Двигатель УРАЛ-6470
ДВИГАТЕЛЬ
На автомобиле установлен двигатель Ярославского моторного завода. Описание устройства двигателя, а также указания по эксплуатации и техническому обслуживанию при-ведены в прилагаемом к автомобилю руководстве по эксплуатации на двигатель Ярославского моторного завода.
Система питания
Система питания двигателя топливом. Топливо из топливного бака 12 (рис. 12) засасывается топливоподкачивающим насосом 15 и через фильтры грубой 10 и тонкой 19 очистки поступает к топливному насосу высокого давления 16, который подает топливо по трубкам 5 к форсункам 15. Форсунки впрыскивают топливо в цилиндры двигателя, согласно порядку их работы. Излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему воздух отводится через клапан-жиклер фильтра тонкой очистки и трубопроводы 1 и 4 в топливный бак. Просочившееся через прецизионные детали форсунок топливо по трубопроводам 13 также отводится в топливный бак.
Количество уровня топлива в топливном баке измеряется электрическим датчиком уровня, установленным в баке, и контролируется указателем на панели приборов.
При запуске двигателя для прокачки топлива используется ручной топливопрокачивающий насос 9.
Рис. 12. Схема системы питания
1,2,4,6,8,11,13,17,18-трубопроводы низкого давления; 3-бачок топливный подогревателя; 5-трубопроводы высокого давления; 7-регулятор частоты вращения; 9-насос топливопрокачивающий ручной; 10-фильтр грубой очистки топлива; 12-бак топливный; 14-насос топливоподкачивающий; 15-форсунка; 16-насос топливный высокого давления (ТНВД); 19-фильтр тонкой очистки топлива; а-подача топлива; b-слив топлива
Фильтр грубой очистки топлива установлен на правом лонжероне рамы возле воз-душного фильтра (рис. 13). В фильтре используется эффективная система отделения воды и твердых частиц, содержащихся в топливе.
Фильтр имеет пять ступеней очистки топлива:
I — направляясь после впуска вниз, поток топлива интенсивно закручивается во внутреннем шнеке пассивного циклона. Все, что тяжелее топлива, а это вода и грязь, начинает отделяться под действием центробежных сил;
II — вращаясь, топливо достигает секции отстойника, где капли воды и тяжелые твердые частицы сначала отбрасываются на стенки отстойника, затем собираются и осаждаются на дне;
III — поток направляется вверх, где снова происходит его закрутка уже на внешних шнеках циклона. Благодаря различной длине шнеков и двойному полному изменению на-правления движения, происходит отделение маленьких капель воды и мельчайших твердых частиц. Эти выделения, собираясь в более крупные, опускаются на дно отстойника. Таким образом уже на этой стадии из топлива удаляется подавляющая часть воды и грязи;
IV — непосредственно под фильтрующим элементом 2 живое сечение потока топлива
Рис. 13. Фильтр грубой очистки топлива:
1-болт разгерметизации; 2-фильтрующий элемент; 3-спускной кран; I,II,III,IV,V-ступени очистки; A,B-впуск; C,D-выпуск
значительно увеличивается, вследствие чего наступает относительное успокоение потока. Это также способствует дальнейшему выпадению мельчайших составляющих воды и твердых частиц.
Процесс предварительной очистки осаждает подавляющую часть воды и твердых частиц грязи в отстойнике и тем самым значительно увеличивает срок службы фильтрующего элемента;
V — окончательная фильтрация остающихся в топливе твердых частиц и воды производится фильтрующим элементом, изготовленным из специального материала. Элементы поставляются с различной величиной ячеек. Очищенное топливо покидает фильтр через выходное отверстие С или D (неиспользованное отверстие закрывается заглушкой).
Внимание! При очистке пластмассового отстойника разрешается применение только чистого дизельного топлива. Все другие виды чистящих средств или растворителей, особенно содержащих алкоголь, могут привести к повреждению пластмассы.
При обслуживании фильтра следует: заглушить двигатель; вывернуть болт разгерметизации 1 на крышке фильтра; открыть спускной кран (нажать на головку и повернуть), выпустить воду и грязь и снова закрыть кран; заполнить фильтр чистым топливом, ввернуть болт разгерметизации 1 и подкачать топливо ручным насосом для удаления воздуха из топливной системы, что позволит избежать холостой работы насосов.
Одновременно со спуском отстоя происходит очищение фильтрующего элемента 2 опускающимся вниз чистым топливом из верхней части фильтра, что позволяет достичь значительного увеличения срока службы элемента. Фильтрующий элемент заменяется в зависимости от увеличения его сопротивления соответственно степени загрязнения, но не реже одного раза в год.
При замене фильтрующего элемента 2 следует: заглушить двигатель; вывернуть болты крышки фильтра; снять крышку; вынуть пружинный блок; вытащить фильтрующий элемент за проволочную рукоятку; вставить новый фильтрующий элемент; поставить на место пружинный блок; поставить на место сальник крышки (в случае повреждения заме-нить); равномерно затянуть болты крышки фильтра; проверить правильность посадки крышки и прокладки; для удаления воздуха заполнить топливную систему, подкачав топливо ручным насосом; запустить двигатель.
Топливный бак (емкостью 490 л) установлен с правой стороны автомобиля на правом лонжероне рамы.
Привод управления подачей топлива и ручного останова двигателя механический состоит из педали, троса останова двигателя, тяги ручного управления, рычагов и ручек управления.
Фиксированная частота вращения коленчатого вала двигателя устанавливается с по-мощью ручки 3 (рис. 14, 15) тяги ручного управления, которая соединена с педалью 6 тросом.
Для установки необходимой частоты вращения коленчатого вала двигателя (при на-качке шин, прогреве холодного двигателя и т.п.) следует сначала нажать на педаль 6, а за-тем зафиксировать это положение, вытянув ручку 3 на себя. Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя устанавливается регулировкой гаек 8 наконечника оболочки троса управления подачей топлива, при этом канат тяги ручного управления на-тянут, а ручка 3 установлена до упора в корпус. Размер L=172 мм.
Рис. 14. Привод управления подачей топлива и ручного останова с двигателем ЯМЗ-7601.10:
1-трос ручного останова; 2-ручка троса ручного останова; 3-ручка тяги ручного управления; 4-тяга ручного управления; 5-болт регулировочный; 6-педаль управления подачей топлива; 7-трос управления подачей топлива; 8-гайка оболочки троса; 9-болт турбокомпрессора; а-зазор; 10-кронштейн пневмоцилиндра;11-цилиндр останова; 12-пружина скобы; 13-рычаг пневмоцилиндра привода останова; 14-гайка наконечника; 15-рычаг останова; I-положение педали при работе двигателяна минимальных оборотах; II- положение педали при работе двигателяна максимальных оборотах при максимальной мощности
При максимальной частоте вращения коленчатого вала ход педали ограничивается болтом 5 с контргайкой, при этом зазор «а» составляет 0,5-1,0 мм. Останов работающего двигателя осуществляется с помощью ручки 2 и троса, который соединен с рычагом останова двигателя 15. Для останова двигателя ручку вытянуть на себя до отказа.
При регулировке привода останованеобходимо ручку 2 переместить до упора в корпус, рычаг пневмоцилиндра привода останова 13 должен касаться шестигранника скобы останова без перемещения последней. Это положение достигается перемещением кронштейна пневмоцилиндра 10 относительно болтов 9, трос ручного останова должен быть натянут. Натяжение троса производить гайками троса останова 8 и 14.
Останов двигателя также может осуществляться с помощью кнопки пневматического крана управления вспомогательным тормозом, расположеннойна полу кабины. При нажатии кнопки сжатый воздух подается в пневмоцилиндр вспомогательного тормоза, поршень перемещаясь, закрывает заслонку в выпускной трубе двигателя, в тоже время цилиндр останова двигателя 11 отключает подачу топлива.
Рис. 15. Привод управления подачей топлива и ручного останова с двигателем ЯМЗ-7511.10:
1-трос ручного останова; 2-ручка троса ручного останова; 3-ручка тяги ручного управления; 4-тяга ручного управления; 5-болт регулировочный; 6-педаль управления подачей топлива; 7-трос управления подачей топлива; 8-гайка оболочки троса; 9-болт турбокомпрессора; а-зазор; 10-кронштейн пневмоцилиндра; 11-пружина скобы; 12-цилиндр останова; 13-рычаг пневмоцилиндра привода останова; 14-гайка наконечника; 15-рычаг останова; I-положение педали при работе двигателя на минимальных оборотах; II- положение педали при работе двигателя на максимальных оборотах при максимальной мощности
Система питания двигателя воздухом состоит из воздухозаборной трубы, расположенной на задней стенке кабины, воздухопроводов, соединительных шлангов и деталей крепления.
Воздушный фильтр закреплен за кабиной на правом лонжероне рамы с помощью специального кронштейна и хомутов. Подводящие трубопроводы расположены над двигателем.
Подача воздуха в двигатель осуществляется через воздухозаборную трубу, воздухоочиститель, через турбокомпрессор, где он сжимается и под давлением до 100 кПа (1 кгс/см2) подается в охладитель. Из охладителя воздух под давлением нагнетается в двигатель.
Необходимость обслуживания воздушного фильтра определяется показанием индикатора засоренности воздушного фильтра. При обслуживании удалить пыль из бункера и очистить фильтроэлемент.
Для обслуживания воздушного фильтра отстегнуть четыре защелки и снять крышку, отвернуть гайку крепления фильтроэлемента и вынуть картонный фильтрующий элемент.
Осмотреть фильтрующий элемент. Налет на внутренней стороне элемента указывает на негерметичность элемента или уплотнительных прокладок, в этом случае его заменить.
Для обслуживания фильтрующего элемента снять предочиститель и очистить его от пыли встряхиванием или продувкой. Обнаружив на картоне элемента пыль без копоти или сажи (элемент серый), продуть его сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли.
Во избежание прорыва картона давление сжатого воздуха должно быть не более 200-300 кПа (2-3 кгс/см2). Струю воздуха направлять под углом к поверхности, силу струи регулировать изменением расстояния шланга от элемента.
При наличии на картоне сажи, масла или малоэффективности обдува сжатым воздухом, промыть элемент в теплой воде (40-50 оС) с растворенным в ней моющим веществом.
Погрузить элемент на полчаса в этот раствор, а затем интенсивно вращать или купать его в течение 10-15 мин. После промывки в растворе прополоскать элемент в чистой воде и просушить. Не сушить над открытым пламенем и воздухом с температурой выше 70 оС.
После каждого обслуживания элемента или при установке нового проверить его состояние визуально, подсвечивая изнутри лампой.
При механических повреждениях, разрывах гофр, отслаивании картона элемент заменить.
При сборке воздушного фильтра качество уплотнения контролировать по сплошному отпечатку на прокладке.
В случае необходимости промывки корпуса воздушного фильтра, демонтировать его с автомобиля и промыть горячей водой, просушить.