Система пуска двигателя. Системы облегчения пуска холодного двигателя
Система пуска двигателя — электростартерная. Состоит из стартера СТ142Б, двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей 6СТ190ТР (ТМ), коммутационной аппаратуры в составе: выключателя приборов и стартера ВК354, выключателя тока ВК860В, реле стартера РС530 и реле блокировки стартера (РБС), которое выполняет две функции. Первая — это защита привода стартера от включения на работающий двигатель, вторая — дублирующая работу муфты свободного хода привода — отключение стартера при достижении частоты вращения коленчатого вала двигателя определенного уровня. Частота вращения, при которой срабатывает РБС, зависит от температуры окружающего воздуха. Действие РБС основано на разъединении электрической цепи обмотки реле стартера РС530 от массы при достижении частоты вращения заданной величины.
РБС устанавливается на автомобилях с 1978 года. На автомобилях выпуска до 1 июля 1985 г. сигнал на срабатывание РБС поступал с тахометра, а на автомобилях более позднего выпуска — с фазного вывода генератора. На рис. 96, а и 96, б представлены электрические схемы систем пуска двигателя с РБС, срабатывающего по сигналу от тахометра и от генератора соответственно.
Рис. 96. Электрические схемы системы пуска двигателя: а—до изменения: 1—реле блокировки стартера; 2—тахометр; 3—реле шунтирующее; 4—термореле ЭФУ, 5—свеча факельная; 6—клапан электромагнитный; 7—блок контрольных ламп; 8—кнопка включения ЭФУ, 9—амперметр; 10 —реле стартера; 11 — стартер; 12—выключатель массы; 13—аккумуляторная батарея; 14—дублирующий выключатель стартера; 15—выключатель приборов и стартера; 16—контрольная лампа готовности ЭФУ к пуску; I—к реле отключения обмотки возбуждения генератора; II- к кнопке дистанционного выключателя массы: б—после изменения: 1 — реле блокировки стартера; 2—указатель тахометра: 3—генераторная установка; 4—реле включения ЭФУ; 5 —термореле; 6—факельная свеча; 7—электромагнитный клапан; 8—блок контрольных ламп; 9—кнопка включения ЭФУ, 10—блок предохранителей; 11—амперметр; 12— реле стартера; 13—стартер; 14— выключатель массы; 15—аккумуляторная батарея; 16—дублирующий выключатель стартера; 17—выключатель приборов и стартера; I—к кнопке дистанционного выключения массы; II—к реле отключения обмотки возбуждения генератора
Техническое обслуживание и ремонт изделий системы пуска рассмотрены в разделе «Электрооборудование».
Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до —30 °С.
Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечи. Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и газа поступает в цилиндры, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения. Факельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания двигателя топливом (см. рис. 15) на участке фильтр тонкой очистки топлива — топливный насос высокого давления.
При пуске двигателя работает топливоподкачивающий насос низкого давления и топливо, проходя через фильтр тонкой очистки 11, нагнетается к свечам 9. Перепускной клапан ТНВД 5 и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива перекрывают дренажные топливопроводы и обеспечивают подачу топлива под давлением на свечи с минимальной задержкой времени от момента открытия электромагнитного клапана.
Действие ЭФУ можно проследить по электрической схеме пуска двигателя (см. рис. 96, а и 96, б). При включении кнопки 8 включения ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей 13 через амперметр 9 и термореле 4 подается на факельные свечи 5 и они разогреваются. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан 6 и контрольную 16 лампу блока 7 контрольных ламп. При этом клапан открывает доступ топлива к свечам, а загорание контрольной лампы указывает на готовность устройства к пуску двигателя.
Кроме того, при нажатии кнопки включения ЭФУ напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, в случае, когда выход на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дымления, возникающего у непрогретого двигателя.
Ток, потребляемый ЭФУ, не превышает 24 А. Такая величина потребляемого тока не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей.
Сопротивление спирали термореле выбрано таким образом, чтобы на клеммах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).
При пуске двигателя выключателем 15 приборов и стартера через реле 10 стартера включаются стартер 11 и реле 3 включения ЭФУ, контакты которого шунтируют термореле, т. е. на клеммы свечей подается номинальное напряжение в обход спирали термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на выводах батарей снижается.
Ниже приводится техническая характеристика изделий ЭФУ:
Свеча факельная: | |
номинальное напряжение, В | 19 |
потребляемый ток при номинальном напряжении, А | 11,0—11,8 |
пропускная способность по топливу, см3/мин | 5,5—6,5 |
Термореле: | |
номинальное напряжение, В | 24 |
номинальный ток, А | 22,8 |
время от момента включения тока до замыкания контактов, с | 50—65 |
время замкнутого состояния контактов после отключения тока, с, не менее | 45 |
Электромагнитный клапан: | |
номинальное напряжение, В | 24 |
напряжение включения (открытия), В, не менее | 12 |
напряжение отключения (закрытия), В, не менее | 6 |
потребляемый ток при напряжении 12 В, А, не более | 1,1 |
Техническое обслуживание
При СТО (осенью):
— промойте свечи и освободите топливопроводы ЭФУ от летнего топлива (после замены топлива в системе питания на зимнее);
— проверьте работу ЭФУ и пропускную способность свечи по топливу.
Промывая свечи ЭФУ, очистите от отложений защитную гильзу 3 (рис. 97) и сетку 4; после этого промойте их бензином.
Рис. 97. Свеча факельная: 1—корпус: 2—нагреватель; 3—защитная гильза: 4—сетка; 5—испаритель; 6—контргайка; 7— фильтр с прижимной гайкой; 8—жиклер
Для освобождения топливопроводов ЭФУ от летнего топлива после замены его на зимнее в системе питания двигателя выполните следующие операции:
— пустите двигатель и дайте ему поработать со средней частотой вращения коленчатого вала до тех пор, пока полностью не выработаются остатки летнего топлива из системы питания;
— остановите двигатель и отсоедините топливопроводы от свечей и под отверстия топливопроводов положите ветошь;
— откройте электромагнитный клапан подачей напряжения на его штекер со штекера провода подкапотной лампы или нажатием кнопки проверки левого блока контрольных ламп. Выключатель тока (массы) должен быть включен при этом. Открытие клапана сопровождается характерным щелчком;
— прокачайте систему питания двигателя ручным топливоподкачивающим насосом, пока из топливопроводов ЭФУ не сольется летнее топливо;
— подсоедините топливопроводы.
Работу ЭФУ проверяйте при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:
— проверяйте исправность контрольной лампы ЭФУ на щитке приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);
— включите ЭФУ и проверьте исправность свечей по отклонению стрелки амперметра. Положение стрелки около отметки «30» свидетельствует об исправном состоянии нагревателей свечей. Одновременно определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной лампы. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при положительной температуре воздуха 50— 70 с, а при отрицательной —70— 110 с.
Примечание 1. При повторном включении ЭФУ время до загорания контрольной лампы сокращается. Поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха.
Примечание 2. Во избежание перегорания токопроводов блока контрольных ламп ПД512 проверяйте исправность ламп блока не ранее, чем через минуту после отключения ЭФУ.
Для проверки подачи топлива к свечам отсоедините топливопровод от свечи и прокачайте систему питания двигателя топливом ручным топливоподкачивающим насосом. Затем через 30—40 с откройте электромагнитный клапан, подав напряжение на штекер клапана со штекера провода подкапотной лампы. При этом из отсоединенного топливопровода должно появляться топливо.
Пропускную способность свечи определяйте на стендах СДТА-3 (КИ-22201) или NC-108-1318 фирмы «Моторпал» ЧССР и других, позволяющих плавно регулировать давление топлива.
Перед проверкой пропускной способности свечи подтяните прижимную гайку с фильтром.
При избыточном давлении дизельного топлива (0,75 кгс/см2) и температуре топлива 15—25°С пропускная способность свечи должна быть 5,5—6,5 см3/мин. Расход замеряется в течение 20—30 с.
Замер проводите в следующем порядке:
— предварительно пролейте через свечу топливо в течение 10—15 с;
— установите на 1 мин мерный цилиндр с ценой деления 0,1—0,2 см3.
Количество топлива, собранного в мерном цилиндре, соответствует пропускной способности свечи.
Если пропускная способность по топливу меньше рекомендуемой величины, отверните прижимную гайку с фильтром 7 (см. рис. 101), выньте жиклер из топливоподводящего штуцера свечи, промойте его в чистом бензине и продуйте сжатым воздухом. Перед установкой жиклера промойте чистым бензином внутреннюю поверхность топливоподводящего штуцера, прижимную гайку с фильтром. Установите жиклер, подтяните прижимную гайку и вновь проконтролируйте пропускную способность. При повторном несоответствии расхода топлива замените жиклер или свечу в сборе.
Помните, что проходное сечение жиклера представляет собой отверстие диаметром 0,2 мм, наполовину перекрытое регулировочным штифтом. Поэтому промывку жиклера проводите в условиях, обеспечивающих чистоту.
При отсутствии указанных стендов соберите установку (рис. 98).
Рис. 98. Схема установки для проверки пропускной способности свечей ЭФУ: 1 — клапан: 2—манометр: 3—воздушный баллон; 4—топливопровод; 5—факельная свеча: 6—мерный сосуд с ценой делений 0,1—0,2 см3
Для определения величины потребляемого тока свечи соберите схему (рис. 99), позволяющую иметь выходное напряжение постоянного тока 19 В. Напряжение поддерживайте реостатом. При напряжении 19 В потребляемый ток через минуту после включения свечи 1 должен быть 11,0—11,8 А.
Рис. 99. Схема проверки потребляемого тока свечи
Для проверки параметров термореле соберите схему (рис. 100). Термореле 1 установите на горизонтальную поверхность защитным экраном вверх. Номинальную величину тока 22,8 А, проходящего через реле, устанавливайте и поддерживайте реостатом. Время до замыкания контактов и удержания их в замкнутом состоянии определяйте по загоранию контрольной лампы. Для этого один провод контрольной лампы соедините со штекером термореле, а второй — с источником постоянного тока (аккумуляторной батареей).
Рис. 100. Схема проверки термореле
Время с момента включения тока до замыкания контактов термореле (загорания контрольной лампы) при температуре окружающего воздуха 15—25 °С должно быть 55—65 с, а время удержания контактов (горения контрольной лампы) после отключения — не менее 45 с.
Герметичность электромагнитного клапана проверяйте подачей сжатого воздуха под давлением 1,5 кгс/см2 к входному каналу клапана. При погружении клапана в воду не должно выделяться пузырьков воздуха.
Работоспособность реле отключения ОВГ определите следующим образом:
— нажмите кнопку ЭФУ и пустите двигатель стартером (стрелка амперметра при изменении частоты вращения двигателя во всем диапазоне должна показать разрядный ток около 30 А), остановите двигатель и только после этого отпустите кнопку ЭФУ;
— вновь пустите двигатель и убедитесь, что генератор дает «заряд».
Примечание. При подготовке автомобиля к первой зимней эксплуатации дополнительно проверьте подачу топлива к свечам ЭФУ и пропускную способность свечей.
Определите работоспособность реле отключения обмотки возбуждения генератора (ОВГ) и шунтирующего реле при пуске двигателя стартером.
Работоспособность шунтирующего реле проверьте в следующем порядке:
— отсоедините любой провод от клеммы «К» дополнительного реле стартера;
— нажмите кнопку включения ЭФУ и 2—3 раза не более чем на 1 с поверните ключ выключателя приборов и стартера в положение II (крайнее правое положение). При исправном реле должны прослушиваться характерные щелчки;
— выключите ЭФУ и присоедините провод к клемме «К».
Возможные неисправности ЭФУ и способы их устранения приведены в табл. 11.
Ремонт. Изделия электрофакельного устройства ремонту не подлежат, при обнаружении отказа изделия замените его.
ТАБЛИЦА 11
Стрелка амперметра зашкаливает | |
Замыкание свечи на массу | Отсоедините привод от клеммы левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При зашкаливании стрелки отсоедините провод от клеммы правой свечи. Отсутствие зашкаливания стрелки указывает на замыкание правой свечи. Замените отказавшую свечу. После устранения замыкания свечей рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводки, работоспособность термореле и реле блокировки отключения массы батарей, и если замыкание произошло при пуске двигателя — работоспособность шунтирующего реле |
Замыкание спирали | Если свечи исправны, отсоедините от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ. Отсутствие зашкаливания стрелки при повторном включении ЭФУ указывает на замыкание спирали термореле. Замените гермореле |
Стрелка амперметра не отклоняется | |
Перегорание спирали термореле | Включите ЭФУ и проверьте напряжение на клеммах термореле. Отсутствие напряжения на клемме со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другой клемме свидетельствует о перегорании спирали. Замените термореле |
Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи | Включите ЭФУ и проверьте наличие напряжения на клеммах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на клемме правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Замените свечу или восстановите контакт |
Стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда (находится между отметками «30» и «0») | |
Перегорание одной из свечей | Замените свечу |
Факел отсутствует | |
Недостаточная температура нагревания свечи | Проверьте время до загорания контрольной лампы. При уменьшении времени замените термореле. Проверьте состояние батарей, плотность контактов клеммовых соединений. При необходимости батареи зарядите, соединения подтяните. Замерьте величину тока, потребляемого свечой. Замените неисправную свечу |
Занижение пропускной способности свечи | Проверьте пропускную способность свечи по топливу. Замените неисправную свечу |
Топливо не подается к свечам | Проверьте поступление топлива к свечам пусковой подачи топлива и прокрутки двигателя стартером. Проверьте клапан-жиклер фильтра, при заклинивании клапана-жиклера замените крышку фильтра |
Во время пуска двигателя контрольная лампа преждевременно гаснет при нажатой кнопке включения ЭФУ | |
Недостаточно время удержания контактов термореле | Замените термореле |
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ
Предпусковой подогреватель предназначен для нагрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя перед его пуском в холодное время года.
Ниже приведена техническая характеристика подогревателя:
Тип | ПЖД-30 |
Теплопроизводительность, ккал/ч | 26000 |
Топливо | применяемое для двигателя |
Расход топлива, кг/ч | 4,5 |
Воспламенение топлива | электроискровой свечой от транзисторного коммутатора с катушкой зажигания ТК 107 |
Время работы свечи, с, не более | 30 |
Предпусковой нагреватель топлива | штифтовая электрическая свеча мощностью 200 Вт |
Свеча высоковольтная | СН 423 электроискровая |
Коммутатор высокого напряжения | ТК 107 транзисторный |
Электромагнитный клапан | МКТ-4 |
Электродвигатель подогревателя | МЭ 252 мощностью 180 Вт |
Контактор цепи электродвигателя | КТ 127 |
Реле нагревателя топлива | 11.3704.000 |
Переключатель режимов работы | ВК 354 |
Предохранитель | один на 30 А ПРЗ термобиметаллический, защищает цепи питания электрооборудования предпускового подогревателя |
Подогреватель установлен под передней поперечиной 6 (рис. 101) рамы автомобиля и включает в себя котел 2 с горелкой, электромагнитный топливный клапан 1 с форсункой и электронагревателем топлива, насосный агрегат 7 с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами, системы электроискрового розжига топливной смеси и дистанционного управления подогревателем.
Питание подогревателя осуществляется из специального топливного бачка 5. заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть наполнен ручным топливоподкачивающим насосом, установленным на ТНВД.
Рис. 101. Установка предпускового подогревателя на автомобиле: 1—электромагнитный клапан; 2—котел; 3—воронка для заливки жидкости; 4—двигатель; 5— топливный бачок; 6—передняя поперечина рамы; 7—насосный агрегат; 8—угловые шланги; 9— кран запорный; 10—воздухопровод
Котел подогревателя (рис. 102) изготовлен из листовой нержавеющей стали и предназначен для передачи тепла циркулирующей через него жидкости. По принципу действия котел является рекуперативным теплообменником и состоит из двух жидкостных рубашек и двух газоходов. Продукты сгорания из горелки 4 направляются в прямой газоход 3, затем проходят по обратному газоходу 2 и отводятся из котла к картеру двигателя для подогрева масла. На выходе из обратного газохода установлен нагреватель 6 топлива, обеспечивающий подогрев топлива, подаваемого к форсунке, до температуры 60—80 °С отработавшими газами.
Рис. 102. Котел подогревателя: 1—котел, 2—обратный газоход; 3—прямой газоход; 4—горелка; 5—электромагнитный клапан; 6—газовый нагреватель топлива; 7—патрубок подвода жидкости в котел подогревателя; 8—дренажное отверстие
Электромагнитный топливный клапан (рис. 103) предназначен для дистанционного отключения или включения подачи топлива в горелку подогревателя. Клапан открывается под действием электромагнитного поля катушки, а закрывается возвратной пружиной. В корпус клапана ввернута форсунка 6.
В форсунке и клапане установлены фильтры тонкой очистки топлива.
Подогрев топлива, необходимого для зажигания устойчивого пламени в горелке, обеспечивает штифтовый электронагреватель топлива 1, установленный в приливе корпуса электромагнитного клапана.
Рис. 103. Электромагнитный топливный клапан: 1 — электронагреватель топлива; 2 — электромагнитный клапан; 3— патрубок отвода жидкости из подогревателя; 4 — электроискровая свеча; 5 — штуцер подвода топлива к нагревателю в теплообменнике; 6 — форсунка; 7 — патрубок отвода отработавших газов; 8 — топливный фильтр
Насосный агрегат (рис. 104) представляет собой устройство, состоящее из вентилятора (нагнетателя), топливного и жидкостного насосов, приводимых от одного электродвигателя. Жидкостный насос и вентилятор выполнены в литом алюминиевом корпусе, установлены с одной стороны приводного электродвигателя. Топливный насос, имеющий автономный корпус, закреплен с противоположной стороны электродвигателя.
Такая конструкция насосного агрегата не вызывает трудностей при установке и удобна в обслуживании.
Рис. 104. Насосный агрегат: 1—сливной краник; 2—корпус жидкостного насоса; 3—рабочее колесо жидкостного насоса; 4, 11— уплотнительные манжеты; 5—крыльчатка вентилятора; 6—корпус вентилятора; 7—электродвигатель; 8—муфта топливного насоса; 9—ведущая шестерня топливного насоса; 10—ведомая шестерня топливного насоса; 12—редукционный клапан
Жидкостный насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции теплоносителя между предпусковым подогревателем и системой охлаждения двигателя. Рабочее колесо 3 установлено непосредственно на вал электродвигателя 7 и закреплено гайкой. Со стороны вентилятора рабочая полость насоса уплотнена резиновой манжетой 4. Жидкость к насосу подводится через патрубок на крышке насоса, а отводится через патрубок на корпусе насоса. Для слива жидкости из полости насоса служит краник 1.
Вентилятор центробежного типа обеспечивает подачу воздуха в горелку подогревателя. Крыльчатка 5 вентилятора установлена на вал электродвигателя на шпонке и закреплена гайкой. Необходимый зазор между крыльчаткой и корпусом вентилятора обеспечивается распорной втулкой, установленной между подшипником электродвигателя и ступицей крыльчатки.
Топливный насос шестереночного типа обеспечивает подачу топлива под давлением к форсунке подогревателя. Вал насоса со стороны электродвигателя уплотнен резиновой манжетой 11. Вал ведущей шестерни 9 насоса соединен с валом электродвигателя эластичной муфтой 8.
Производительность топливного насоса регулируется редукционным клапаном 12, обеспечивающим перепуск топлива из нагнетательной полости насоса во всасывающую.
Система электроискрового розжига предназначена для обеспечения искрового разряда в горелке при пуске подогревателя. Воспламенение топливной смеси в горелке подогревателя осуществляется высоковольтным разрядом, который образуется между электродами свечи 3 (рис. 105). Высокое напряжение на электродах свечи создается транзисторным коммутатором с индукционной катушкой 2.
Рис. 105. Электрическая схема системы предпускового подогревателя: 1—электродвигатель насоса, 2—катушка зажигания предпускового подогревателя с коммутатором; 3—свеча искровая; 4—клапан электромагнитный; 5—нагреватель топлива; 6—реле нагревателя; 7—переключатель управления работой предпускового подогревателя; 8—предохранитель 30 А; 9— контактор; I—к предохранителю
Система дистанционного управления подогревателем дает возможность управлять работой подогревателя как при рабочем положении кабины автомобиля, так и при поднятой кабине.
Переключатель 7 управления работой подогревателя, установленный на кронштейне в кабине, имеет четыре возможных положения:
0 — все выключено;
I — включены электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный клапан и пусковая свеча;
II — включены электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный клапан;
III— включены электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топлива.
Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос подогревателя отбирает топливо из бачка 11 (рис. 106), которое через открытый электромагнитный клапан подводится к форсунке и впрыскивается во внутреннюю полость горелки. Распыленное топливо смешивается с подаваемым вентилятором воздуха, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле 1 охлаждающую жидкость.
Продукты сгорания топлива через выпускную трубу 16 направляются под масляный картер 14 двигателя и нагревают в нем масло.
Рис. 106. Схема работы предпускового подогревателя: 1—котел подогревателя; 2—воздухопровод к горелке подогревателя; 3—труба подвода жидкости из подогревателя в блок; 4, 8—трубы отвода жидкости из блока в подогреватель; 5—фильтр тонкой очистки топлива; 6—подводящий топливопровод к насосу низкого давления; 7—сливной топливопровод; 9—ручной топливоподкачивающий насос; 10—водяной насос системы охлаждения двигателя; 11—топливный бачок подогревателя; 12—топливный кран подогревателя; 13—подводящий топливопровод к топливному насосу подогревателя; 14—масляный картер; 15—воздушный насос; 16— выпускная труба
Техническое обслуживание.
При СТО (осенью):
— очистите от нагара искровую свечу;
— промойте редукционный клапан топливного насоса;
— промойте топливные фильтры, установленные перед электромагнитным клапаном и форсункой, топливные каналы в корпусе клапана;
— проверьте герметичность электромагнитного клапана;
— выверните запорный кран топливного бачка и очистите его защитную сетку от грязи;
— снимите горелку и металлическим ершом очистите от нагара факелообразующие отверстия, очистите дренажное отверстие горелки;
— проверьте целостность гофрированных шлангов воздухопровода, отсутствие пережатых участков угловых шлангов и труб подвода и отвода охлаждающей жидкости;
— прочистите выпускную трубу подогревателя;
— проверьте работу предпускового подогревателя.
При проверке работы предпускового подогревателя не допускайте подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов и кранах. Нормальная работа подогревателя определяется по равномерному гулу горения в котле и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени. При необходимости отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса в следующем порядке:
— отверните колпачковую гайку на топливном насосе;
— ослабьте контргайку регулировочного винта;
— проворачивая регулировочный винт вправо (подача топлива увеличивается) или влево (подача топлива уменьшается), отрегулируйте режим работы подогревателя.
По окончании регулирования застопорите регулировочный винт контргайкой и наверните колпачковую гайку.
Для обеспечения нормальной работы подогревателя регулирование подачи топлива следует производить при отрицательных температурах окружающего воздуха (не выше —5°С).
После мойки автомобиля или преодоления брода в холодное время года удалите воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3— 4 мин. Для этого переведите ручку переключателя в положение III, предварительно отсоединив провод электронагревателя топлива.
Возможные неисправности предпускового подогревателя и способы их устранения приведены в табл. 12.
ТАБЛИЦА 12
Причина неисправности | Способ устранения |
При пуске подогревателя не вращается электродвигатель насосного агрегата, срабатывает предохранитель | |
Примерзание крыльчатки вентилятора из- за неполного удаления воды после мойки автомобиля или преодоления брода | Подручными средствами (факел, паяльная лампа) подогрейте корпус вентилятора и жидкостный насос. При этом следите, чтобы пламя не попадало на шланги и провода |
Отсутствует искра на электродах свечи | |
Нет напряжения на клеммах проводов, подводящих ток низкого напряжения к индукционной катушке | Определите место повреждения электрической цепи и устраните неисправность |
Не работает индукционная катушка | Отсоедините провод высокого напряжения от свечи и закрепите его конец на расстоянии 3—5 мм от массы автомобиля. Если при переводе переключателя в положение 1 искра отсутствует, индукционную катушку замените |
Не работает искровая свеча | Замените свечу |
Не работает электронагреватель топлива | |
Отсутствует напряжение на клемме питания нагревателя (нет контакта в цепи питания электронагревателя или сгорело реле в цепи электронагревателя) | Подтяните контакты, реле при необходимости замените |
Не работает нагревательный элемент | Замените нагревательный элемент |
Отсутствует или недостаточна подача топлива к форсунке | |
Не работает электродвигатель насосного агрегата | Проверьте цепь электродвигателя и затяжку наконечников на клеммах |
Не срабатывает электромагнитный клапан (нет щелчка при переводе переключателя в положение II) | Проверьте исправность цепи, подводящей ток к клапану, и затяжку клемм |
Засорился топливный фильтр в электромагнитном клапане или в форсунке | Снимите фильтр, промойте и продуйте его сжатым воздухом, при необходимости замените фильтр |
Засорилась форсунка | Снимите форсунку и разберите ее. Промойте детали бензином или ацетоном. Соберите форсунку и проверьте распыливание топлива, не вворачивая форсунку в горелку |
Наличие воздуха в топливной магистрали | Прокачайте топливную систему, ослабив крепление трубки к электронагревателю топлива. При появлении топлива закрепите трубку. Устраните подсос воздуха, проверив соединение трубопроводов |
Недостаточное давление топлива, подаваемого насосом | Отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса |
Подогреватель при работе дымит или наблюдается открытое пламя | |
Неправильно отрегулирована подача топливного насоса | Уменьшите расход топлива, отрегулировав редукционный клапан на топливном насосе |
Малая частота вращения вала электродвигателя | Подзарядите аккумуляторную батарею, проверьте исправность электродвигателя |
Образовался нагар в камере сгорания и котле подогревателя | Разберите узлы, удалите нагар и продуйте сжатым воздухом |
Замедленный прогрев двигателя подогревателем | |
Мал расход топлива из-за засорения фильтров, форсунки, негерметичности топливопроводов, неправильной регулировки топливного насоса | Промойте фильтры, форсунку, устраните негерметичность топливопроводов, отрегулируйте редукционный клапан топливного насоса |
Малая частота вращения вала электродвигателя | Подзарядите аккумуляторную батарею, проверьте исправность электродвигателя |