Привод выключения сцепления УРАЛ-6470
ТРАНСМИССИЯ
Описание устройства сцепления и коробки передач, а также указания по эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в руководстве по эксплуатации Ярославского моторного завода
Привод выключения сцепления
Привод выключения сцепления с пневмогидравлическим усилителем (ПГУ). Главный цилиндр 9 (рис. 20) расположен на кронштейне 7 передней панели кабины. На поршень воздействует толкатель 8, который через рычаг соединен с педалью сцепления 12 (рис. 21).
Рис. 20. Привод выключения сцепления:
1-картер сцепления; 2-шланг; 3-пружина возвратная; 4-бачок компенсационный; 5-крышка бачка; 6-эксцентрики; 7-кронштейн педального механизма; 8-толкатель; 9-цилиндр главный; 10-трубка; 11-шланг пневматический; 12-колпачок; 13-клапан прокачки; 14-кронштейн ПГУ; 15-шланг гидравлический; 16-болт упорный кронштейна; 17-картер коробки передач; 18-усилитель пневмогидравлический (ПГУ); 19-рычаг вала вилки выключения сцепления; а-от баллона нетормозных потребителей; L-полный ход педали сцепления; L1-свободный ход педали сцепления; L2-минимально возможный размер; L3-ход штока
Педальный механизм привода сцепления и тормозного крана выполнен как единое целое, без промежуточных рычагов и тяг.
Педали сцепления 12 и тормоза 8 установлены на кронштейне 4 и непосредственно связаны с главным цилиндром 13 сцепления и тормозным краном 7.
При воздействии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра 9 (см.рис. 20) передается по трубке 10, шлангу 15 в пневмогидравлический усилитель 18, установленный на коробке передач, который, воздействуя на рычаг 19, выключает сцепление. В ПГУ жидкость давит на шток и одновременно открывает клапан пневмосистемы.
Пневматическая часть включает в себя:
- баллон емкостью 10 л, установленный на кронштейне аккумуляторных батарей;
- обратный клапан, установленный на баллоне и предназначенный для разделения воздушной магистрали, идущей от отдельного контура пневмосистемы к баллону, и сохранения давления в ней независимо от падения давления в основных контурах (на баллоне установлен также кран слива конденсата);
- трубопроводы;
- шланг 11.
Воздух из пневматической части поступает в ПГУ 18.
Рис. 21. Привод управления сцеплением и тормозным краном:
1,5,14-эксцентрики; 2,3-трубки от тормозного крана; 4-кронштейн педалей; 6-пружина; 7-кран тормозной; 8-педаль тормоза; 9-трубка выпускная; 10,11-трубки от баллона к тормозному крану; 12-педаль сцепления; 13-цилиндр главный; b=0,2-0,6 мм
Регулировка свободного хода педалей сцепления и тормоза производится соответственно эксцентриками 14 и 5 (см. рис. 21), расположенными на кронштейне педального механизма. Свободный ход педалей сцепления и тормоза L1 должен быть 2,5-5,5 мм. Полный ход педали сцепления должен быть 135-150 мм, регулируется эксцентриком 1. Регулировка полного хода педали тормоза не требуется.
Свободный ход рычага 19 (см. рис. 20) конструкцией не предусмотрен. Регулировки ПГУ или перестановки рычага по мере износа сцепления не требуется.
Главный цилиндр сцепления. При необходимости ремонта или сборке кольцо 14 установить как показано на рис. 22. Момент затяжки болтов М12 крепления главного цилиндра 44-56 Н.м (4,4-5,6 кгс. м).
Внутреннюю поверхность цилиндра, резиновые кольца и манжету при сборке смазать тормозной жидкостью.
Пневмогидравлический усилитель сцепления (ПГУ) содержит корпус 1 (рис. 23), внутри которого расположены поршень 5 и шток 4. Поршень со штоком подвижно уплотнены в корпусе и могут перемещаться в осевом направлении. Поршень уплотнен в корпусе при помощи резиновой манжеты 9, а шток — двумя уплотнительными резиновыми кольцами 3.
Рис. 22. Цилиндр главный:
1-пробка; 2,7-кольца резиновые; 3-пружина возвратная; 4-чашка поджимной пружины; 5-пружина поджимная; 6-штуцер подводной; 8-корпус цилиндра; 9-поршень; 10-манжета; 11-кольцо стопорное; 12-чехол защитный; 13-толкатель; 14-кольцо; 15-кольцо уплотнительное
Рис. 23. Усилитель пневмогидравлический сцепления:
1-корпус; 2-клапан прокачки с ПГУ; 3-кольца уплотнительные; 4-шток; 5-поршень; 6-крышка; 7-грязесъемник; 8-вилка; 9-манжета; 10-окно выпускное; 11-пробка; 12-клапан управления; 13-кольцо; 14-вилка; 15,21-пробки; 16,19-пружины; 17-клапан воздушный; 18-корпус; 20-золотник; B,C,D,E,F,G,K-полости; а-подвод сжатого воздуха; b-подвод рабочей жидкости
Корпус со стороны поршня закрыт крышкой 6, сквозь которую проходит шток. На конце штока закреплена вилка 8, которой ПГУ крепится к рычагу вилки выключения сцепления. В центре крышки 6 установлен резиновый грязесъемник 7, который очищает шток от грязи и предотвращает попадание ее внутрь корпуса.
С другой стороны корпуса 1 установлена вилка 14, при помощи которой ПГУ через кронштейн крепится к коробке передач. Вилка 14 имеет фланец, уплотненный в корпусе резиновым кольцом 13. В нижней части корпуса имеется выпускное окно 10, имеющее резиновый клапан. Клапан предотвращает попадание грязи внутрь корпуса.
В верхней части корпуса установлен клапан 2 для удаления воздуха из полости D. К корпусу 1 при помощи двух болтов прикреплен клапан управления ПГУ, состоящий из корпуса 18, закрытый с двух сторон пробками 15 и 21. Внутри корпуса 18 расположены золотник 20 и воздушный клапан 17. Золотник подвижно уплотнен в корпусе двумя резиновыми кольцами и подпружинен относительно корпуса витой цилиндрической пружиной 19. Пружина 19 отодвигает золотник 20 от воздушного клапана до упора в пробку 21. Золотник имеет осевое и радиальное отверстия, которые сообщают полости F и G.
Воздушный клапан 17 пружиной 16 прижат к седлу, выполненному внутри корпуса, и разобщает полость E с полостью F.
Полость B системой отверстий связана с полостью F, полости C и G — с выпускным окном. Полости K и D связаны между собой отверстиями. Полость K через присоедини-тельное отверстие в пробке 21 при помощи трубопроводов связана с главным гидроцилиндром выключения сцепления. Полость E через присоединительное отверстие в пробке 15 трубопроводом связана с воздушным баллоном.
Обслуживание привода сцепления заключается в периодическом осмотре элементов привода, очистке от грязи и проверке:
- герметичности гидравлической и пневматической частей;
- уровня жидкости в компенсационном бачке и затяжки резьбовых соединений;
- плотности прилегания упорного болта 16 (см.рис. 20) к картеру коробки передач.