Электромагнитный регулирующий клапан (модулятор) УРАЛ-63685
Электромагнитный регулирующий клапан (модулятор) обеспечивает быстрое повышение, снижение или поддержание давления в камерах тормозов в процессе торможения в зависимости от управляющих сигналов электронного блока и создает соответствующее давление в камерах рабочих тормозов, которым определяется необходимый тормозной момент на колесе.
Электронный блок управления является основной частью АБС. Схема подключения блока управления показана на рис. 53.
Индуктивный датчик (рис. 54) устанавливается в тормозных механизмах передних и задних колес. Вращение колес контролируется при помощи импульсного зубчатого кольца напрессованного на ступицу.
Индуктивный датчик состоит из постоянного магнита с круглым стержнем и катушкой. Вращательное движение импульсного зубчатого кольца индуцирует в катушке датчика импульсы напряжения, частота которых пропорциональна скорости вращения колеса. Датчик крепится в специальной втулке. При монтаже датчика не требуется регулировка воздушного зазора.
Перед установкой ступицы на мост индуктивный датчик системы АБС должен быть установлен заподлицо с торцом кронштейна. После установки ступицы и затяжки гаек подшипников колеса датчик дослать при помощи отвертки до упора в импульсное кольцо. Усилие на головку датчика не должно превышать 100 Н (10 кгс).
Рис. 53. Схема подключения блока управления:
1-блок управления; 2-лампа контрольная; 3-реле; 4-предохранитель 5А; 5-предохранитель 15А; 6-выключатель диагностики АБС; а-к модуляторам; b-к датчикам; c – к клемме № 87 реле вспомогательного тормоза
Рис. 54. Установка датчика АБС в колесном узле заднего моста:
1-ступица колеса; 2-ротор; 3-кронштейн датчика; 4-втулка зажимная; 5-статор датчика; 6-суппорт тормоза; 7-отверстие в суппорте
Работа и обслуживание АБС. Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок.
Для установки минимального рабочего зазора между статором и ротором необходимо статор датчика переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса на 2-3 оборота. При исправной системе контрольная лампа с символом АБС загорается при включении замка-выключателя стартера и гаснет при начале движения, когда автомобиль достигнет скорости 5-7 км/ч.
Если красная лампа с символом АБС не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, следует проверить установку датчиков АБС в колесных узлах или обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.
Проверка функционирования АБС:
1. Внешним осмотром убедиться в надежном подключении устройств коммутации (кабелей, разъемов) электронного блока управления модуляторов, датчиков, а также реле и контрольных ламп системы на панели приборов.
2. Включить «массу». Включить замок выключения стартера в положение ПРИБОРЫ. При этом загораются контрольная лампа с символами АБС. При исправной электрической части контрольная лампа должна погаснуть через 2-3 с.
3. Запустить двигатель и довести давление в контурах до нормы 690-800 кПа (6,9-8,0 кгс/см2), нажать педаль тормоза. При этом срабатывают тормозные механизмы, утечек воздуха из системы не должно быть, контрольная лампа горит.
4. Начать движение. При скорости свыше 7 км/ч контрольная лампа гаснет.
5. Разогнать автомобиль до скорости 35-45 км/ч и произвести резкое торможение на покрытии с высоким (асфальт) и низким коэффициентом сцепления (мокрый асфальт).
При этом колеса не должны блокироваться, автомобиль должен замедляться с предписанной эффективностью, при этом слышен характерный звук работы модуляторов тормозного давления (циклический сброс воздуха из камер).
Контрольная лампа должна загораться при повторном включении «массы» и замка выключения стартера в положение ПРИБОРЫ.
Системный режим контроля.В системном режиме определяется конфигурация системы, стираются четыре последние (пассивные) ошибки из памяти электронного блока и производится переконфигурация системы.
Для активизации системного режима необходимо нажать выключатель диагностики 6 (см.рис. 53) на панели приборов и удерживать ее во включенном состоянии от 3 до 6 с. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет восемь быстрых (длительностью 0,1 с) миганий диагностической лампы. Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует и будет выдаваться сразу код конфигурации (табл. 1).
Световые коды состояния элементов АБС
Световой код |
Неисправный элемент |
Характер неисправности |
Устранение |
Ра : Рб |
|||
1-1 |
Все элементы исправны |
||
2-1 |
Модулятор В |
Обрыв или замыкание на «массу» |
Проверить соединительные кабели, подсоединение к блоку и модулятору. Устранить повреждение. При отсутствии повреждений заменить модулятор |
2-2 |
Модулятор А |
То же |
|
2-3 |
Модулятор Д |
- « - |
|
2-4 |
Модулятор С |
- « - |
|
3-1 |
Датчик В |
Большой воздушный зазор |
Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Максимальный зазор - 1,3 мм |
3-2 |
Датчик А |
То же |
|
3-3 |
Датчик Д |
- « - |
|
3-4 |
Датчик С |
- « - |
|
4-1 |
Датчик В |
Короткое замыкание или обрыв |
Проверить датчик, подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или короткого замыкания. Устранить. Заменить датчик |
4-2 |
Датчик А |
То же |
|
4-3 |
Датчик Д |
- « - |
|
4-4 |
Датчик С |
- « - |
|
5-1 |
Датчик В |
Перемежающийся сигнал |
Проверить кабель и уровень сигнала датчика при вращении колес. Проверить целостность ротора |
5-2 |
Датчик А |
То же |
|
5-3 |
Датчик Д |
- « - |
|
5-4 |
Датчик С |
- « - |
|
6-1 |
Датчик В |
Дефект ротора или датчика |
Заменить ротор или датчик |
6-2 |
Датчик А |
То же |
|
6-3 |
Датчик Д |
- « - |
|
6-4 |
Датчик С |
- « - |
|
7-1 |
Связь с блоком управления |
Ошибка связи |
Проверить проводку. Устранить неисправность. Проверить блок управления, заменить в случае неисправности. |
7-3 |
Реле вспомогательного тормоза |
То же |
Проверить кабель реле на наличие обрыва или короткого замыкания. Устранить. Проверить работоспособность лампы |
7-4 |
Диагностическая лампа АБС |
Короткое замыкание или обрыв |
Проверить кабель лампы на наличие обрыва или короткого замыкания. Устранить. Проверить работоспособность лампы |
8-1 |
Питание блока управления |
Пониженное напряжение бортсети |
Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение 24-28 В |
8-2 |
То же |
Повышенное напряжение бортсети |
Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости заменить |
8-3 |
Блок управления |
Внутренняя ошибка |
Заменить блок управления |
8-4 |
То же |
Ошибка конфигурации |
Заменить блок управления |
8-5 |
Питание блока управления |
Ошибка подключения по «массе» |
Проверить правильность подключения. Устранить неисправность |
Световой код конфигурации выдается после активизации системного режима, число вспышек лампы должно быть равным 2 (две световые вспышки длительностью 0,5 с с паузой 1,5 с). Код конфигурации повторяется через каждые 4 с. Для выхода из системного режима необходимо выключить и повторно включить замок выключения стартера и приборов в положение ПРИБОРЫ или нажать диагностическую кнопку на время от 6 до 15 с. При этом вывод световых кодов на диагностическую лампу прекращается.
Если стирание кода неисправности затруднено (после многократного повторения операций стирания сохраняется один и тот же код), необходимо еще раз убедиться в устранении соответствующей неисправности и повторить операцию до получения кода 1-1.
Очередность проведения самодиагностики АБС: вначале проводится контроль блока управления, а затем (после начала движения) проверяется неисправность датчиков и модуляторов. Проверка осуществляется в течение всего времени движения автомобиля.
При неисправности АБС полностью или частично отключается или загорается контрольная лампа на панели приборов. Код неисправности длительное время хранится в памяти блока управления и может быть запрошен при ремонте.
Перед проведением сварочных работ необходимо отсоединить контактный разъем от электронного блока управления.
Обслуживание. Ремонт АБС должен проводиться в соответствии с указаниями фирмы изготовителя в специализированных мастерских.