Электромагнитный регулирующий клапан (модулятор) УРАЛ-63685

Электромагнитный регулирующий клапан (модулятор) обеспечивает быстрое повышение, снижение или поддержание давления в камерах тормозов в процессе торможения в зависимости от управляющих сигналов электронного блока и создает соответствующее давление в камерах рабочих тормозов, которым определяется необходимый тормозной момент на колесе.

Электронный блок управления является основной частью АБС. Схема подключения блока управления показана на рис. 53.

Индуктивный датчик (рис. 54) устанавливается в тормозных механизмах передних и задних колес. Вращение колес контролируется при помощи импульсного зубчатого кольца напрессованного на ступицу.

Индуктивный датчик состоит из постоянного магнита с круглым стержнем и катушкой. Вращательное движение импульсного зубчатого кольца индуцирует в катушке датчика импульсы напряжения, частота которых пропорциональна скорости вращения колеса. Датчик крепится в специальной втулке. При монтаже датчика не требуется регулировка воздушного зазора.

Перед установкой ступицы на мост индуктивный датчик системы АБС должен быть установлен заподлицо с торцом кронштейна. После установки ступицы и затяжки гаек подшипников колеса датчик дослать при помощи отвертки до упора в импульсное кольцо. Усилие на головку датчика не должно превышать 100 Н (10 кгс).

Схема подключения блока управления Урал-63685

Рис. 53. Схема подключения блока управления:

1-блок управления; 2-лампа контрольная; 3-реле; 4-предохранитель 5А; 5-предохранитель 15А; 6-выключатель диагностики АБС; а-к модуляторам; b-к датчикам; c – к клемме № 87 реле вспомогательного тормоза

Рис. 54. Установка датчика АБС в колесном узле заднего моста:

1-ступица колеса; 2-ротор; 3-кронштейн датчика; 4-втулка зажимная; 5-статор датчика; 6-суппорт тормоза; 7-отверстие в суппорте

Работа и обслуживание АБС. Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок.

Для установки минимального рабочего зазора между статором и ротором необходимо статор датчика переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса на 2-3 оборота. При исправной системе контрольная лампа с символом АБС загорается при включении замка-выключателя стартера и гаснет при начале движения, когда автомобиль достигнет скорости 5-7 км/ч.

Если красная лампа с символом АБС не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, следует проверить установку датчиков АБС в колесных узлах или обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Проверка функционирования АБС:

1. Внешним осмотром убедиться в надежном подключении устройств коммутации (кабелей, разъемов) электронного блока управления модуляторов, датчиков, а также реле и контрольных ламп системы на панели приборов.

2. Включить «массу». Включить замок выключения стартера в положение ПРИБОРЫ. При этом загораются контрольная лампа с символами АБС. При исправной электрической части контрольная лампа должна погаснуть через 2-3 с.

3. Запустить двигатель и довести давление в контурах до нормы 690-800 кПа (6,9-8,0 кгс/см2), нажать педаль тормоза. При этом срабатывают тормозные механизмы, утечек воздуха из системы не должно быть, контрольная лампа горит.

4. Начать движение. При скорости свыше 7 км/ч контрольная лампа гаснет.

5. Разогнать автомобиль до скорости 35-45 км/ч и произвести резкое торможение на покрытии с высоким (асфальт) и низким коэффициентом сцепления (мокрый асфальт).

При этом колеса не должны блокироваться, автомобиль должен замедляться с предписанной эффективностью, при этом слышен характерный звук работы модуляторов тормозного давления (циклический сброс воздуха из камер).

Контрольная лампа должна загораться при повторном включении «массы» и замка выключения стартера в положение ПРИБОРЫ.

Системный режим контроля.В системном режиме определяется конфигурация системы, стираются четыре последние (пассивные) ошибки из памяти электронного блока и производится переконфигурация системы.

Для активизации системного режима необходимо нажать выключатель диагностики 6 (см.рис. 53) на панели приборов и удерживать ее во включенном состоянии от 3 до 6 с. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет восемь быстрых (длительностью 0,1 с) миганий диагностической лампы. Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует и будет выдаваться сразу код конфигурации (табл. 1).

Световые коды состояния элементов АБС

Световой код

Неисправный элемент

Характер

неисправности

Устранение

Ра : Рб

1-1

Все элементы исправны

2-1

Модулятор В

Обрыв или замыкание на «массу»

Проверить соединительные кабели, подсоединение к блоку и модулятору. Устранить повреждение. При отсутствии повреждений заменить модулятор

2-2

Модулятор А

То же

2-3

Модулятор Д

- « -

2-4

Модулятор С

- « -

3-1

Датчик В

Большой воздушный

зазор

Отрегулировать зазор между датчиком и ротором.

Максимальный зазор - 1,3 мм

3-2

Датчик А

То же

3-3

Датчик Д

- « -

3-4

Датчик С

- « -

4-1

Датчик В

Короткое замыкание

или обрыв

Проверить датчик, подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или короткого замыкания. Устранить. Заменить датчик

4-2

Датчик А

То же

4-3

Датчик Д

- « -

4-4

Датчик С

- « -

5-1

Датчик В

Перемежающийся

сигнал

Проверить кабель и уровень сигнала датчика при вращении колес. Проверить целостность ротора

5-2

Датчик А

То же

5-3

Датчик Д

- « -

5-4

Датчик С

- « -

6-1

Датчик В

Дефект ротора или датчика

Заменить ротор или датчик

6-2

Датчик А

То же

6-3

Датчик Д

- « -

6-4

Датчик С

- « -

7-1

Связь с блоком управления

Ошибка связи

Проверить проводку. Устранить неисправность. Проверить блок управления, заменить в случае неисправности.

7-3

Реле вспомогательного тормоза

То же

Проверить кабель реле на наличие обрыва или короткого замыкания. Устранить. Проверить работоспособность лампы

7-4

Диагностическая лампа АБС

Короткое замыкание или обрыв

Проверить кабель лампы на наличие обрыва или короткого замыкания. Устранить. Проверить работоспособность лампы

8-1

Питание блока управления

Пониженное напряжение бортсети

Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить

напряжение 24-28 В

8-2

То же

Повышенное напряжение бортсети

Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости заменить

8-3

Блок управления

Внутренняя ошибка

Заменить блок управления

8-4

То же

Ошибка конфигурации

Заменить блок управления

8-5

Питание блока управления

Ошибка подключения по «массе»

Проверить правильность подключения. Устранить неисправность

Световой код конфигурации выдается после активизации системного режима, число вспышек лампы должно быть равным 2 (две световые вспышки длительностью 0,5 с с паузой 1,5 с). Код конфигурации повторяется через каждые 4 с. Для выхода из системного режима необходимо выключить и повторно включить замок выключения стартера и приборов в положение ПРИБОРЫ или нажать диагностическую кнопку на время от 6 до 15 с. При этом вывод световых кодов на диагностическую лампу прекращается.

Если стирание кода неисправности затруднено (после многократного повторения операций стирания сохраняется один и тот же код), необходимо еще раз убедиться в устранении соответствующей неисправности и повторить операцию до получения кода 1-1.

Очередность проведения самодиагностики АБС: вначале проводится контроль блока управления, а затем (после начала движения) проверяется неисправность датчиков и модуляторов. Проверка осуществляется в течение всего времени движения автомобиля.

При неисправности АБС полностью или частично отключается или загорается контрольная лампа на панели приборов. Код неисправности длительное время хранится в памяти блока управления и может быть запрошен при ремонте.

Перед проведением сварочных работ необходимо отсоединить контактный разъем от электронного блока управления.

Обслуживание. Ремонт АБС должен проводиться в соответствии с указаниями фирмы­ изготовителя в специализированных мастерских.