Глава 2.6. Карданная передача КамАЗ
Карданная передача (рис. 137) состоит из двух карданных валов: привода среднего 2 и заднего 4 мостов. Карданные валы изготовлены из тонкостенных труб с шарнирными соединениями на игольчатых подшипниках и телескопическими шлицевыми соединениями.
Все шарниры карданной передачи одинаковы по устройству и состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца- вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.
Рис. 137. Карданная передача: 1 —вал привода среднего моста; 2 —средний мост; 3 —вал привода заднего моста; 4 —задний мост
Уплотнение (рис. 138) игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резинового сальника радиального уплотнения, встроенного в обойму подшипника и двухкромочного торцового сальника, напрессованного на шип крестовины.
Рис. 138. Комбинированное уплотнение игольчатого подшипника крестовины: 1—стакан подшипника; 2—сальник радиального уплотнения; 3—торцовый сальник; 4—шип крестовины
Карданные валы имеют герметичные шлицевые соединения. Смазка во внутренней полости вала удерживается от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновым и войлочным кольцами, которые прижимаются гайкой сальника и предотвращают загрязнение шлицевого соединения.
Карданные валы динамически отбалансированы. Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта карданного вала на трубах и скользящих вилках выбиты стрелки.
Техническое обслуживание
При ТО-2:
— проверьте наличие зазора в шарнирах карданных валов. Зазор не допускается;
— затяните гайки болтов крепления фланцев карданных валов;
— смажьте шарниры карданных валов через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из-под кромок каждого сальника торцового уплотнения. Если смазка не появилась из-под кромок сальника торцового уплотнения хотя бы одного подшипника, разберите карданный шарнир и промойте детали.
При СТО проверьте наличие зазора в шлицевых соединениях карданных валов. Зазор не допускается.
Ремонт
Карданные валы разбирайте только в случае неисправности, для замены деталей. Не пользуйтесь молотком для разборки шарнира. Перед разборкой выдержите шарнир в дизельном топливе в течение 30 мин.
Для снятия подшипников карданных валов используйте съемник И-801.33.ООО. Предварительно снимите опорные пластины фланца-вилки, разогнув стопорную пластину и вывернув болты. Вверните болты 1 (рис. 139) съемника в болтовые отверстия вилки; упираясь шайбой 2 в подшипник, вверните винт 3 в траверсу 4 до выпрессовки противоположного подшипника на 15—20 мм. Оберните полоской наждачной шкурки выступающую часть подшипника и снимите его. Так же снимите второй подшипник вилки. Выпрессуйте сальники торцового уплотнения и снимите фланец-вилку.
Рис. 139. Съемник подшипников карданных валов И-801.33.000
Для снятия крестовины шарнира необходимо снять подшипники и сальники торцовых уплотнений вилки вала. Шарнир собирайте только с использованием новых или вполне пригодных сальников из числа снятых ранее. Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых сальников заполните отверстия в шипах крестовины консистентной смазкой 158 в количестве 3,5—4,0 г на каждое отверстие крестовины вала привода среднего моста, 1,1 —1,3 г на каждое отверстие крестовины вала заднего моста. Торцовые сальники напрессовывайте с использованием специальных оправок (рис. 140).
Рис. 140. Оправки для напрессовки торцового уплотнения на шипы крестовины заднего (о) и среднего (б) мостов
Перед установкой игольчатых подшипников заложите консистентную смазку 158 в количестве 1,7—2 г в полость между рабочими кромками торцового сальника. Перед сборкой в каждый игольчатый подшипник карданных валов среднего и заднего мостов заложите соответственно по 8 и 5 г консистентной смазки 158.
Сборку крестовины с вилками производите одним из двух способов:
— торцовые сальники предварительно напрессуйте на два смежных шипа крестовины, после чего крестовину установите в вилку. Остальные торцовые сальники наденьте на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессуйте на посадочный поясок шипа;
— крестовину без торцовых сальников установите в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессуйте торцовые сальники.
Шарнир с подшипниками собирайте только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников установите опорные и стопорные пластины. Болты затяните с моментом 1,4—1,7 кгс·м и законтрите загибанием одного из усиков стопорной пластины к грани головки каждого болта.
Сборка шарнира с применением молотка недопустима, так как из-за создавшегося в шарнире противодавления подшипник не встанет на место, а сопряженные с ним детали могут быть повреждены.
Если необходимо смазать шлицевое соединение карданного вала, разберите вал, промойте шлицевое соединение, заложите в него свежую смазку и снова соберите вал. Во время сборки карданного вала следите за тем, чтобы стрелки, выбитые на шлицевой втулке и скользящей вилке, были расположены одна против другой.
При смазке шлицевого соединения в полость шлицевой втулки карданного вала привода среднего моста заложите 360—400 г консистентной смазки, а в полость шлицевой втулки вала привода заднего моста— 180—200 г. Чтобы удалить лишний воздух из внутренней полости соединения и равномерно смазать шлицы, 3—4 раза переместите скользящую вилку в шлицевой втулке.
После замены деталей динамически отбалансируйте карданный вал.
Дисбаланс устраните балансировочными пластинами, которые привариваются к концу трубы и шлицевой втулке. Допустимый дисбаланс для карданного вала среднего моста составляет 50 г·см, для карданного вала заднего моста — 35 г·см.