Глава 3.2. Седельно-сцепное устройство КамАЗ
Седельно-сцепное устройство (рис. 158) автомобилей-тягачей КамАЗ-5410 и КамАЗ- 54 112 обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку с полуприцепом. Сцепные шкворни полуприцепа должны иметь диаметр шейки 50,7—50,9 мм.
Рис. 158. Седельно-сцепное устройство: 1—кронштейн седла; 2—предохранитель саморасцепки; 3—ось предохранителя саморасцепки; 4—рычаг управления расцепкой; 5—пресс-масленка; 6—ось губки; 7—губка правая; 8—запорный кулак; 9—пружина запорного кулака; 10— шток запорного кулака; 11—защелка; 12—пружина защелки; 13—губка левая; 14—шпилька запорного кулака; 15—седло; 16—ось шарнира; 17—пресс-масленка
Седельное устройство монтируется на кронштейнах седельно-сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 1 седла с резинометаллическими шарнирами. Седло 15 устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 16, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается продольный наклон седла. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла.
Сцепной механизм размещен под опорной плитой седла.
Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты и переднее — губки открыты. Шток 10 запорного кулака 8 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем саморасцепки 2. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рычагом управления расцепкой 4 и фиксируется в этом положении защелкой 11. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последние раскрываются и кулак, освобожденный от фиксации защелки, перемещается и упирается в затылок губок.
При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 9 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их запирание.
Техническое обслуживание
При ТО-1:
— проверьте состояние седельносцепного устройства внешним осмотром;
— проверьте состояние и крепление пружин запорного кулака и защелки седельного устройства внешним осмотром;
При ТО-2 смажьте седельное устройство через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки, а опорную плиту тонким слоем солидола.
Ремонт
При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до размера отверстия Ø 54 мм замените их новыми или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера Ø 50,2—50,4 мм.
При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм замените его новым или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера Ø 73,4—73,8 мм. В случае поломки пружин замените их на новые.
Проверьте целостность сварного шва в местах крепления шпилек запорного кулака с седлом и штока запорного кулака с запорным кулаком. При необходимости подварите, при этом сварной шов не должен выступать над опорной поверхностью седла.
Проверьте крепление предохранителя саморасцепки. При выводе его из положения равновесия в любую сторону он должен возвращаться в исходное положение под действием собственной массы.