Колеса и шины УРАЛ-6470
Передние колеёса одинарные (рис. 36), задние — сдвоенные (рис. 37), шины пневматические бескамерные.
Колесо дисковое с бескамерной шиной (см.рис. 36) с глубоким неразъемным обо-дом размером 9,00х22,5. Колесо укомплектовано универсальным вентилем для бескамерных шин типа АБ-95 с металлическим основанием. Корпус вентиля устанавливается в вентильное отверстие на ободе и крепится с помощью гайки и шайбы. Герметичность соединения вентиля и обода обеспечивается установкой на вентиль резинового уплотнительного кольца.
Для доступа к вентилю внутреннего заднего колеса применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.
Колеса закрепляются на ступице десятью гайками с упорными шайбами. Центрирование колес осуществляется по центральному отверстию диска.
Рис. 36. Установка переднего колеса с бескамерной шиной:
1-гайка крепления колеса; 2-колпак защитный; 3-обод; 4-груз балансировочный с пружиной в сборе; 5-шина; 6-вентиль бескамерный; 7-шайба крепления вентиля; 8-кольцо уплотнительное
Рис. 37. Установка задних колес:
1-колесо в сборе с шиной; 2-кронштейн; 3-удлинитель вентиля
Обслуживание шин. Уход за колесами и шинами заключается в правильной подготовке их к эксплуатации (подбор и монтаж), соблюдении норм нагрузок и давления, свое-временном техническом обслуживании колес и шин, поддержании в исправном состоянии узлов ходовой части и других узлов автомобилей, влияющих на работу шин, соблюдении правил и приемов вождения автомобиля.
При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (АЭ 001-04), введенными в действие с 01.02.2004 г.
При ежедневном обслуживании и каждом ТО проверить состояние шин и колес: удалить застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами; шины не должны иметь разрушений, неотремонтированных местных повреждений (пробоев, порезов), местных отслоений протектора и боковины, а колеса — механических повреждений, коррозии и трещин на деталях; проверить исправность вентилей, золотников, наличие колпачков, определиться с пригодностью шин по износу протектора и подбору их по осям автомобиля, проверить крепление колес и давление воздуха в шинах.
При обнаружении каких-либо недостатков по шинам и колесам принять меры по их устранению, произвести ремонт или замену. Любое повреждение шины должно быть осмотрено специалистом, который определит возможно отремонтировать шину или нет. Ремонт должен быть осуществлен специалистом, который возьмет на себя ответственность за ремонт.
Кроме того, при ТО производится проверка схождения и углов установки передних колес и их балансировка.
Следует осматривать шины на стоянках с целью удаления инородных предметов (камни, стекла и др.), застрявшие в протекторе, боковине и между сдвоенными колесами, при необходимости произвести ремонт поврежденных шин.
Не допускается эксплуатация автомобиля с ослабленным креплением колес или при отсутствии хотя бы одной гайки или болта крепления.
Не реже одного раза в неделю проверять внутреннее давление во всех шинах автомобиля, в том числе и в запасной и довести его до нормы.
Замер внутреннего давления производится в полностью остывших шинах ручным манометром, показания которого должны быть сверены с показаниями контрольного манометра. Запрещается снижать давление в теплых шинах.
Подкачивать шины без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.
Для подкачки шин следует пользоваться шлангом для подкачки шин или любым другим шлангом с наконечником и накидной гайкой под резьбу М16х1,5 на другом конце шланга. Подсоединять шланг к выводу для накачки шин в блоке подготовки воздуха (см. раздел «Тормозные системы»).
При подкачке шин запрещается находиться в зоне подкачиваемого колеса.
Движение на шинах с пониженным внутренним давлением не допускается, так как это может привести к перегреву шины и термическим повреждениям ее составных частей. Эти повреждения необратимы и могут привести к разрыву колеса и внезапному резкому полному падению давления в шине.
Последствия движения на недокачанной шине могут проявиться не сразу, иногда, да-же после того, как давление было установлено в соответствии с нормой. Во избежание этого, если падает давление в шине, необходимо остановиться как можно скорее, выявить и устранить причину утечки. При необходимости выполнить монтажно-демонтажные работы.
При уводе автомобиля в сторону также немедленно остановить автомобиль и определить причину его увода.
Соблюдение норм внутреннего давления играет первостепенную роль в обеспечении безопасности движения, сохранности шин и экономии топлива.
Запрещается стоянка автомобиля на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы.
Не допускается стоянка автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных — более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки автомобиля следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль.
Места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля.
При обнаружении на шинах нефтепродуктов протереть шины досуха.
Перестановку колес на одной оси и по осям автомобиля рекомендуется производить при выявлении технической необходимости: при наличии неравномерного или интенсивного износа рисунка протектора, необходимости подбора шины по осям и сдвоенным колесам, необходимости установки на переднюю ось более надежных шин.
При выявлении интенсивного или неравномерного износа рисунка протектора шин, который может вызываться неисправностями ходовой части, рулевого управления или тормозов, а также неправильным вождением, следует установить причину его появления и принять меры к ликвидации этих причин, независимо от сроков проведения технического обслуживания автомобиля. Одновременно определить возможность дальнейшей эксплуатации этих шин.
Не допускается установка на одну ось автомобиля шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различным рисунком протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
При частичной замене шин, вышедших из строя, производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.
Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.
Рекомендуется новые шины взамен изношенных (освежаемых) менять полным комплектом.
Особенности эксплуатации. При движении автомобиля избегать контакта колес с острыми или выступающими предметами, чтобы избежать возможных повреждений шины и смятия бортовых закраин обода, что может повлечь за собой нарушение герметичности колеса в сборе с шиной.
Особую осмотрительность следует проявлять при движении автомобиля по дорогам с неровным, разбитым покрытием, так как бортовые закраины колес при сильном ударе могут повредить надбортовую часть шины.
Не следует ездить на шине при пониженном давлении воздуха в ней, так как даже при незначительно сниженном против нормы давлении ухудшится устойчивость и управляемость автомобиля, а, кроме того, будет происходить ускоренное разрушение боковин, каркаса и бортов шин вздутие и повреждение герметизирующего слоя. Движение автомобиля на спущенной шине даже на протяжении нескольких десятков метров может вывести шину из строя.
Как исключение, возможна езда после прокола бескамерной шины при отсутствии падения давления в ней без удаления предмета, проколовшего ее. Однако длительное движение не рекомендуется из-за того, что отверстие прокола постепенно увеличивается и шина быстро теряет герметичность.
В случае нарушения герметичности бескамерная шина может быть использована как покрышка вместе с камерой и ободной лентой, соответствующими по своим габаритным размерам покрышке и ободу.
Шиномонтажные работы. Монтаж и демонтаж шины выполнять на специально оборудованном участке с применением специализированного оборудования, приспособлений и инструмента; в пути на ровной горизонтальной площадке, в условиях, исключающих попадание песка и грязи внутрь шины (на разостланном брезенте или другой подстилке) инструментом из штатного комплекта инструмента и принадлежностей.
При монтажно-демонтажных работах необходимо помнить правила:
- не снимать и не ставить колесо с шиной на автомобиль, не убедившись в надежно-сти вывешивания колеса. Гайки крепления колес ослаблять и затягивать (окончательно) на невывешенном и заторможенном автомобиле, при этом необходимо убедиться, что все гайки затянуты одинаково;
- не снимать со ступицы колесо с шиной не выпустив предварительно полностью воздух из шины.
Запрещается демонтаж с обода шин, находящихся под давлением.
Шины, камеры и ободные ленты, хранившиеся при температуре ниже 0 0С, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов.
Особенности проведения шиномонтажных работ. Применение бескамерных шин и колес требует аккуратного и осторожного выполнения монтажно-демонтажных работ во избежание повреждения герметизирующего слоя шины, защитного покрытия колес и де-формации бортовой закраины обода. Шины монтировать только на предназначенные для них колеса с исправным ободом.
Колесо не должно иметь ржавчины, грязи, задиров металла, особенно на конусных поверхностях, соприкасающихся с шиной. Обод должен быть с ровными и гладкими по-верхностями посадочных полок для обеспечения герметичной посадки шины. Обнаружение повреждения антикоррозионного покрытия устранять лаком, эпоксидными или полиэфирными эмалями. При обнаружении смятия, трещин на бортовых закраинах обода, а также глубокой коррозии колесо необходимо заменить.
Шина должна быть отремонтированной, без повреждений бортов, даже незначительных, на внутренней части покрышки не допускается вздутий, повреждений герметизирующего слоя.
Для облегчения монтажа и демонтажа, а также во избежание повреждения герметизирующего слоя шины, борт шины и бортовая закраина обода должны протираться ветошью, смоченной в мыльной или обычной воде. Перед монтажом новых шин целесообразно старые вентили и уплотнительные прокладки заменить на новые.
Шиномонтажные работы должны выполняться исправным инструментом.
Для выполнения шиномонтажных работ с бескамерными шинами следует воспользоваться услугами специализированной мастерской.
Правильное выполнение операции при разборке и сборке колес обеспечивает безопасность и сокращает трудоемкость выполнения работ, позволяет продлить срок службы шин, колес и монтажного инструмента.
Для демонтажа бескамерной шины с обода колеса необходимо:
1. Полностью выпустить воздух из шины.
2. Снять борта шины с конических посадочных полок обода:
- установить колесо с шиной в горизонтальном положении диском вверх;
- вставить плоский конец прямой монтажной лопатки между бортовой закраиной обода и шиной, отжать борт шины вниз (рис. 38, I);
- в образовавшийся зазор вставить вильчатый конец другой лопатки так, чтобы пятка ее опиралась на прямую лопатку и одновременно отжать их вниз;
- передвигаясь по окружности обода и отжимая борт шины лопатками вниз полностью снять борт шины с конической посадочной полки обода. Расстояние между точками заведения инструмента в начальный момент должно быть не более 100 мм;
- перевернуть колесо с шиной диском вниз и аналогичными приемами снять второй борт с конической полки обода.
Рис. 38. Демонтаж колеса:
I, II-демонтаж борта шины; III, IV-извлечение обода из шины
Демонтировать борт шины со стороны монтажного ручья:
- на колесе, установленным диском вниз, осадить и сдвинуть верхний борт шины в монтажный ручей обода со стороны, противоположной вентилю. Далее, удерживая борт шины в ручье, одновременно с диаметрально противоположной стороны ввести между ободом колеса и бортом шины плоские концы монтажных лопаток на расстоянии не более 100 мм по обе стороны от вентиля. После этого сначала одной, а затем и второй лопаткой переместить часть борта за закраину обода (рис. 38, II);
- равномерно передвигая лопатки вдоль закраины обода, полностью переместить борт шины за закраину. При этом нельзя прикладывать больших усилий для того, чтобы не повредить борт шины и закраину обода.
4. Извлечь обод из шины:
- перевернуть колесо с шиной диском вверх и сдвинуть с одной стороны борт шины в монтажный ручей обода;
- приподнимая колесо с противоположной стороны (наклоняя его), вставить монтажную лопатку плоским концом между бортом шины и закраиной обода и отжать колесо вверх;
- удерживая эту лопатку в таком положении, вставить вторую монтажную лопатку плоским концом между бортом шины и ободом на максимально возможном расстоянии от первой и также произвести отжатие колеса (рис. 38, III);
- повторяя предыдущую операцию полностью извлечь колесо из шины (см.рис. 38, IV).
Перемещение борта шины за закраину обода нельзя производить одновременно двумя монтажными лопатками во избежание повреждения борта;
- при необходимости снять вентиль обода.
Для монтажа бескамерной шины на обод колеса нужно:
- установить вентиль на обод колеса;
- положить шину горизонтально;
- нижнюю закраину обода колеса, расположенного диском вверх, полностью ввести в полость шины (рис. 39, I).
Не забывать смачивать борта шины мыльным раствором;
Рис. 39. Порядок монтажа шины
- перевернуть колесо с шиной и, удерживая верхний борт шины на уровне монтажного ручья обода, плоскими концами сначала одной, затем обеих монтажных лопаток, полностью завести его за бортовую закраину обода (рис. 39, II);
- накачать шину воздухом до рабочего давления;
- проверить герметичность посадки шины на ободе.
Накачивание бескамерной шины:
1. Убедиться, что борта шины частично сели на посадочные полки обода. Для обеспечения предварительного натяга бортов шины на ободе можно обжать шину по окружности протектора с помощью специальной стяжной ленты.
2. Вывернуть золотник для сокращения времени наполнения шины воздухом и улучшения посадки бортов шины на обод.
3. Обжатую шину накачать воздухом от компрессора до давления, максимально допускаемого для данной шины (это обеспечит надежную посадку бортов шины на посадочные полки обода), затем ввернуть золотник и довести давление до нормы.
4. Проверить шину на герметичность полным погружением в ванну с водой или заливая воду между бортами шины и закраинами обода при горизонтальном положении колеса, при этом не должно быть выделения воздушных пузырьков.
5. Установить шину на автомобиль. На следующий день после монтажа проверить давления воздуха в шине.