6 контейнера болтами 8. Задний упор 12 приварен в верхней задней части контейнера 10. На верхней панели контейнера 10 приварены направ¬ляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и 12.

При техническом обслуживании аккумуляторных батарей на автомобиле и снятии батарей с автомобиля:

— отключить батареи от бортовой электросети с помощью выключателя «массы»;

— снять пружинное кольцо 14 замков крышки 6 и открыть замки;

— для проведения технического обслуживания батарей на автомобиле, не снимая крышки 6 с автомобиля, следует приподнять ее вверх и откинуть на кронштейн 3. Убедиться в надежной фиксации крышки 6 в горизонтальном положении.

Для снятия батарей с автомобиля:

— необходимо снять крышку 6 с автомобиля, приподнимая ее вверх и одновременно поворачивая относительно скоб 2 на нижней панели контейнера 10;

- если батареи укомплектованы защитными кожухами клемм, необходимо их снять;

- отсоединить провода к стартеру и выключателю «массы» и межбатарейную перемычку от батарей.

Для обслуживания батарей на автомобиле:

- ослабить крепление проводов и перемычки к батареям;

- вынуть передний упор 4 из контейнера 10, подняв один конец упора 4 до выхода его из-за усилителя 5 контейнера 10.

Если передний упор 4 зажат между батареей 1 и усилителем 5, задвинуть батареи в контейнер до упора, после чего вынуть упор 4.

Установка аккумуляторных батарей Урал-5557-40

Рис. 86. Установка аккумуляторных батарей:

1-батарея аккумуляторная; 2-скоба; 3-кронштейны аккумуляторных батарей; 4- упор передний; 5-усилитель корпуса ящика; 6-крышка контейнера; 7-гайка-барашек; 8-болт; 9,12-упоры клиновые передний и задний; 10-контейнер; 11-направлящие; 13-прижим верхний; 14-кольцо замка

Если от батареи провода не отсоединены, поднять ручки батарей 1 вместе с проводами и, удерживая их, вынуть упор 4; вынуть верхние прижимы 13 из контейнера 10. Если прижим 13 зажат между батареей 1 и задним клиновым упором 12, для снятия прижима использовать отвертку или бородок, вставленный в отверстие на конце прижима;

- для обслуживания батарей на автомобиле поочередно выдвинуть батареи на откидную крышку 6 контейнера.

Для снятия батарей с автомобиля выдвинуть одну батарею на кронштейн 3 и снять с автомобиля. Затем выдвинуть на кронштейн вторую батарею и снять ее.

При выдвижении батарей 1 из контейнера 10 на кронштейн 3 и снятии их с автомобиля необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие падение незакрепленной батареи.

Устанавливать батареи на автомобиль и закреплять их в обратной последовательности.

Необходимо следить, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие 11. В противном случае прижим 13 не будет взаимодействовать с клиновыми упорами 9 и 12, и батарея не будет закреплена, что может вызвать ее разрушение. Не допускать деформации направляющих 11 при установке и закреплении батарей.

При установке и закреплении батарей не допускать пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.

После установки батарей на автомобиль отрегулировать положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабить затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместить упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затянуть болты 8. Регулировать положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов 13.

Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе:

— снять защитный кожух и крышку, очистить батареи от пыли, а болты выводов от смазки;

— вывернуть пробки из заливочных отверстий, удалить герметизирующие прокладки и прочистить вентиляционные отверстия в пробках.

У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срезать его и очистить вентиляционные каналы;

— заливать электролит плотностью, указанной в таблице 5.

Таблица 5

Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-80)

Время года

Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3

заливаемого

полностью

заряженной

батареи

Холодная с климатическими районами: очень холодный (от минус 50 до минус 30)

Зима

1,28

1,30

Лето

1,24

1,26

холодный (от минус 30 до минус 15)

Круглый год

1,26

1,28

Умеренная (от минус 15 до минус 8)

Круглый год

1,24

1,26

Жаркая (от минус 15 до плюс 4)

1,22

1,24

Теплая, влажная (от 0 до плюс 4)

1,20

1,22

Электролит готовить путем разведения аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72, руководствуясь таблицей 6.

Приготовление 1 л электролита необходимой плотности

Таблица 6

Плотность электролита, при­веденная к 25 °С, г/см3

Количество воды, л

Количество кислоты, плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С

л

кг

1,20

0,859

0,200

0,360

1,22

0,839

0,221

0,404

1,24

0,819

0,242

0,444

1,26

0,800

0,263

0,484

1,28

0,781

0,285

0,523

1,40

0,650

0,423

0,776

Приготовляя электролит, заливать кислоту в воду, но не наоборот.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч довести уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С.

Заряжать батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.

В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличить время заряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С.

В процессе заряда плотность электролита повышается и к концу заряда достигает значения, указанного в таблице 5, с учетом температурной поправки согласно таблице 7. Если плотность электролита будет отличаться от нормы, провести корректировку плотности: выше нормы — долить дистиллированной воды, ниже нормы — долить электролит плотностью 1,40 г/см3. После корректировки (для перемешивания электролита) продолжить заряд в течение 30-40 мин.

Зависимость плотности электролита от температурной поправки

Таблица 7

Температура электролита, °С

Поправки к показаниям денсиметра, г/см3

46 - 60

плюс 0,02

45 - 31

плюс 0,01

30 - 20

0,01

19 - 5

0,00

от плюс 4 до минус 10

минус 0,02

от минус 11 до минус 25

минус 0,03

от минус 26 до минус 40

минус 0,04

от минус 41 до минус 55

минус 0,05

Через 0,5 ч после окончания заряда установить уровень электролита 10-15 мм над предохранительным щитком, ввернуть пробки, поверхность батареи тщательно протереть ветошью, смоченной 10% раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо. Установить крышку и защитный кожух.

В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эусплуатацию, допускается устанавливать их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится

при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливать электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.

При этом электролит приготавливать в два этапа согласно табл. 8. Залитые электролитом батареи после одного часа выдержки устанавливать на автомобиль.

Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядить и довести плотность до нормальной.

Приготовление электролита

Таблица 8

Наименование этапа

Плотность

получаемого

электролита,

г/см3

Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3

Предварительное разведение про­изводится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до плюс 15 °С, и хранящегося далее в отапливаемом помещении

1,20 - 1,21 при плюс 15 °С

0,24 на литр воды

Окончательное приготовление про­изводится непосредственно перед заливкой

1,26 - 1,28 при плюс 40 °С

0,13 на литр полученного электролита

Порядок эксплуатации батарей. Во время эксплуатации не соединять между собой зажимы батарей для испытания на «искру».

По плотности электролита с учетом температурной поправки определить заряженность батареи (табл. 9). Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку.

Зимой доливать воду непосредственно перед запуском двигателя. При понижении уровня электролита, в случае его выплескивания, долить его. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности его в аккумуляторе. Если электролит попал на поверхность аккумуляторной батареи, удалить его чистой ветошью, смоченной в 10% растворе аммиака или кальцинированной соды. Затем протереть поверхность ветошью, смоченной в воде, насухо вытереть.

Определение допустимого разряда батарей

Таблица 9

Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С

Времена

года

Плотность электролита батареи, заряженной на 100 %, г/см3

Допустимое снижение плотности электролита при разрядке батарей

на 50 % летом, г/см3

на 25 % зимой, г/см3

Холодная, с климатическими районами:

очень холодный от минус 50 до минус 30

Круглый

год

1,30

1,22

1,26

холодный от минус 30 до минус 15

1,28

1,20

1,24

Умеренная: от минус 15 до минус 8

1,26

1,18

1,22

Жаркая: от минус 15 до плюс 4

1,24

1,16

1,20

Теплая, влажная: от 0 до 4

1,22

1,14

1,18

Батареи в сухозаряженном состоянии хранить при температуре воздуха в помещении от минус 40 до плюс 60 °С. Пробки с герметизирующими дисками должны быть плотно ввернуты в аккумуляторы, болты и гайки к выводам смазаны тонким слоем смазки.

Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения».