Особенности технического обслуживания и ремонта автомобилей КамАЗ
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
Экономический эффект, получаемый от эксплуатации автомобиля, при всем многообразии показателей определяется главным образом рентабельностью грузоперевозок с учетом максимального использования технических возможностей транспортного средства и эксплуатационных затрат, включая затраты на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии. Это особенно важно учитывать при массовой эксплуатации большегрузных автопоездов на базе тягачей КамАЗ, поскольку чем выше производительность парка автомобилей, тем значительнее убытки, связанные с их простоем. Поэтому особое внимание уделяется техническому перевооружению предприятий, эксплуатирующих автомобили, концентрации автомобилей КамАЗ в автохозяйствах, организации Камским объединением сети предприятий фирменного обслуживания, а также ремонту автомобилей на специализированных заводах Минавтопрома и других заводах союзных и республиканских министерств и ведомств. Эта программа трудоемка и для полной реализации требует значительных затрат средств и времени. Пока реализуются первоочередные задачи этой программы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов-эксплуатационников, развитием сети сервиса и ремонтной базы на основе действующих предприятий.
Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии в течение всего предусмотренного срока службы возможно лишь при условии соблюдения правил эксплуатации и выполнения планово-предупредительных мероприятий, предусмотренных заводской инструкцией и нормативными документами автотранспортных организаций и Госавтоинспекции. Выполнение этих правил и мероприятий ложится на АТП и хозяйства, непосредственно эксплуатирующие автомобили.
Техническое обслуживание включает в себя контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании. Если при ТО возникает сомнение в работоспособности тех или иных узлов или деталей, их работоспособность необходимо проверить на диагностическом оборудовании.
Целесообразно заменять без разборки узел или агрегат с дефектной деталью на заведомо исправный. В зависимости от сложности ремонта и технических условий на ремонт неисправный узел или агрегат ремонтируют в условиях АТП или же через автоцентр КамАЗа направляют для централизованного ремонта.
Нередко приходится проводить внеплановое ТО автомобиля из-за отказа в работе отдельных его систем или для предупреждения возможных неисправностей, а кроме того, в ряде случаев приходится ремонтировать автомобиль в дорожных условиях. Необходимость такого обслуживания и ремонта определяется ст. 25 Правил дорожного движения, ограничивающей и запрещающей эксплуатацию технически неисправных автомобилей и прицепного состава, а также отклонениями технических характеристик конкретного автомобиля от технических норм, установленных заводом-изготовителем. Для отдельных агрегатов и систем нормы указаны в основных разделах, а также прилож. 1 и 6.
Внеплановые ТО и ремонт в обязательном порядке немедленно проводят в следующих случаях:
1. Обнаружены неисправности, перечисленные в ст. 25 «Техническое состояние и оборудование транспортных средств» Правил дорожного движения.
2. Обнаружен подсос неочищенного воздуха во впускном тракте питания двигателя воздухом.
3. Обнаружены стуки кривошипношатунного механизма двигателя.
4. Включаются сигнальные лампы аварийного состояния систем автомобиля.
5. Обнаружены подтеки смазки и утечки технических жидкостей.
Все перечисленные неисправности определяют при ежедневном ТО. Не дожидаясь очередного ТО, необходимо выявить и устранить неисправность в случаях, когда: двигатель не развивает номинальной мощности и снижает топливно-экономические показатели; появляются посторонние шумы в головках цилиндров двигателя, в смонтированных на двигателе агрегатах или в агрегатах трансмиссии; обнаружен повышенный нагрев ступиц или тормозных барабанов; замечен интенсивный и неравномерный износ протекторов шин; нарушена плавность хода автомобиля; увеличилось усилие на органах управления автомобиля.
Эти неисправности водитель обнаруживает в процессе эксплуатации автомобиля по признакам, указанным в таблицах возможных неисправностей, приведенных в основных разделах книги, а также имеющихся в заводской инструкции по эксплуатации.
Чаще всего некоторые операции внепланового ТО водители проводят без должного соблюдения технических требований, поэтому обслуживание и ремонт «по необходимости» не только не исключают проведение регламентного ТО в полном объеме, но и в значительной мере определяют объем контрольно-диагностических работ но узлам, имевшим отказы до очередного ТО.
В перечне операций ТО (см. прилож. 2) предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно. Момент затяжки резьбовых соединений (см. прилож. 7) необходимо контролировать динамометрическим ключом.
Учитывая конструктивные особенности автомобилей КамАЗ (двигателя, агрегатов трансмиссии, гидроусилителя и др.), особое внимание надо уделять смазочным работам (см. прилож. 3). Следует помнить, что использование заменителей рекомендуемых масел существенно снижает ресурс автомобиля и допускается лишь как временная мера.
При сезонной смене масла или при переходе с заменителя на рекомендуемый сорт масла необходимо промыть смазываемую систему (агрегат) согласно требованиям заводской инструкции или рекомендациям, изложенным в настоящей книге.
Кроме точек, подлежащих смазке, с определенной периодичностью, имеются места, требующие смазки по необходимости и при ремонте (см. прилож. 4).
Перед демонтажем узлов, а также перед разборкой каждого узла необходимо подготовить инструмент и определить потребность в специальном инструменте и съемниках из комплекта И-801, предназначенного для ТО и ремонта автомобилей КамАЗ.
Все ремонтные работы и операции ТО проводят с соблюдением правил техники безопасности. Несоблюдение технических условий и технологии сборочно-разборочных (ремонтных) работ, использование неисправного слесарного инструмента, отворачивание и выпрессовывание деталей с помощью молотка и зубила могут привести к появлению дополнительных дефектов.
Все автомобили и специальный прицепной состав, предназначенный для работы с автомобилями-тягачами КамАЗ, имеют высокую степень унификации узлов, агрегатов и систем, что позволяет сократить номенклатуру запасных частей для ремонта всех моделей автомобилей. Тем не менее при подборе запасных частей для ремонта необходимо обращать внимание на допустимость их применения в данной модели.
Снабжение АТП* запасными частями осуществляется централизованно через автоцентры КамАЗа. Постановка автомобиля на учет в автоцентре обязательна не только с точки зрения своевременного и правильного расчета потребности в запасных частях, но и потому, что ремонт и регулировка наиболее сложных агрегатов и систем должны проводиться под контролем специалистов КамАЗа в централизованных ремонтных мастерских или на специализированных заводах.
(* Здесь и далее под АТП подразумеваются предприятия и подразделения автомобильного транспорта как общего пользования, так и ведомственные.)
В условиях АТП проводят текущий ремонт (ТР), связанный в основном с частичной или полной разборкой узлов и заменой неисправных деталей новыми из числа предусмотренных торговой номенклатурой.
Капитальный ремонт полнокомплектного автомобиля КамАЗ, как правило, не проводится. Основные агрегаты и узлы автомобиля (табл.1) за срок службы подвергаются капитальному ремонту, который проводится на специализированных заводах.
Капитальный ремонт должен обеспечить не менее 80% ресурсов нового агрегата, который для основных агрегатов автомобиля КамАЗ равен 300 тыс. км пробега для первой категории условий эксплуатации, поэтому расчетный пробег автомобиля до списания составляет 500—540 тыс. км.
ТАБЛИЦА 1
Агрегаты | Базовые (корпусные) детали | Основные детали |
Двигатель и сцепление | Блок цилиндров | Головка цилиндра, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления |
Коробка передач и делитель | Картер коробки передач, картер делителя | Крышка коробки, первичный вал коробки и делителя, промежуточный вал коробки и делителя, вторичный вал коробки |
Карданная передача | Трубы карданного вала | Фланец-вилка, вилка скользящая |
Мост ведущий | Картер ведущего моста | Картер главной передачи, стаканы подшипников, чашки дифференциала, крестовины дифференциала, ступицы, тормозной барабан |
Ось передняя | Балка передней оси | Поворотный кулак, шкворень, ступица, тормозной барабан |
Рулевое управление | Картер рулевого механизма | Вал сошки с зубчатым сектором, поршень-рейка, винт рулевого управления |
Кабина | Каркас кабины | Двери, балки пола, кронштейн шарнирной опоры, передняя облицовочная панель |
Платформа | Основание платформы | Поперечина, обвязка, борт |
Рама | Лонжероны | Поперечины, кронштейны рессор |
Механизм подъема платформы автомобиля-самосвала | Корпус гидроцилиндра, картер коробки отбора мощности | Корпус насоса |
С 2 октября 1984 г. введены новые режимы ТО*. Суть нововведений заключается в рациональном распределении операций разового и периодического ТО для обеспечения необходимой надежности узлов и агрегатов, повышения качества обслуживания и уменьшения общей трудоемкости ремонтных работ за счет профилактических мероприятий.
(* РТМ 37.104.003-84)
Общеизвестно, что в начальный период эксплуатации происходят интенсивная приработка сопряженных деталей, взаимоустановка элементов конструкции и выявление скрытых дефектов. Поэтому в новом перечне введены разовые виды ТО (ТО-1000 и ТО-4000), которые выполняются независимо от категорий условий эксплуатации в интервалах пробега 500—1000 и 3000—4000 км соответственно.
Перечень операций этих видов обслуживания содержит в основном проверочные, крепежные, регулировочные и смазочные работы. Относительное увеличение общей трудоемкости обслуживания в начальный период эксплуатации полностью оправдывает себя благодаря снижению объемов работ ремонта в основной период эксплуатации при периодическом обслуживании.
Периодичность видов ТО в основной период эксплуатации зависит от условий эксплуатации (табл. 2).
ТАБЛИЦА 2
Категория условий эксплуатации | Характеристика условий эксплуатации | Периодичность ТО, км пробега | ||
ТО-1 | ТО-2 | СТО* | ||
1 | Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами пригородной зоны | 4000 | 12000 | 24000 |
Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне | ||||
Улицы небольших городов с населением до 100 тыс. жителей | ||||
2 | Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к нему покрытием в горной местности | 3200 | 9600 | 19200 |
Улицы больших городов | ||||
Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием | ||||
Грунтовые профилированные и лесовозные дороги | ||||
3 | Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием в горной местности | 2400 | 7200 | 14400 |
Непрофилированные дороги и стерня | ||||
Карьеры, котлованы и временные подъездные пути | ||||
* Периодичность СТО дана с целью планирования. СТО выполняется весной и осенью. |
Периодическое ТО включает в себя ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание (СТО). Все виды ТО являются профилактическими мероприятиями, проводимыми принудительно в плановом порядке через определенный пробег независимо от технического состояния автомобиля. Как уже говорилось, в ряде случаев (при обнаружении неисправности, отказах в работе системы или агрегата) или в профилактических целях (после преодоления брода, длительной работы в условиях повышенной запыленности и т. д.) проводят внеплановые ТО систем или агрегатов.
При ремонте с заменой неисправных деталей необходимо использовать только запасные части, предназначенные для автомобилей КамАЗ. Нормализованные детали (крепежные, резинотехнические, подшипники и т. д.) можно использовать из комплектов запасных частей других моделей только при условии, если их характеристики или номера соответствуют табличным данным, приведенным в основных разделах книги и прилож. 8 и 9.