Приложение 7 УРАЛ-6470
Влагомаслоотделитель может быть заменен на блок подготовки воздуха или влагомаслоотделитель другого типа.
Блок подготовки воздуха устанавливается в пневматических тормозных системах для очищения воздуха, поступающего от воздушного компрессора, и обеспечивает полное приготовление воздуха, включая осушение, регулирование рабочего давления в тормозной системе и защиту по контурам. Осушитель воздуха и многоконтурный защитный клапан встроены в один прибор.
Блок подготовки воздуха снабжен маслоотделителем, который устраняет необходимость применения маслоудаляющего оборудования на основе дополнительного охлаждения и автоматических кранов слива конденсата, поскольку частицы масла, содержащиеся в сжатом воздухе, поступающем от компрессора, осаждаются на входе фильтр-патрона.
Отделенное масло сбрасывается через выпускной клапан — шумоглушитель.
На входе блока подготовки воздуха установлен клапан накачки шин, который помимо основного предназначения может быть использован для заполнения тормозной системы от внешнего источника.
На корпусе блока подготовки воздуха указана маркировка: 21-вывод к контуру задних тормозов; 22-вывод к контуру передних тормозов; 23-вывод к стояночной тормозной системе; 24-вывод к дополнительным потребителям; 25-вывод для воздушного баллона; 26-вывод для отключения компрессора; 27-клапан накачки шин; 29-вывод для пневматической подвески.
Осушение воздуха происходит за счет адсорбирования влаги на молекулярном уровне осушающим элементом 1 (рис. 81). Сжатый воздух проходит через гранулированную форму, высокопористый осушающий элемент. В течение этого процесса водяной конденсат, содержащийся в воздухе, адсорбируется на поверхности осушающего элемента. Для регенерации осушающего элемента, часть осушенного воздуха (соединенного с отдельным резервуаром через регенерационный вывод) стравливается до атмосферного давления и проходит через осушающий элемент в обратном направлении.
Благодаря падению давления снижается и парциальное давление водяного
пара в регенерирующем воздухе (т.е. предельно осушенном воздухе). Таким образом, сухой воздух из воздушного баллона адсорбирует влагу, осевшую на гранулах элемента.
Подаваемый воздушным компрессором воздух проходит через впускной патрубок 24, при этом частицы масла, содержащиеся в сжатом воздухе, осаждаются на стенках влагомаслоотделителя 26. Впоследствии, скопившееся на дне влагомаслоотделительной камеры 25 масло сбрасывается во время регенерации в атмосферу через канал. Предварительно очищенный от масла воздух сначала проходит через кольцевой фильтр 28, где происходит его вторичная очистка от загрязнения типа нагара и масла.
Кроме того, в кольцевом фильтре 28 воздух охлаждается и часть влаги, содержащаяся в нем, собирается во влагомаслоотделительной камере 25.
Затем воздух проходит через осушающий элемент 1, где происходит осушение к об-ратному клапану 4, открывает его и проходит через канал на вход четырехконтурного защитного клапана. Одновременно через жиклер 6 и вывод 5 наполняется воздушный баллон адсорбера для регенерации. Предварительная очистка воздуха от масла и удаление влаги в кольцевом фильтре 28 оказывает положительный результат на срок службы и эффективность порошка.
Рис. 81. Модуль подготовки воздуха:
1-элемент осушающий (адсорбер); 2-опора пружины адсорбера; 3-пружина предохранительная; 4-клапан обратный; 5-вывод для воздушного баллона; 6-жиклер; 7-корпус многоконтурного защитного клапана; 8-опора пружины; 9-мембрана четырехконтурного защитного клапана; 10-клапан защитный; 11-клапан закрытия; 12-вывод к контуру задних тормозов; 13-клапан сброса (клапан безопасности); 14-вывод к стояночной тормозной системе; 15-вывод для пневматической подвески; 16-шумоглушитель; 17-элемент нагревателя отопительный; 18-пружина; 19-клапан сброса воздушного давления; 20-вывод сигнала для отключения компрессора; 21-корпус регулятора давления; 22-поршень давления подъема управляющий; 23-поршень клапана отсечки давления; 24-патрубок впускной; 25-камера влагомаслоотделителя; 26-влагомаслоотделитель; 27-фильтр-патрон; 28-фильтр кольцевой сетчатый
Очищенный воздух под давлением, создаваемым компрессором, поступает
через канал на кольцевые поверхности защитных клапанов 10. При достижении давления, равного давлению открытия, защитный клапан 10 приподнимает мембрану 9 против пружин и воздух перетекает через зазор, образовавшийся между мембраной 9 и торцевым уплотнением клапана закрытия 11 на выход четырехконтурного защитного клапана к выводам контуров тормозной системы. Давление в контурах начинает расти до достижения рабочего давления.
Клапаны 10 первого, второго и четвертого контуров настроены на одинаковое давление открытия, сначала откроется тот, который имеет настройку по нижней границе допуска.
Во время заполнения контуров передних и задних тормозов через открытые защитные клапаны 10, воздух контура с наибольшим давлением поступает так же через обводной канал в полость контуров стояночной тормозной системы и дополнительных потребителей. При достижении соответствующих давлений открытия защитные клапаны 10 контуров стояночной тормозной системы или дополнительных потребителей открываются.
При возрастании давления в тормозной системе и канале до соответствующего уровня, так называемого давления отключения, интегрированный регулятор давления открывает клапан сброса воздушного давления 19. Нагнетаемый воздушным компрессором воздух и сжатый воздух из воздухоосушителя выбрасывается в атмосферу через канал и шумоглушитель 16, захватывая при этом накопившуюся влагу, масло и большую часть осевших во влагомаслоотделительной камере частиц грязи.
Сухой воздух из воздушного баллона проходит через вывод 5 и жиклер 6 и заполняет все свободное пространство. Проникая через влажные гранулы адсорбера 1 воздух поглощает влагу, осевшую на поверхности гранул прежде, чем через кольцевой фильтр 28 и клапан сброса 19 выйдет в атмосферу.
Во время этого процесса обратный запорный клапан 4 закрывается, препятствуя об-ратному потоку сжатого воздуха из воздушных баллонов тормозной системы.
Благодаря установленному шумоглушителю 16 шум, возникающий при открытии клапана сброса 19, значительно снижается. В данном случае применяется дроссельный глушитель со специальной набивкой, конструкция которого снижает скоростной напор давления сбрасываемого воздуха.
При достижении рабочего давления в контурах тормозной системы противодавление в канале закрывает обратный клапан 4 и перемещает управляющий поршень 22 регулятора давления. Воздух проходит через канал поршня и создает давление на поршне клапана от-сечки 23. Как только давление достигнет значения давления отключения, управляющий поршень 22 и клапан отсечки 23 смещаются влево, преодолевая сопротивление пружины и воздух попадает в канал регулятора давления к клапану сброса воздушного давления 19. В результате сжатый воздух создает давление на управляющем поршне клапана сброса 19, открывает его, преодолевая сопротивление пружины 18, и воздух из воздушного баллона вместе с влагой и частицами масла сбрасывается через канал и шумоглушитель 16 в атмосферу.
Как только давление в контурах системы понижается до уровня давления включения, управляющий поршень 22 перемещается вправо до положения, при котором перекрывается подача воздуха к клапану 23 по каналу поршня. При этом воздух, находящийся над клапаном сброса 19, выходит через канал и поршень клапана 23, а также вентиляционное отверстие и клапан сброса закрывается. Пружина регулятора давления воздействует на поршень клапана 23 и перекрывает подачу воздуха на вход регулятора давления.
Давление отключения и избыточное давление регулятора определяется нагрузкой пружины, которое может быть отрегулировано с помощью регулировочного винта в корпусе регулятора 21.
В случае неисправности регулятора давления, предохранительный клапан, состоящий из клапана сброса 19 и пружины сжатия 18 клапана, обеспечивают ограничение давления в контурах тормозной системы, выпуская поступивший через канал воздух в атмосферу, как только давление достигнет значения давления открытия (аварийного давления).
В многоконтурных тормозных системах функция четырехконтурного защитного клапана защищает неисправные контуры от остальной системы.
При внезапной потере давления в одном из контуров (например, обрыв трубопровода) в исправном контуре тормозной системы устанавливается величина давления, равная давлению закрытия клапана. В зависимости от состояния пневмокомпрессора тормозной системы различают: «динамическое» давление закрытия — устанавливающееся в исправном контуре при работающем компрессоре тормозной системы и «статическое» давление закрытия — возникающее при неработающем ком-прессоре.
Влагомаслоотделитель. Сжатый воздух из нагнетательного трубопровода компрессора подводится к выводу I (рис. 82) через полость A, проходит последовательно через пе-нополиуретановый фильтр 3, цеалитовый адсорбер 2 и попа¬дает в полость B. Параллельно сжатый воздух из полости A подается на разгрузочный клапан 7.
Рис. 82. Влагомаслоотделитель
1-корпус; 2-адсорбер цеалитовый; 3-фильтр пенополиуретановый; 4-клапан перепускной; 5-поршень; 6-клапан обратный; 7-клапан разгрузочный; 8,13-пружины; 9-тяга; 10-блок нагрева; 11-поршень следящий; 12-клапан сферический; а-вывод в воздушный баллон и четырехконтурный защитный клапан I-вывод; II-вывод в тормозную систему; А,B,C,D-полости; E,F-отверстия
В полости B очищенный и осушенный сжатый воздух отжимает обратный клапан 6, проходит через вывод II в пневмосистему транспортного средства. Параллельно через отверстие «a» сжатый воздух поступает в воздушный баллон.
Из полости C через отверстие F давление сжатого воздуха передается на следящий поршень 5 и управляющий сферический клапан 12. Деформационно-силовая характеристика пружины 13 следящего поршня 5 подобрана таким образом, что при давлении в пневмосистеме транспортного средства менее значении от 0,75 до 0,80 МПа (7,5 до 8,0 кгс/см2) управляющий сферический клапан 12 плотно прижат к седлу и давление сжатого воздуха не передается на поршень 5, связанный тягой с разгрузочным клапаном 7, который пружиной 8 прижимается к своему седлу.
При превышении давления воздуха в пневмосистеме транспортного средства значении от 0,75 до 0,80 МПа (7,5 до 8,0 кгс/см2) следящий поршень 11 перемещается влево, сжимая пружину 13 и клапан 12 по мере уменьшения предварительного сжатия своей пружины отходит от своего седла вместе со следящим поршнем 11, передавая давление сжато-го воздуха на поршень 5 разгрузочного клапана 7. Дополнительное усилие на поршень 5 через тягу 9 передается разгрузочному клапану 7, нарушая равновесие между давлением сжатого воздуха из полости A и пружиной 8, в результате чего разгрузочный клапан 7 открывается, сообщая полость A с атмосферой. При этом обратный клапан 6 прижимается к своему седлу, предотвращая выпуск сжатого воздуха из пневмосистемы транспортного средства в атмосферу, одновременно очищенный воздух из воздушного баллона через полость D и отверстие E попадает в адсорбер снизу (восстанавливая адсорбирующее вещество), в полость A и далее через разгрузочный клапан 7 в атмосферу вместе с излишней влагой и загрязнениями.
Когда давление сжатого воздуха в пневмосистеме транспортного средства снижается до значений от 0,65 до 0,68 МПа (6,5 до 6,8 кгс/см2) следящий поршень 5 под действием пружины 13 перемещается вправо и управляющий сферический клапан 12 прижимается к своему седлу, перекрывая доступ сжатого воздуха к поршню 5 разгрузочного клапана 7. В результате пружина 8 поджимает разгрузочный клапан 7 и он прижимается к своему седлу, изолируя полость B от атмосферы.
При засорении адсорбера, предусмотрен перепускной клапан 4, который при разности давлений в полости A и B от 0,20 до 0,25 МПа (2,0 до 2,5 кгс/см2)сообщает полости A и B, открывается обратный клапан 6 и воздух от компрессора поступает прямо в пневмосистему транспортного средства.
УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА АВТОМОБИЛЬ
Потребителями могут устанавливаться на автомобиль дополнительные устройства.
Подключение внешних потребителей. Подключение внешних потребителей производится от свободных предохранителей «черного» и «белого» блоков, изображенных на рис. 83.
Внимание! Недопустимо подключение внешних потребителей напрямую к АКБ. Подключение к бортовой сети автомобиля устройств, рассчитанных на 12 В разрешается только от преобразователя напряжения.
Рис. 83. Подключение внешних потребителей
Подключение магнитолы. Магнитола 24 В устанавливается на панели радио согласно инструкции по эксплуатации. Подключение «+» к бортовой сети автомобиля производится с предохранителя 15 А (вывод «4» «черного» блока предохранителей). Питающий провод сечением 1,5 мм2 нужно проложить под панелью приборов, закрепив его хомутами к пучку проводов основному, затем, через резиновую втулку, внутри боковой стойки кабины — к магнитоле.
Подключение прикуривателя. Подключение «+» на прикуриватель производится с предохранителя 25 А (вывод «4» «белого» блока предохранителей). Питающий провод сечением 2,5 мм2 .