Глава 2.2. Подвеска силового агрегата КамАЗ
В силовой агрегат (рис. 94) автомобилей КамАЗ входят двигатель модели 740, двухдисковое сцепление модели 14 и пятиступенчатая или десятиступенчатая коробка передач моделей 14 и 15 соответственно.
Рис. 94. Габаритные размеры силового агрегата (с коробкой передач модели 15)
Подвеска силового агрегата автомобилей КамАЗ эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Подвеска включает две передние опоры, две задние и поддерживающую опоры.
На автомобилях-самосвалах КамАЗ-5511, укомплектованных силовыми агрегатами с пятиступенчатой коробкой передач модели 14, поддерживающей опоры нет.
Передние опоры состоят из прямоугольных подушек 18 (рис. 95), расположенных с обеих сторон двигателя под углом 37° от горизонтали, кронштейнов 1 и стяжки 20.
Рис. 95. 1, 19—кронштейны передней опоры; 2—кронштейн передний крепления силового агрегата; 3— кронштейн поддерживающей опоры; 4—обойма подушки; 5—подушка поддерживающей опоры; 6— накладка подушки; 7—балка поддерживающей опоры; 8—шайбы регулировочные; 9—кронштейн балки; 10—подушка задней опоры; 11—кронштейн задней опоры; 12—прокладка регулировочная; 13—башмак задней опоры; 14—втулка опорная; 15—кронштейн задний крепления силового агрегата; 16—крышка задней опоры; 17—колпак защитный; 18—подушка: 20—стяжка кронштейнов
Подушка представляет собой резиновый элемент с привулканизированными к нему пластинами. Верхняя пластина крепится болтами к кронштейну 2, а нижняя — шпильками и болтами к стяжке 20 и кронштейнам 1 и 19. Кронштейн 2 центрируют при помощи двух установочных штифтов и крепят четырьмя шпильками к передней крышке блока цилиндров двигателя. Кронштейны 1 и 19 закреплены заклепками на стойках, а стойки — на лонжеронах рамы.
Для увеличения жесткости рамы в месте крепления подушек кронштейны 1 и 19 соединены стяжкой 20.
Задние опоры расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор включает в себя: кронштейн 15, который фиксируют двумя установочными штифтами и крепят четырьмя шпильками к картеру сцепления; башмак 13, соединенный с кронштейном 15 стяжным болтом; кронштейн 11, который охватывает башмак и приклепан к лонжерону рамы; крышку 16, крепящуюся четырьмя болтами к кронштейну 11. Между башмаком, крышкой и кронштейном лонжерона расположена резиновая подушка 10.
Для защиты от повреждений резиновой подушки сверху опоры установлен защитный колпак 17.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохранен от смятия запрессованной в него стальной втулкой 14. Между крышкой и кронштейном установлены регулировочные прокладки 12.
Поддерживающая опора имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.
Поддерживающая опора состоит из кронштейна 3, который четырьмя болтами закреплен на картере коробки передач. Полку кронштейна охватывает резиновая прямоугольная подушка 5 с обоймой 4, которая соединена двумя болтами с поперечной балкой 7.
Между балкой и кронштейнами 9, приклепанными к лонжеронам рамы, имеются регулировочные шайбы 8.
Техническое обслуживание
При техническом обслуживании:
— затяните болты и гайки крепления передних и задних опор двигателя, болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к картеру коробки передач и гайки крепления поддерживающей опоры к балке и балки к раме;
— проверьте состояние резиновой подушки и регулировку положения поддерживающей опоры силового агрегата. Резиновая подушка не должна быть нагружена, в противном случае отрегулируйте положение поддерживающей опоры регулировочными шайбами между балкой поддерживающей опоры и ее кронштейнами.
Снятие и установка силового агрегата.
Для снятия силового агрегата с автомобиля выполните следующие операции:
— отсоедините клеммы «+» и «—» аккумуляторных батарей;
— поднимите переднюю облицовочную панель кабины;
— снимите буфер;
— наклоните кабину на 60 °;
— отсоедините клеммы проводов и штекер от генератора, клеммы проводов и штекеры факельных свечей (2 шт.), дублирующего выключателя стартера, датчиков температуры воды (2 шт.), давления масла (2 шт.), сигналов заднего хода, тахометра, спидометра;
— снимите воздухопровод, соединяющий регулятор давления с компрессором;
— выверните болты крепления крыльчатки вентилятора и снимите ее;
— отсоедините шланги и снимите воздухопровод, соединяющий впускной воздухопровод двигателя с воздушным фильтром;
— снимите патрубок, связывающий уплотнитель с соединительной трубой воздушного фильтра;
— отсоедините питающий и дренажные топливопроводы в соединении со шлангами, тягу управления двухсекционным тормозным краном;
— отсоедините промежуточную тягу привода управления подачей топлива и снимите пружину;
— выверните болты крепления левого и правого кронштейнов к радиатору;
— отверните гайки болтов крепления радиатора и выньте болты (слева, справа, внизу);
— отсоедините и снимите трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к усилителю привода сцепления;
— вывесите автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;
— слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя, масло из картеров двигателя и коробки передач;
— снимите приемные трубы от выпускных коллекторов к глушителю, для чего: выверните болты крепления поддерживающего кронштейна к картеру коробки передач, болты крепления поддерживающего кронштейна к картеру делителя; болты крепления фланцев к выпускным коллекторам и снимите трубы;
— отсоедините: от стартера клемму «—», от тягового реле провод и клемму «+»; трос управления жалюзи радиатора; прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
— отделите трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отверните кронштейн и снимите трубопровод;
— отсоедините: верхний патрубок радиатора; трубку, соединяющую радиатор с расширительным бачком; патрубок и шланг, соединяющий радиатор с водяным насосом; поддерживающий хомутик нижнего патрубка радиатора; маслопровод от масляного радиатора и от фильтра центробежной счистки масла;
— отделите и снимите маслопровод, соединяющий радиатор и картер двигателя;
— отсоедините маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления, трубопровод пневмоцилиндра вспомогательного тормоза;
— снимите радиатор с автомобиля;
— отсоедините гидропровод пневматического усилителя сцепления;
— снимите пневмогидравлический усилитель сцепления;
— отделите передний конец карданного вала среднего моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вывернув болты;
— выверните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— опустите автомобиль;
— выверните болты крепления передней опоры двигателя;
— отверните болты крепления передней опоры двигателя и самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;
— зацепите захваты подъемно-транспортного приспособления за два рым-болта двигателя и снимите силовой агрегат автомобиля, установите его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль выполните следующие операции:
— при помощи подъемно-транспортного приспособления снимите силовой агрегат с подставки и установите его на автомобиль;
— совместите отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставьте болты М20 и закрепите опоры;
— вверните болты M12 в отверстия передних опор двигателя и затяните их;
— установите радиатор на опоры, вставьте болты и резиновые амортизаторы, затяните гайки крепления;
— установите крыльчатку вентилятора и закрепите ее четырьмя болтами;
— подсоедините трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
— верхний патрубок радиатора подсоедините к двигателю шлангом;
— соедините шланги обогрева кабины с двигателем и радиатором;
— установите патрубок и шланг, соединяющие радиатор с водяным насосом;
— поставьте поддерживающий хомутик нижнего патрубка радиатора;
— закрепите правый и левый кронштейны на радиаторе;
— шланг от масляного радиатора подсоедините к фильтру центробежной очистки масла;
— подсоедините тягу и возвратную пружину управления подачей топлива;
— установите тягу двухсекционного тормозного крана, вставив пальцы и зашплинтовав их;
— маслопровод высокого и низкого давления подсоедините к гидроусилителю рулевого механизма. Долейте масло до уровня;
— подсоедините питающий и дренажные топливопроводы;
— установите воздухопровод, соединяющий компрессор с регулятором давления;
— подсоедините воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательного тормоза;
— подставьте воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
— установите воздухопровод от фильтра к двигателю и хомуты крепления воздухопровода к раме;
— воздухопровод от воздухозаборника подсоедините к фильтру;
— подсоедините клеммы проводов и штекеры факельных свечей (2 шт.), дублирующего выключателя стартера, датчиков температуры воды (2 шт.), давления масла (2 шт.), сигналов заднего хода, тахометра, спидометра;
— поднимите автомобиль с помощью подъемника;
— установите маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
— поставьте и закрепите прижимы крепления масляного гидроусилителя рулевого управления;
— установите трос управления жалюзи;
— к стартеру подсоедините клемму «—», провод и клемму «+»— к тяговому реле;
— подсоедините гидропровод пневматического усилителя сцепления;
— вверните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— кронштейн крепления трубы глушителя подсоедините к картеру делителя, завернув болты М8;
— подсоедините кронштейн крепления приемной трубы глушителя к коробке передач;
— три фланца приемных труб подсоедините к глушителю и выпускным коллекторам;
— подсоедините передний конец карданного вала среднего моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты M16 и завернув гайки;
— опустите автомобиль с подъемника;
— прокачайте сцепление и долейте жидкость до уровня;
— подсоедините клеммы аккумуляторных батарей;
— залейте масло в картер двигателя, охлаждающую жидкость в систему охлаждения, масло в картер коробки передач и делителя;
— прокачайте топливную систему ручным подкачивающим насосом;
— опустите кабину, предварительно вставив палец в ограничитель наклона кабины, и зашплинтуйте, закройте замки; поставьте буфер;
— опустите переднюю облицовочную панель;
— пустите двигатель, проверьте его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.