Аккумуляторные батареи УРАЛ-5557-40
Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя при помощи стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.
На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.
Основные данные аккумуляторных батарей
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость при 20 — часовом режиме разряда и температуре электролита +25 °С, А.ч |
190 |
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А | 9.5 |
Общий объем электролита в батарее, л | 12 |
Сила тока заряда, А | 19 |
Масса батареи с электролитом, кг | 71 |
Крепление аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи 1 (рис. 86) установлены в контейнере 10 на двух боковых и средней опорах. Батареи после их установки в контейнер крепятся двумя верхними прижимами 13 и передним упором 4. Верхние прижимы 13 фиксируются передними 9 и задними 12 клиновыми упорами. Передние клиновые упоры 9 выполнены регулируемыми и закреплены на крышке 6 контейнера болтами 8. Задний упор 12 приварен в верхней задней части контейнера 10. На верхней панели контейнера 10 приварены направ¬ляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и 12.
При техническом обслуживании аккумуляторных батарей на автомобиле и снятии батарей с автомобиля:
— отключить батареи от бортовой электросети с помощью выключателя «массы»;
— снять пружинное кольцо 14 замков крышки 6 и открыть замки;
— для проведения технического обслуживания батарей на автомобиле, не снимая крышки 6 с автомобиля, следует приподнять ее вверх и откинуть на кронштейн 3. Убедиться в надежной фиксации крышки 6 в горизонтальном положении.
Для снятия батарей с автомобиля:
— необходимо снять крышку 6 с автомобиля, приподнимая ее вверх и одновременно поворачивая относительно скоб 2 на нижней панели контейнера 10;
- если батареи укомплектованы защитными кожухами клемм, необходимо их снять;
- отсоединить провода к стартеру и выключателю «массы» и межбатарейную перемычку от батарей.
Для обслуживания батарей на автомобиле:
- ослабить крепление проводов и перемычки к батареям;
- вынуть передний упор 4 из контейнера 10, подняв один конец упора 4 до выхода его из-за усилителя 5 контейнера 10.
Если передний упор 4 зажат между батареей 1 и усилителем 5, задвинуть батареи в контейнер до упора, после чего вынуть упор 4.
Рис. 86. Установка аккумуляторных батарей:
1-батарея аккумуляторная; 2-скоба; 3-кронштейны аккумуляторных батарей; 4- упор передний; 5-усилитель корпуса ящика; 6-крышка контейнера; 7-гайка-барашек; 8-болт; 9,12-упоры клиновые передний и задний; 10-контейнер; 11-направлящие; 13-прижим верхний; 14-кольцо замка
Если от батареи провода не отсоединены, поднять ручки батарей 1 вместе с проводами и, удерживая их, вынуть упор 4; вынуть верхние прижимы 13 из контейнера 10. Если прижим 13 зажат между батареей 1 и задним клиновым упором 12, для снятия прижима использовать отвертку или бородок, вставленный в отверстие на конце прижима;
- для обслуживания батарей на автомобиле поочередно выдвинуть батареи на откидную крышку 6 контейнера.
Для снятия батарей с автомобиля выдвинуть одну батарею на кронштейн 3 и снять с автомобиля. Затем выдвинуть на кронштейн вторую батарею и снять ее.
При выдвижении батарей 1 из контейнера 10 на кронштейн 3 и снятии их с автомобиля необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие падение незакрепленной батареи.
Устанавливать батареи на автомобиль и закреплять их в обратной последовательности.
Необходимо следить, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие 11. В противном случае прижим 13 не будет взаимодействовать с клиновыми упорами 9 и 12, и батарея не будет закреплена, что может вызвать ее разрушение. Не допускать деформации направляющих 11 при установке и закреплении батарей.
При установке и закреплении батарей не допускать пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.
После установки батарей на автомобиль отрегулировать положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабить затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместить упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затянуть болты 8. Регулировать положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов 13.
Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе:
— снять защитный кожух и крышку, очистить батареи от пыли, а болты выводов от смазки;
— вывернуть пробки из заливочных отверстий, удалить герметизирующие прокладки и прочистить вентиляционные отверстия в пробках.
У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срезать его и очистить вентиляционные каналы;
— заливать электролит плотностью, указанной в таблице 5.
Таблица 5
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-80) |
Время года |
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 |
|
заливаемого |
полностью заряженной батареи |
||
Холодная с климатическими районами: очень холодный (от минус 50 до минус 30) |
Зима |
1,28 |
1,30 |
Лето |
1,24 |
1,26 |
|
холодный (от минус 30 до минус 15) |
Круглый год |
1,26 |
1,28 |
Умеренная (от минус 15 до минус 8) |
Круглый год |
1,24 |
1,26 |
Жаркая (от минус 15 до плюс 4) |
1,22 |
1,24 |
|
Теплая, влажная (от 0 до плюс 4) |
1,20 |
1,22 |
Электролит готовить путем разведения аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72, руководствуясь таблицей 6.
Приготовление 1 л электролита необходимой плотности
Таблица 6
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 |
Количество воды, л |
Количество кислоты, плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С |
|
л |
кг |
||
1,20 |
0,859 |
0,200 |
0,360 |
1,22 |
0,839 |
0,221 |
0,404 |
1,24 |
0,819 |
0,242 |
0,444 |
1,26 |
0,800 |
0,263 |
0,484 |
1,28 |
0,781 |
0,285 |
0,523 |
1,40 |
0,650 |
0,423 |
0,776 |
Приготовляя электролит, заливать кислоту в воду, но не наоборот.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч довести уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С.
Заряжать батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.
В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличить время заряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С.
В процессе заряда плотность электролита повышается и к концу заряда достигает значения, указанного в таблице 5, с учетом температурной поправки согласно таблице 7. Если плотность электролита будет отличаться от нормы, провести корректировку плотности: выше нормы — долить дистиллированной воды, ниже нормы — долить электролит плотностью 1,40 г/см3. После корректировки (для перемешивания электролита) продолжить заряд в течение 30-40 мин.
Зависимость плотности электролита от температурной поправки
Таблица 7
Температура электролита, °С |
Поправки к показаниям денсиметра, г/см3 |
46 - 60 |
плюс 0,02 |
45 - 31 |
плюс 0,01 |
30 - 20 |
0,01 |
19 - 5 |
0,00 |
от плюс 4 до минус 10 |
минус 0,02 |
от минус 11 до минус 25 |
минус 0,03 |
от минус 26 до минус 40 |
минус 0,04 |
от минус 41 до минус 55 |
минус 0,05 |
Через 0,5 ч после окончания заряда установить уровень электролита 10-15 мм над предохранительным щитком, ввернуть пробки, поверхность батареи тщательно протереть ветошью, смоченной 10% раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протереть ветошью, смоченной водой, и вытереть насухо. Установить крышку и защитный кожух.
В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эусплуатацию, допускается устанавливать их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится
при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливать электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.
При этом электролит приготавливать в два этапа согласно табл. 8. Залитые электролитом батареи после одного часа выдержки устанавливать на автомобиль.
Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядить и довести плотность до нормальной.
Приготовление электролита
Таблица 8
Наименование этапа |
Плотность получаемого электролита, г/см3 |
Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 |
Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до плюс 15 °С, и хранящегося далее в отапливаемом помещении |
1,20 - 1,21 при плюс 15 °С |
0,24 на литр воды |
Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой |
1,26 - 1,28 при плюс 40 °С |
0,13 на литр полученного электролита |
Порядок эксплуатации батарей. Во время эксплуатации не соединять между собой зажимы батарей для испытания на «искру».
По плотности электролита с учетом температурной поправки определить заряженность батареи (табл. 9). Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снять с эксплуатации и поставить на зарядку.
Зимой доливать воду непосредственно перед запуском двигателя. При понижении уровня электролита, в случае его выплескивания, долить его. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности его в аккумуляторе. Если электролит попал на поверхность аккумуляторной батареи, удалить его чистой ветошью, смоченной в 10% растворе аммиака или кальцинированной соды. Затем протереть поверхность ветошью, смоченной в воде, насухо вытереть.
Определение допустимого разряда батарей
Таблица 9
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С |
Времена года |
Плотность электролита батареи, заряженной на 100 %, г/см3 |
Допустимое снижение плотности электролита при разрядке батарей |
|
на 50 % летом, г/см3 |
на 25 % зимой, г/см3 |
|||
Холодная, с климатическими районами: очень холодный от минус 50 до минус 30 |
Круглый год |
1,30 |
1,22 |
1,26 |
холодный от минус 30 до минус 15 |
1,28 |
1,20 |
1,24 |
|
Умеренная: от минус 15 до минус 8 |
1,26 |
1,18 |
1,22 |
|
Жаркая: от минус 15 до плюс 4 |
1,24 |
1,16 |
1,20 |
|
Теплая, влажная: от 0 до 4 |
1,22 |
1,14 |
1,18 |
Батареи в сухозаряженном состоянии хранить при температуре воздуха в помещении от минус 40 до плюс 60 °С. Пробки с герметизирующими дисками должны быть плотно ввернуты в аккумуляторы, болты и гайки к выводам смазаны тонким слоем смазки.
Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения».