Глава 3.5. Кабина КамАЗ
На автомобилях КамАЗ установлена передняя цельнометаллическая трехместная кабина со спальным местом или без спального места. Спальным местом оборудованы все кабины автомобилей КамАЗ-5410. На автомобилях КамАЗ-5320, -5511, -55102 — кабины без спального места, причем на автомобилях-самосвалах (КамАЗ-5511, -55102) кабины, как правило двухместные (но по требованию, оговоренному договором или заказ-нарядом, могут оборудоваться третьим сиденьем).
Все остальные модели автомобилей КамАЗ (53212, 54112, 4310 и др.) могут комплектоваться как кабиной со спальным местом, так и без спального места.
Кабина крепится к раме в четырех точках, имеет подрессоренную подвеску, обеспечиваюшую надежную изоляцию ее от воздействия дороги при движении автомобиля. Для обслуживания двигателя кабина опрокидывается с помощью торсионного механизма. В эксплуатационном положении кабину удерживают два запорных устройства.
Кабина включает в себя следующие основные части: корпус, двери, остекление, сиденья, термошумоизоляцию и детали интерьера, оборудование, а также детали оперения (крылья, подножки, облицовочную панель и др.) и детали крепления кабины.
Кабина оборудуется боковыми обтекателями, которые снижают ее загрязнение при движении по мокрым и грязным дорогам на скорости свыше 50 км/ч, а также несколько снижают аэродинамическое сопротивление движению (а значит и расход топлива).
Ниже приведена техническая характеристика кабины:
Габаритные размеры кабины, мм: | |
длина (по крыльям) | 1890 |
» кабины со спальным местом | 2020 |
ширина (по крыльям) | 2482 |
внутренняя ширина на уровне плеч | 2040 |
высота (с крыльями) | 2042 |
Углы опрокидывания, град: | |
допустимый ограничителем (положение I) | 42 |
максимальный для снятия двигателя (положение II) | 60 |
Угол поворота стеклоочистителей* от горизонтали, град | от 8 до 98 |
Скорость движения стеклоочистителей* | 30 и 70 двойных ходов в минуту |
Усилие прижатия щетки стеклоочистителя к стеклу, кгс | 0,35—0,40 |
Обмыв ветровых стекол* | от диафрагменного насоса, работающего при давлении сжатого воздуха в пневмосистеме 5,6—7,35 кгс/см2. Производительность насоса 20—30 см3 за цикл, время истечения жидкости 5—8 с |
Вместимость бачка омывателя ветровых стекол, л | 2 |
Угол наклона спинки сиденья от вертикали, град: | |
водителя | от 9 до 19 |
крайнего пассажира | от 12 до 27 |
Продольный ход перемещения сиденья, мм: | |
водителя | 135 |
крайнего пассажира | 135 |
Ход подвески сиденья водителя, мм | 80 |
Ремни безопасности (по спецзаказу): | |
водителя | диагонально-поясной РБ 3-44 |
крайнего пассажира | диагонально-поясной РБ 3-45 |
среднего пассажира | поясной РБЗС-45 |
Зеркала заднего вида | наружные, плоские или сферические, с двумя степенями свободы |
* Приведены данные по пневматическим стеклоочистителю и стеклоомывателю. С начала 1984 г. автомобили КамАЗ комплектуются электрическим стеклоочистителем и стеклоомывателем, технические данные которых приведены в разделе "Электрооборудование" |
Корпус кабины. Цельнометаллический, собран на точечной сварке из панелей: основания (пола кабины), передней панели, двух боковин, задней стенки (задка), состоящей из верхней и нижней панелей, и крыши. Причем кабины без спального и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом. Все панели кабины изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, которые вместе с балками каркаса и панелями создают силовую схему кабины и обеспечивают ее высокую жесткость и прочность.
Крепление кабины. Крепится к раме с помощью двух передних шарнирных и двух задних подрессорных опор с запорными механизмами.
Передние опоры (рис. 175) состоят из нижних кронштейнов 1, закрепленных болтами к первой поперечине 11 рамы, и верхних кронштейнов 5, которые крепятся к поперечной балке пола 6. Шарнирные соединения между ними позволяют опрокидывать кабину вперед.
Пресс-масленки в верхних кронштейнах позволяют производить смазку шарнирных соединений в эксплуатации.
Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштейны встроены резиновые подушки. В нижних кронштейнах переднего крепления кабины закреплены торсиокы 12 механизма уравновешивания кабины.
Рис. 175. Переднее крепление кабины: 1—нижний кронштейн; 2—стяжной болт; 3—замочная шайба; 4—ось кабины; 5—верхний кронштейн; 6—поперечная балка пола; 7—рычаг торскона, 8—опора рычага торсиона; 9—втулка опоры, 10—усилитель пола; 11 — первая поперечина рамы; 12—торсиона; 13—резиновая втулка; 14—пластина; 15—вставка поперечной балки пола
Задние опоры кабины (рис. 176) объединены с мягкой подвеской кабины и состоят из двух продольных листовых рессор 1, которые крепятся к кронштейнам 13, жестко закреплены на лонжероне 14 рамы, и двух гидравлических телескопических амортизаторов 11, которые нижней проушиной закреплены на кронштейне 12, а верхней проушиной — в обойме 9 рессоры. К обойме крепится кронштейн 6 запорного механизма, к которому запорное устройство притягивает кабину. Перемещение кабины вниз ограничивается резиновым буфером 10, который при ходе рессоры более 26 мм упирается в раму.
Рис. 176. Задняя опора кабины: 1—рессора; 2—болт; 3—накладка рессоры; 4— стремянка рессоры; 5—хомут рессоры; 6—кронштейн запора; 7—резиновая подушка; 8— скоба запора; 9—обойма рессоры; 10—резиновый буфер; 11—амортизатор; 12—кронштейн амортизатора; 13—кронштейн заднего креплении кабины; 14—лонжерон рамы
Амортизатор механизма подрессоривания кабины аналогичен по конструкции амортизаторам передней подвески автомобиля. При скорости поршня 0,25 м/с контрольные усилия сопротивления амортизатора при ходе сжатия составляют 9,6—26,4 кгс, при ходе отбоя — 91,2—129,6 кгс.
Механизм опрокидывания кабины служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении. Состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12 (см. рис. 175). которые квадратными концами закреплены в нижние кронштейны 1 передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках 13 противоположных кронштейнов. На шлицевых концах стяжными болтами 2 закреплены взаимозаменяемые рычаги 7 торсиона, которые верхними концами упираются во втулки 9 опор 8 торсионов.
Торсноны при транспортном положении кабины закручены на угол 53°.
Ограничитель подъема кабины (рис. 177) расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка 7 ограничителя вращается в скобах 8, закрепленных на правом лонжероне 9 рамы. Верхняя стойка 5 через удлинитель 3 крепится в скобе 2, закрепленной на продольной балке 4 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительный крючок-защелка 6 между нижней и верхней стойками. Подняв кабину, необходимо нажать на стойку ограничителя так, чтобы защелка зашла в зацепление с язычком верхней стойки. При опускании кабины необходимо эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя, придерживая кабину рукой.
Рис. 177. Ограничитель подъема кабины
Запорный механизм кабины (рис. 178) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.
Корпус 11 запора крепится болтами к балке 6 задка и продольной балке 3 пола кабины. На оси 9 запора вращаются крюк 10 и рукоятка 9 запора. При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 12, приваренную к кронштейну 15, закрепленному на обойме 16 рессоры, а крюк входит в зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание корпуса запора к резиновой подушке 13 на кронштейне скобы. Предохранительный крюк с помощью пружины 4 защелкивается автоматически за скобу 1 при опускании кабины.
Рис. 178. Запорное устройство кабины: 1— скоба предохранительного крюка; 2—рессора; 3—продольная балка пола кабины; 4— пружина; 5—предохранительный крюк; 6—балка задка кабины; 7—упор; 8—рукоятка; 9—ось запора; 10—кран; 11—корпус; 12—скоба; 13—резиновая подушка; 14—прокладка; 15—кронштейн; 16—обойма рессоры
Двери кабины. Дверь состоит из наружной и внутренней панелей, которые сварены точечной сваркой. В нижней части внутренней панели имеется лючок для слива воды, закрытый заглушкой. В средней части внутренней панели имеются два люка для монтажа и демонтажа стеклоподъемника, стекла и замка двери.
Уплотнение двери состоит из двух рядов уплотнителей.
Дверь подвешена к передней стойке кабины на двух навесках. Ограничитель двери представляет дугообразный рычаг с пластинчатыми пружинами, которые входят в зацепление с фиксатором при полном открывании двери.
Запорное устройство двери (рис. 179) состоит из замка двери, фиксатора замка внутреннего привода с ручкой 5 и наружной ручки 27 с кнопкой 26 замка ручки.
Рис. 179. Запорное устройство двери: 1—тяга привода; 2—поводок привода; 3—спиральная пружина; 4—корпус привода; 5—внутренняя ручка; 6—полиэтиленовая розетка; 7— толкатель пружины; 8—пружина; 9—ось поводка привода; 10—поводок замка; 11—сбрасыватель; 12—фиксатор сбрасывателя; 13—ось поводка; 14—защелка; 15—корпус замка; 16—пружина фиксатора; 17—колодка фиксатора; 18—ось колодки; 19—корпус фиксатора; 20—ось защелки; 21—ось рычага защелки; 22—рычаг защелки; 23— пружина защелки; 24—ось сбрасывателя; 25—шток кнопки; 26—кнопка замка ручки; 27—наружная ручка; 28—планка
Замок крепится к торцу двери тремя винтами. При нажатии на кнопку 26 наружной ручки двери шток 25 кнопки нажимает на флажок поводка 10, который, поворачиваясь, через рычаг 22 втягивает защелку 14 замка внутрь корпуса 15. Пружина 23 защелки после отпускания кнопки возвращает защелку в исходное положение.
Внутренняя ручка двери связана с замком при помощи привода и тяги 1. Корпус привода тремя винтами крепится к внутренней панели двери. При повороте на себя (вверх) внутренней ручки, сидящей на шлицах оси 9 поводка привода, последний поворачивается, сжимая пружины 3 и 8, и через тягу вытягивает сбрасыватель 11 замка, который, воздействуя на усик поводка замка, поворачивает поводок и защелку замка.
При поворачивании внутренней ручки двери от себя (вниз) тяга толкает сбрасыватель, усик поводка замка выходит из окна сбрасывателя и упирается в его поверхность, а пружина-фиксатор 12 на сбрасывателе входит в углубление корпуса и фиксирует данное положение сбрасывателя. Теперь при нажатии снаружи на кнопку замок не открывается. При открывании дверей изнутри замок снимается с предохранителя, так как тяга оттягивает сбрасыватель. При захлопывании двери замок также снимается с предохранителя, поскольку защелка выталкивает сбрасыватель.
Снаружи дверь запирается с помощью замка, вмонтированного в кнопку 26 наружной ручки двери. При повороте ключа пластина — запор кнопки своими выступами входит в пазы ручки и не дает перемещаться кнопке. Изнутри при этом дверь открыть можно.
При закрывании двери защелка замка входит в фиксатор, который крепится к задней стойке боковины. Плотное прилегание двери к проему обеспечивается двумя выступами фиксатора, за которые заходит защелка.
Для исключения проседания двери и стуков при закрывании корпус замка выполнен вместе с клином установа, который при закрывании двери входит в паз между фиксатором и стойкой боковины, сжимая пружину 16 колодки 17 фиксатора и тем самым приглушая стук закрываемой двери и фиксируя ее от вертикальных перемещений в закрытом положении.
Стеклоподъемник окна двери (рис. 180) — однорычажный, с шестеренчатым приводом, крепится к внутренней панели двери шестью винтами. Механизмы правого и левого стеклоподъемников взаимозаменяемы.
При вращении ручки 4 стеклоподъемника малая шестерня 14, выполненная как одно целое с шлицевым валиком 10 привода, поворачивает большую шестерню 1, вместе с которой поворачивается рычаг 2 шестерни. К концу рычага 2 шарнирно прикреплен рычаг 9 стеклоподъемника. Рычаг 9 своим пазом перемещается относительно неподвижной оси 15, а ролик 8 на конце рычага, вставленный в кулису 7 опускного стекла, перемещает стекло 5 вверх или вниз. Ролик рычага стеклоподъемника перемещается почти вертикально, и усилие прикладывается к середине стекла, поэтому перекосы при подъеме и опускании стекла исключены.
Стекло фиксируется в любом положении тормозным механизмом, установленным на валике 10 в корпусе 13. Тормозной момент создается трением наружной поверхности пружины 12 с поверхностью корпуса 13, когда пружина находится в свободном состоянии.
При вращении ручки стеклоподъемника пружина тормоза скручивается, растормаживая привод и поводок 11 валика 10, свободно вращает малую шестерню. При снятии усилия с ручки стеклоподъемника пружина тормоза под действием веса стекла раскручивается до соприкосновения наружной поверхности ее с поверхностью корпуса. Тормозной механизм рассчитан на удержание груза на конце рычага стеклоподъемника весом до 10 кгс.
Рис. 180. Стеклоподъемник: 1—шестерня стеклоподъемника; 2—рычаг шестерни; 3—корпус стеклоподъемника; 4—ручка; 5—стекло; 6—обойма стекла; 7—кулиса; 8—разъемный ролик; 9—рычаг стеклоподъемника; 10—валик привода; 11— поводок; 12—тормозная пружина; 13—корпус тормозного механизма; 14—малая шестерня; 15—ось рычага; 16— ролик рычага
Ветровое окно кабины. Ветровое окно кабины состоит из двух под углом расположенных стекол. Стекло укреплено по проему окна специальным резиновым уплотнителем. Место соединения уплотнителя со стеклом и с проемом ветрового окна по всему контуру промазано герметизирующей мастикой.
Средняя стойка ветрового окна выполнена съемной. Она вставляется в среднюю стойку уплотнителя ветрового окна. От выпадания стекла предохраняют замок средней стойки уплотнителя и окантовка уплотнителя.
С начала 1984 г. автомобили КамАЗ оборудуются электрическими стеклоочистителями и стеклоомывателями, устройство которых приведено в разделе «Электрооборудование».
Устройство для очистки ветровых стекол (рис. 181) — пневматическое, включает в себя два пневматических однощеточных стеклоочистителя 1, пневмопроводы 13 и два крана управления 12, один из которых (левый) управляет работой стеклоочистителя и обмывом ветровых стекол.
Система подключена к тормозной пневмосистеме автомобиля. Щетки 7 стеклоочистителя приводятся в действие поршневыми пневмодвигателями 9 с золотниковым распределителем и с устройствами для остановки щеток в нижнем положении.
Ручки 11 управления кранами стеклоочистителей находятся под панелью приборов справа от рулевой колонки и могут занимать три фиксированных положения. При включении стеклоочистителя сжатый воздух подается через золотник 10 в пневмодвигатель. Золотник распределяет воздух поочередно то в одну, то в другую полость поршневого пневмодвигателя, поршень которого приводит в движение рычаг со щеткой.
Рис. 181. Пневматическое устройство для очистки и обмыва ветровых стекол: 1—стеклоочиститель; 2—бачок; 3—скоба крепления бачка; 4—скоба крепления насоса; 5—насос обмыва ветровых стекол; 6—жиклер; 7—щетка стеклоочистителя; 8—рычаг щетки стеклоочистителя; 9—пневмодвигатель стеклоочистителя; 10—золотник пневмодвигателя; 11—ручка управления стеклоочистителя; 12—кран управления стеклоочистителем; 13—пневмопривод; 14—фильтр бачка
Устройство для обмыва ветровых стекол (см. рис. 181) приводится в действие от крана управления стеклоочистителем. При перемещении штока ручки управления левым стеклоочистителем к себе до упора (удерживать шток в этом положении следует не более одной секунды) сжатый воздух под давлением 5,6— 7,35 кгс/см2 поступает в одну из полостей диафрагменного насоса 5. Имеющаяся в насосе жидкость выдавливается прогибающейся диафрагмой к жиклерам 6. Новая порция жидкости подсасывается из полиэтиленового бачка 2. Насос таким образом постоянно заполнен жидкостью и готов к действию.
Вентиляция, и отопление кабины.
Вентиляция кабины осуществляется поворотными форточками, опускными стеклами дверей кабины и вентиляционным люком крыши.
Вентиляционный люк крыши (рис. 182) может иметь четыре фиксированных положения (I, II, III, IV), создавая или нагнетающую, или эжекционную вентиляцию.
Возможна вентиляция через систему отопления воздуха, летом при отключенном кране отопителя. Включая вентиляторы отопителя, можно создать принудительную вентиляцию.
Рис. 182. Вентиляционный люк крыши: 1—крыша кабины; 2—усилитель вентиляционного люка; 3—кронштейн люка; 4—козырек вентиляционного люка (с февраля 1982 г. не устанавливается); 5—кронштейн крышки люка; 6—ручка люка; 7—облицовка люка; 8—упор рычага; 9—подвижный ролик рычага; 10—рычаг крышки люка; 11—пружина рычага; 12—крышка вентиляционного люка
Отопление кабины (рис. 183) — водяное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха.
Радиатор 27 отопителя помешен в нише панели передка с внешней стороны кабины, а два рабочих колеса вентилятора 9 с воздухораспределителем 25 на панели передка с внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом 10.
Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя из головки блока цилиндров 13 по подводящим патрубкам 11, 12, 29 через кран 30 отопителя, расположенный на панели 32 передка кабины рядом с радиатором. По подводящему патрубку 28 жидкость поступает в нижнюю часть радиатора и по сливному патрубку из верхней части радиатора идет во всасывающую полость водяного насоса. Кран отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибкой тягой 5 от верхнего рычага 19 на щитке привода 18 под панелью приборов слева от водителя. При крайнем левом положении рычажка кран полностью перекрыт. Жидкость из системы охлаждения двигателя не поступает в радиатор отопителя — отопление выключено. Перемещая рычажок в крайнее правое положение, можно плавно увеличивать количество подаваемой в радиатор жидкости.
Наружный воздух через решетку облицовочной панели поступает к радиатору отопителя, нагревается и вентиляторами через воздухораспределители подается по шлангам 24 к соплам 23 обдува ветрового стекла, к вращающимся дефлекторам 16 на панели приборов и при поднятой заслонке 26 распределителя к ногам водителя и пассажиров. Воздухонаправляющие дефлекторы на панели приборов могут поворачиваться, что позволяет направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя и пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.
Заслонки воздухораспределителей приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычагов 20 на щитке привода. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор в кабину, можно регулировать, изменяя частоту вращения электродвигателей 14 вентиляторов.
Рис. 183. Система отопления кабины: 1—корпус крана отопителя; 2—кронштейн прижима троса; 3—рычаг крана; 4—прижим троса; 5—тяга управления краном; 6—втулка крана отопителя; 7—уплотнитель; 8—пробка; 9—колесо рабочее вентилятора; 10—кожух вентиляторов отопителя; 11—подводящая труба; 12—шланг; 13 — головка блока цилиндров; 14—электродвигатель; 15—фланец крепления электродвигателя; 16— дефлектор обдува боковых окон; 17—шланг обдува боковых окон; 18—привод управления отопителя; 19—рычаг управления краном отопителя; 20—рычаг управления заслонками воздухораспределителя; 21, 22—тросики управления правой и левой заслонками воздухораспределителя; 23—сопло обдува ветрового окна; 24—шланг обдува ветрового окна; 25—воздухораспределитель; 26—заслонка воздухораспределителя; 27—радиатор отопителя; 28—подводящий патрубок радиатора; 29—подводящий шланг крана отопителя; 30—кран отопителя; 31—сливной патрубок радиатора; 32—передняя панель кабины; 33—панель отопителя; 34—улитка вентилятора
Термошумоизоляция и обивка кабины.
Для поглощения вибрации и шума от работающего двигателя и дороги с внутренней стороны панелей кабины приклеена листовая виброизолирующая мастика.
Для изоляции кабины от высоких температур двигателя снизу к полу крепится термоизоляция из стекловолокна с блестящей теплоотражающей нижней поверхностью. Термоизоляция прижата к полу проволочным каркасом. Для снятия термоизоляции необходимо отогнуть усики, прижимающие каркас к полу. Сверху на полу в качестве термоизоляции уложена слоистая текстильно-битумная плита. Нижний битумный слой ее приварен к поверхности пола. Сверху к ней приклеена текстильно-битумная плита битумным слоем вверх. Поверх термошумоизоляции пола уложены коврики, которые прижаты к полу сиденьями и порожками. Термошумоизоляция передней части кабины состоит из многослойного гофрированного картона, обшитого водонепроницаемым картоном, и крепится к передку резиновыми кнопками. Термошумоизоляция боковин (на кабине со спальным местом), задней части и крыши представляет собой плиты из супертонкого стекловолокна, приклеенные к панелям в один-два слоя. Поверх термошумоизоляции крепится мягкая обивка кабины, выполненная из перфорированной искусственной кожи, дублированной пятимиллиметровым слоем пенополиуретана с внутренней стороны, и приклеенная к каркасу обивки из перфорированной древесно-волокнистой плиты. Обивка крепится к усилителям панелей полиэтиленовыми скрепками.
Панель приборов. Цельнометаллическая, сварная, крепится болтами к передку кабины и двум боковым кронштейнам. На передней плоскости панели крепятся винтами щиток приборов, по центру — щиток выключателей (на петлях и пружинном фиксаторе). Правая часть панели приборов занята вещевым ящиком. С боков панели приборов крепятся входные поручни и декоративные накладки.
Оперение автомобиля. К оперению относятся следующие узлы: облицовочная панель, передние и задние крылья и брызговики, подножки, грязевой настил рамы, аэродинамические устройства.
Облицовочная панель (рис. 184) передней части кабины выполнена подъемной для обеспечения доступа к расположенным на передке отопителю кабины, устройствам очистки и обмыва стекол, К приборам электрооборудования, пневмосистемам, передним опорам кабины и т. д. Облицовочная панель состоит из двух панелей — верхней 1 и нижней 2, соединенных между собой болтами. Вверху облицовочная панель крепится винтами на двух петлях 6 к передку кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, состоящими из стойки 4, обоймы 7 и собачки 5, фиксирующей упоры при поднятой облицовке В опущенном положении облицовочная панель запирается двумя замками 3, которые крепятся в нижней панели облицовки. Замки срабатывают при нажатии на облицовочную панель и открываются при вытягивании облицовочной панели на себя. При плохой фиксации запоров в нижнем положении облицовочной панели необходимо замки 3 и личинки 8 на передке передвинуть в нужное положение в пределах отверстий, а при необходимости и подогнуть личинки.
Плохая фиксация упора в поднятом положении облицовочной панели может быть при деформации упорного уголка собачки 5, приклепанного внутри стойки 4 упора. Для ликвидации этого дефекта необходимо выправить этот уголок и расклепать его ка стойке.
Упоры должны фиксироваться автоматически при поднятии облицовочной панели и расфиксироваться при поднятии облицовочной панели еще выше и последующем опускании ее вниз.
Рис. 184. Кабина: а—передняя часть и облицовочная панель; б—полости, рекомендуемые для обработки консервантами
Техническое обслуживание
При ЕТО проверьте работу стеклоочистителей и омывателя.
При ТО-1 смажьте оси передних опор кабины через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки. При отсутствии пресс-масленки допускается смазывать оси опор кабины по необходимбсти при ТО-2 или СТО в следующем порядке:
— опрокиньте кабину в положение II (60°) — см. на с. 188 «Опрокидывание кабины»;
— выверните стяжные болты и снимите рычаги торсионов;
— оправкой выбейте один из пальцев-осей, очистите его и отверстие от грязи и ржавчины, смажьте солидолом или литолом и установите на место, выбивая им оправку.
После этого ту же операцию проделайте со вторым пальцем-осью.
При ТО-2 проверьте следующее:
— состояние и действие механизма подъема, ограничителя и запорного устройства кабины, при необходимости отрегулируйте угол закручивания торсионов;
— состояние и действие стеклоподъемников дверей;
— состояние замков дверей; состояние сидений.
Устраните неисправности. Затяните гайки стремянок и болтов крепления рессор, болтов крепления обоймы рессоры кронштейну запора, болтов крепления кронштейнов заднего крепления кабины, пальцев амортизаторов, осей опор рычагов торсионов.
Регулировка механизма уравновешивания кабины требуется, если слишком велико усилие, необходимое для опрокидывания или опускания кабины, и осуществляется ступенчатым (с шагом 3°45') изменением угла закручивания торсионов. Механизмы должны быть отрегулированы так, чтобы для опрокидывания кабины необходимо было прилагать минимальное усилие. Положение, когда кабина опрокидывается без приложения усилия, недопустимо, так как в этом случае будут возникать чрезмерные нагрузки на ограничителе подъема кабины. Чтобы облегчить подъем кабины, надо увеличить угол закрутки торсиона перестановкой рычагов 7 (см. рис. 175) на шлицевых концах торсионов 12.
Перестановка рычага на один зуб изменяет угол закрутки торсиона на 7°30'. Кроме того, дополнительно угол закручивания торсиона можно регулировать перестановкой оси с втулкой 9 опоры 8 рычага торсиона. Опора имеет два отверстия, и при перестановке втулки 9 в другое отверстие меняется угол закручивания торсиона на 3°45'.
Для удобства регулирования торсионов на их шлицевых торцах и на рычагах кернением нанесены метки. При установке новых торсионов на трехместную кабину метки на их торцах и рычагах, как правило, должны совпадать, а втулки в опорах рычагов торсионов быть в нижнем положении.
При этом торсионы, после опускания кабины в транспортное положение, закручиваются примерно на угол 53°.
При установке новых торсионов на кабину со спальным местом рычаги торсионов должны быть, как правило, смещены на один шлиц от отметок на торцах торсионов в сторону закручивания.
Для регулирования угла закручивания торсионов опрокиньте кабину на 60° (см. ниже), освободив торсионы от нагрузки. Для увеличения угла переставьте втулки из верхних отверстий в нижние, а для уменьшения угла — наоборот.
В случае регулирования угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабьте гайки стяжных болтов и переставьте рычаги на требуемое число шлицев (для увеличения угла закручивания — вперед, в сторону опрокинутой кабины). После перестановки рычагов затяните гайки стяжных болтов.
Следите, чтобы оба рычага были смещены на одинаковое число шлицев относительно меток, а оси опор рычагов находились в одном положении, иначе неравномерная нагрузка на торсионы приведет к преждевременному их износу.
Опрокидывание кабины на 60° необходимо для регулирования торсионов, обеспечения большего доступа к силовому агрегату, для снятия двигателя.
Перед тем как опрокинуть кабину на 60°, снимите буфер или фары и поднимите облицовочную панель кабины. Опрокинув кабину, освободите удлинитель 3 ограничителя подъема кабины (см. рис. 177), вынув палец 1, соединяющий верхнюю часть удлинителя со скобой 2, укрепленной на продольной балке пола. Придерживая кабину за ручку на правом крыле, опрокиньте ее на длину удлиненного ограничителя.
Регулирование запорного механизма кабины требуется при слабой фиксации запорных крюков в закрытом положении и слишком малом усилии, необходимом для отпирания. Для этого отверните винт, крепящий подушку 13 (см. рис. 178) на кронштейне 15 скобы запора, поставьте под подушку дополнительно одну-две или более прокладок 14.
При ТО пневматических стеклоочистителей проверьте их исправность, герметичность трубопроводов, подводящих сжатый воздух к пневмодвигателям и кранам управления. При загрязнении фильтра во входном штуцере пневмодвигателя промойте его бензином или замените.
Обратите внимание на равномерность работы стеклоочистителей (30 и 70 двойных ходов в минуту), укладку щеток в исходное положение, равномерность прижатия щеток и качество очистки стекла.
Не поворачивайте рычаги щеток рукой, так как при этом вы можете их сместить и при работе щетки будут упираться в уплотнитель ветрового стекла. Не следует также поднимать рычаг на максимально допустимый угол во избежание растяжения пружины рычага.
При хранении автомобилей на открытых площадках в зимнее время необходимо снимать щетки стеклоочистителя, так как они могут примерзнуть к стеклу, что приведет к быстрому разрушению резины. Перед пуском стеклоочистителя в зимнее время надо удалить со стекол иней или лед, включив отопитель кабины.
При длительной стоянке автомобиля на открытой площадке и в жаркую погоду щетки также необходимо снимать во избежание растрескивания резины. При этом на концы рычагов рекомендуется надевать кусочки резиновой трубки для предотвращения появления царапин на стекле. При эксплуатации стеклоочистителей необходимо периодически промывать щетки и ветровые стекла обезжиривающим раствором.
Не допускайте работы стеклоочистителя при наличии на стеклах сухой пыли и грязи. В этом случае протрите стекло влажной мягкой тряпкой.
Проверьте работу омывателя стекла. При необходимости следует прочистить жиклеры 6 (см. рис. 181) и сетчатый фильтр 14 бачка 2. Для чистки жиклера отверните зажимной винт и снимите кольцо жиклера. Сетка фильтра находится на нижнем конце всасывающей трубки в бачке.
Бачок заполняйте смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4 (см. прилож. 5). Во избежание засорения жиклеров и фильтра фильтруйте жидкость при заливке.
Направление струи жидкости регулируйте поворотом зажимного кольца сбоку головки жиклера. Для этого отпустите винт, поверните зажимное кольцо прорезью так, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верхнюю часть сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. В этом положении кольцо затяните винтом.
При СТО проверьте следующее:
— состояние лакокрасочных и прочих противокоррозионных покрытий. При необходимости подкрасьте, восстановите противокоррозионное покрытие на брызговиках (крыльях) и подколесной нише пола;
— состояние и крепление крыльев, подножек, брызговиков;
— работу механизмов подрессоривания сиденья водителя, а также перемещения сидений и регулирования угла наклона спинки;
— действие системы отопления и обдува ветровых стекол.
Устраните неисправности. При необходимости замените разрушенный участок уплотнителя двери.
При ТО отопителя перед зимней эксплуатацией проверьте состояние радиатора, трубопроводов, шлангов, усилие проворачивания пробки крана 30 (см. рис. 183) отопителя. Если пробка 8 крана проворачивается с большим усилием (более 1,5 кгс на рычаг крана), кран разберите, для чего отверните и извлеките тросик 5 управления краном, отверните гайку, крепящую рычаг 3 крана, и снимите рычаг, выверните крышку- втулку 6 крана и выньте пробку 8 крана. После этого удалите накипь из проходных отверстий и с пробки, проверьте уплотнитель 7, промойте кран. Перед сборкой поверхность пробки смажьте смазкой М3-10. Соберите кран в обратной последовательности. При закреплении троса рычаг 19 управления краном должен быть в крайнем правом положении (открыто), рычаг 3 крана также должен быть в положении «открыто», т. е. максимально повернут по часовой стрелке.
Для слива охлаждающей жидкости откройте сливной кран на подводящих трубопроводах отопителя. При этом кабина должна быть в опущенном, транспортном положении, иначе часть жидкости останется в провисающей части подводящего шланга 29.
Следите, чтобы при опущенной кабине подводящий шланг 29 не провисал. Для устранения провисания необходимо ослабить хомут крепления шланга на трубе 11 около сливного крана и насадить шланг глубже на трубу, затем затянуть стяжной хомут.
При засорении или тугом проворачивании сливного крана разберите кран, вынув замочное кольцо из корпуса под ручкой, и выньте пробку крана. Детали крана промойте, очистите от накипи, смажьте смазкой ЦИАТИМ-201.
Противокоррозионная обработка кабины. Противокоррозионная обработка кабины автомобилей КамАЗ на заводе включает в себя покрытие синтетическими эмалями в два слоя (для всех наружных поверхностей), производимое безвоздушным распылением по загрунтованным поверхностям.
Грунтование производится электроосаждением в ванне с жидкой электрофорезной грунтовкой. Установкой электродов в отверстия панелей достигается прокрашивание грунтом даже самых труднодоступных внутренних полостей кабины.
Для защиты от абразивного износа и коррозии внутренних поверхностей крыльев, брызговиков, части пола, образующих надколесные ниши, на эти поверхности наносится дополнительное покрытие пластизолем (Д11А на поливинилхлоридной основе), который при сушке кабины после окраски полимеризуется и образует ударопрочное покрытие толщиной не менее 0,6 мм.
Пластизоль (Д4А) также наносится и на наружные сварные швы и стыки панелей для герметизации кабины и защиты сварных швов от коррозии.
В процессе эксплуатации требуется периодическая (во время ТО) проверка и своевременное восстановление лакокрасочного покрытия. При обнаружении повреждения лакокрасочного покрытия и очагов коррозии подлежащие окраске места должны быть очищены от ржавчины, обезжирены, загрунтованы и окрашены (синтетическими эмалями в соответствии с ОСТ 37.002.0618—80).
Вместо грунтовки еще лучше обрабатывать очаги коррозии (без предварительной зачистки) преобразователями ржавчины (ЭВА-0112 ТУ 6.10.1234—79 или АПРЛ-2 ТУ 6.15.953—77), которые, реагируя с ржавчиной, образуют стойкое противокоррозионное покрытие.
При повреждении или отслаивании покрытия, предохраняющего крылья, брызговики, пол от абразивной коррозии, восстановить это покрытие путем пластизоля Д11А ТУ6.01.538— 76, либо мастик БПН-IV ТУ 6.10.10.185—74 или БПМ-I ТУ6.10.882—74 или № 579 ТУ 6.10.1266—72.
Перед нанесением мастики поверхности должны быть очищены, обезжирены и промыты моющими составами типа МЛ и КМ-1 ТУ 2—70, высушены. Места появления коррозии обработать преобразователями ржавчины (см. выше), либо зачистить и загрунтовать. Мастику следует наносить ровным слоем толщиной 1—2 мм.
Для защиты внутренней поверхности пола кабины от влаги и коррозии, необходимо снять коврики пола и термошумоизоляционные прокладки, убрать отслоившуюся листовую битумную мастику, промыть и высушить пол. Обработать места, поврежденные коррозией, как сказано выше и нанести на свободные от битума участки мастики БПН-IV, БПМ-1 или № 579, слоем толщиной 2—3 мм. После высыхания мастики, установить термошумоизоляционные прокладки и коврики пола. Эту работу рекомендуется проводить ежегодно, при сезонном ТО.
Для защиты скрытых поверхностей внутренних полостей кабины от воздействия конденсирующейся влаги, необходимо обработать их методом безвоздушного распыления специальным составом (консервантом) типа «Мольвин-НЛ» ТУ 38.101.894— 81, или «Мовиль» ТУ 6.15.38—76. Этими составами необходимо обработать следующие скрытые полости (рис. 184, а):
1. Между боковиной и надставкой панели пола (над подножкой и колесной нишей) через отверстия в надставке пола (закрытые полиэтиленовыми заглушками), расположенные изнутри за щитком подножки и в колесной нише, либо отверстия, открывающиеся после снятия щитка подножки, и через отверстия в задке.
2. Между наружными и внутренними панелями боковины (над и за дверным проемом) через отверстия во внутренних панелях (после снятия обивки боковины).
3. В полость передней части боковины (перед дверью), через отверстия крепления боковой обивки передка (после снятия обивки).
4. Внутри стоек ветрового окна, гибким зондом через отверстия в передней верхней части внутренней панели боковины (после снятия передней верхней части обивки боковины). Допускается просверлить отверстие диаметром не более 15—20 мм в стойке внутри кабины, которое после нанесения покрытия заглушить полиэтиленовой пробкой.
5. В нижний лобовой брус (под ветровым окном) через отверстия в усилителе передка (подняв облицовочную панель). Для облегчения обработки, рекомендуется снять стеклоочистители.
6. В верхний лобовой брус (над ветровым окном):
а) изнутри кабины между усилителем передка и панелью крыши (после снятия обивки крыши);
б) между усилителем передка и наружной панелью передка, через имеющиеся над окном отверстия (в случае отсутствия отверстий, допускается просверлить 3—4 отверстия диаметром не более 15—20 мм, заглушив их после обработки полиэтиленовыми пробками, либо заклеив табличками).
7. Между панелью крыши и усилителями через отверстия в усилителях (после снятия обивки крыши).
8. Под усилителями верхней панели задка (после снятия обивки задка).
9. Между панелью спального места и надставкой задка (снизу, через отверстия в подставке).
10. Снаружи, под вертикальными балками задка.
11. Под горизонтальным и вертикальными усилителями передка (при поднятой облицовочной панели) через отверстия в усилителях.
12. Между балками каркаса пола и панелью пола, снизу под кабиной, через отверстия в балках.
13. Внутренние полости дверей обрабатывать через люки внутренней панели двери, после снятия пластмассовой крышки люка, стеклоподъемника, стекол, уплотнителей стекол. Обработку внутри стоек окон дверей производить через пазы уплотнителя форточки, а в задней стойке — через люк двери гибким зондом. Кроме указанных скрытых полостей, этими же составами рекомендуется обработать все наружные сварные швы.
Защищаемые места предварительно необходимо промыть диоксидином или составом № 120 ТУ 6.10.1265—73 и высушить сжатым воздухом до удаления капель влаги; места появления коррозии, по возможности, обработать преобразователем ржавчины.
Хорошо перемешанный состав указанных выше защитных консервантов наносят безвоздушным распылителем (до появления течи через неплотности) через гибкий шланг с наконечником.
Эту обработку внутренних полостей рекомендуется проводить сразу на новом автомобиле (если на нем отсутствует заводская обработка). Заводская обработка внутренних полостей будет производиться ориентировочно с начала 1987 г. и узнать об этом можно по наличию заглушенных отверстий в усилителе над ветровым окном. Проверять эту обработку следует не реже, чем через 2 года эксплуатации. В случае эксплуатации автомобилей в условиях среды повышенной агрессивности (например, перевозка химикатов, удобрений и др.) следует противокоррозионную обработку проводить ежегодно. Необходимо также перед началом эксплуатации произвести дополнительную окраску кабины и оперения специальными эмалями, стойкими к агрессивной среде.
Ремонт
Для установки ремней безопасности определите точки крепления ремней безопасности к полу (снаружи в этих местах к полу приварены усилители 12 (рис. 185) с гайками, а внутри имеются отверстия в термошумоизоляции с отгибаемыми язычками в ковриках пола). Приверните болтами кронштейны 13 крепления ремней безопасности водителя гайками в сторону сиденья.
Приверните кронштейны 16 поясных ремней безопасности пассажиров справа от крайнего пассажирского сиденья и слева от среднего пассажирского сиденья гайками в сторону сиденья.
Приверните двойной кронштейн 19 между средним и крайним пассажирскими сиденьями.
Все кронштейны приворачиваются к полу болтами М10х 1,25x20. Гайки на кронштейнах для крепления ремней безопасности — с дюймовой резьбой 7/16". Гайки на усилителях 6 боковины — также с дюймовой резьбой 7/16".
Чтобы найти отверстия в боковинах 4 для крепления ремней безопасности, отмерьте 245 мм назад от стыка обивок боковины верхней части (над проемом двери), затем отмерьте вниз от верхнего края обивки боковины 220 мм (для правой боковины). Нащупайте в этом месте отверстие в каркасе обивки (020 мм) и проделайте отверстие 0 18 мм в самой обивке. Для левой боковины эти размеры соответственно равны 270 и 80 мм.
Установка тяг, ушков и самих ремней описана в инструкции, прилагаемой к комплекту ремней.
Рис. 185. Ремни безопасности: 1—диагонально-поясной ремень безопасности крайнего пассажира; 2—поясной ремень безопасности среднего пассажира; 3—диагонально-поясной ремень безопасности водителя; 4—боковина кабины; 5—болт крепления диагонального ремня; 6—усилитель боковины; 7—втулка; 8—обивка боковины; 9, 11, 15, 21—ушки ремней; 10—болт крепления кронштейнов; 12—усилитель пола; 13, 16, 19—кронштейны крепления ремня; 14, 18, 20—тяги ремня; 17—пол кабины
Для снятия кабины выполните следующие операции:
— поднимите переднюю облицовочную панель кабины;
— разъедините штекерную колодку электропроводки подфарников;
— выверните болты крепления переднего буфера и снимите его;
— разъедините штекерные колодки правого и левого пучков электропроводки;
— промежуточную тягу тормозного крана отсоедините от кронштейна, расположенного на левом лонжероне, расшплинтовав и вынув палец тяги;
— отсоедините тягу управления подачей топлива и гидравлический шланг пневмогидроусилителя сцепления; слейте жидкость из гидропривода;
— выпустите воздух из воздушных баллонов контуров и отсоедините все пневмошланги, установленные на кронштейнах передней панели кабины;
— расшплинтуйте и отверните гайку клина карданного вала рулевого управления, выколоткой из мягкого металла выбейте клин;
— отсоедините карданный вал рулевого управления и трос привода жалюзи радиатора;
— закройте кран отопителя кабины и отсоедините шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости:
— снимите замочные шайбы с правого и левого пальцев передних кронштейнов кабины, откройте двери, освободите запорные устройства с левой и правой сторон, освободите предохранительный крюк и опрокиньте кабину на 42°;
— расшплинтуйте и выньте палец удлинителя ограничителя подъема кабины, расположенный на кронштейне кабины;
— поддерживая кабину, опрокиньте ее на 60°;
— отверните стяжные болты и снимите рычаги торсионов;
— подведите кран-балку и с помощью приспособления захватите кабину за верхние полки дверных проемов;
— поддерживая кабину кран-балкой, расшплинтуйте и выньте палец нижней стойки ограничителя кабины;
— осторожно опустите кабину в первоначальное положение;
— разгрузите ось передних опор кабины, приподняв кабину кран-балкой, и выньте оси из правого и левого кронштейнов;
— поднимите кабину кран-балкой и установите ее на подставку.
Передние опоры можно снимать только после снятия кабины. Для снятия нижних и верхних кронштейнов отверните болты, крепящие их к раме и к поперечной балке пола кабины. Верхние кронштейны крепятся к плавающим пластинам 14 (см. рис. 175) с резьбовыми отверстиями, которые при необходимости можно заменить изнутри кабины через овальные отверстия в полу или через отверстие для рулевой колонки, отогнув фиксирующие их усики вставки 15 балки пола.
При установке нижних кронштейнов на раму следите, чтобы сохранилась соосность отверстий обоих кронштейнов, а окончательно затягивать болты крепления верхних кронштейнов лучше после установки их в нижние кронштейны и соединения их с осями 4, но пока кабина еще подвешена и передние опоры не нагружены ее весом.
Для снятия двери необходимо расшплинтовать палец, соединяющий ограничитель открывания двери с кронштейном на внутренней панели двери, затем отвернуть болты крепления навесок двери с передней стойкой кабины.
Устанавливайте двери, укомплектованные заранее замком и фиксатором замка. Перед затяжкой болтов, крепящих навески к стойке, заприте замок во второе фиксированное положение. Чтобы избежать трения между клином замка и фиксатором, рекомендуется перед затяжкой болтов вставить в паз фиксатора прокладку толщиной 1 — 1,5 мм (желательно полиэтиленовую), а затем убрать после затяжки болтов навески двери. При этом зазор между дверью и проемом выдерживается постоянным (6—10 мм).
Чтобы обеспечить доступ к механизмам двери, а также демонтаж механизмов замка, стеклоподъемника, стекол, необходимо предварительно снять крышку люка внутренней панели двери. Для этого снимите внутренние ручки замка двери и стеклоподъемника, нажав на полиэтиленовую розетку 6 (см. рис. 179) под ручкой и вынув чеку крепления ручки. Потом отверните винты крепления крышки люка двери и снимите крышку.
Замок двери демонтируйте через люк внутренней панели двери в следующем порядке:
— снимите крышку люка; выверните три болта крепления привода 4 (см. рис. 179). Поворачивая привод, выведите его из зацепления с тягой 1 и выньте через люк;
— отверните винты крепления замка с торца двери и выньте его через люк.
Устанавливайте замок в обратном порядке. При сборке привода и замка все трущиеся поверхности и пружины смазывайте смазкой М3-10.
Для снятия фиксатора 19 замка отверните винты, крепящие его к задней стойке боковины кабины.
При неисправности кнопки 26 замка наружной ручки двери кнопку можно вынуть после снятия наружной ручки. Для этого отверните через люк двери два винта, крепящие ручку со стороны внутренней панели. При установке кнопки не забудьте установить уплотнитель кнопки.
Стеклоподъемник демонтируйте через люк внутренней панели двери в следующем порядке:
— снимите крышку люка;
— ручкой стеклоподъемника передвиньте стекло в такое положение, при котором его кулиса 7 (см. рис. 180) будет расположена против люка;
— через люк отверните винт и выньте ось ролика 8 рычага 9 стеклоподъемника и половинки разъемного ролика 8 с кольцом;
— установите стекло в верхнем положении и закрепите клейкой лентой;
— отверните винты крепления стеклоподъемника;
— выньте его через люк.
При сборке стеклоподъемника все трущиеся поверхности смажьте смазкой Литол-24.
Опускающееся стекло двери демонтируйте в следующем порядке:
— снимите стеклоподъемник, предварительно сняв крышку люка двери;
— отверните винты съемного держателя уплотнителя стекла (под карманом двери) и выведите держатель из зацепления с основным держателем, затем отсоедините его от уплотнителя двери и выньте через люк;
— выньте через люк резиновый буфер нижнего упора стекла;
— опустите руками стекло, наклоните и передвиньте вперед так, чтобы оно встало напротив люка;
— выньте стекло через люк.
Стекло поворотной форточки удерживает в любом положении, даже при сильном напоре встречного ветра, пружинный держатель нижней оси.
Легкость поворота форточки и надежность ее фиксации можно отрегулировать затяжкой винта держателя, для чего выньте полиэтиленовую заглушку отверстия под нижней осью форточки и отверткой подтяните или ослабьте регулировочный винт держателя.
Для снятия стекла форточки ослабьте винт держателя и отверните винты, крепящие верхнюю ось форточки. Затем, перемещая форточку вверх, выньте нижнюю ось из держателя и уплотнителя форточки.
Снятие и установку ветровых и задних стекол проводите одинаково в следующем порядке:
— снимите рычаги стеклоочистителей, резиновый замок уплотнителя средней стойки окна, металлическую облицовку со стыка окантовки уплотнителя и окантовку уплотнителя по всему периметру;
— отгибая клапан уплотнителя с фланца проема окна и, одновременно, нажав рукой на стекло (в одном из верхних его углов), выведите уплотнитель с фланца проема и далее, отгибая клапан уплотнителя, снимите стекло и уплотнитель. (Первым следует снимать поврежденное стекло);
— очистите уплотнитель от пасты.
Для установки стекол выполните следующие операции:
— смажьте пазы уплотнителя свежей пастой;
— отгибая край уплотнителя, вставьте в уплотнитель стекло (это удобно делать, положив уплотнитель на стол лицевой стороной вверх);
— поставьте окантовку уплотнителя так, чтобы стык ее был в нижней части окна, и на стык окантовки поставьте металлическую облицовку;
— вставьте резиновый замок уплотнителя средней стойки окна;
— вложите в паз, предназначенный для соединения уплотнителя с фланцем проема окна, прочную бечевку или шнур, чтобы концы были в нижней части уплотнителя;
— установите стекла вместе с уплотнителем в проем ветрового окна, прижав их снаружи к фланцу;
— удерживая один конец бечевки, тяните плавно, без рывков за другой ее конец, перетягивая таким образом клапан уплотнителя через фланец проема окна;
— очистите стекла и проем окна от излишков пасты;
— установите рычаги стеклоочистителя.
При использовании уплотнителя, выполненного из незамкнутого профиля, легче устанавливать стекла, поставив сначала уплотнитель в проем, а потом, отгибая края уплотнителя, снаружи вставить сначала одно, потом другое стекло (проще это сделать, вставляя стекла от середины к краям), а затем заправить профиль центральной стойки. После этого вставить среднюю стойку, окантовку уплотнителя с облицовкой и замок средней стойки.
При монтаже стекол запрещается пользоваться металлической отверткой, от которой могут появиться сколы на кромках стекол, снижающие его долговечность. Можно использовать оправку из дерева или нетвердой пластмассы.
Для улучшения герметизации стекла после установки между кромкой уплотнителя и стеклом в нижней половине контура окна можно ввести резиновый клей.
Крышку вентиляционного люка крыши устанавливайте в следующем порядке:
— положите крышку 12 (см. рис. 182) вентиляционного люка сверху в проем крыши;
— изнутри или снаружи приподнимите переднюю часть крышки и вставьте рычаги 10 в проушины кронштейнов 5, 3, причем подвижным роликом — 9 — в проушины кронштейнов 5 крышки люка, затем опустите крышку люка;
— снаружи поднимите заднюю часть крышки люка, подав ее вперед, и с помощью отвертки вставьте задние рычаги 10.
При выпадании рычагов 10 необходимо ликвидировать деформацию кронштейнов 5 или 3, в которые упираются ролики рычагов 10 крышки 12 люка.
Для снятия вентиляторов отопителя отверните винты крепления кожуха 10 (см. рис. 183) вентиляторов, отсоедините клеммы электродвигателя 14. Затем отверните винты, крепящие резинометаллический фланец 15 электродвигателя к улитке 34 вентилятора, и выньте электродвигатель с рабочим колесом 9 вентилятора.
Отверните винт, крепящий рабочее колесо вентилятора на валу электродвигателя, и снимите колесо.
При установке выводы электродвигателя соедините с проводами так, чтобы рабочее колесо левого вентилятора вращалось по часовой стрелке, а правого вентилятора — против часовой стрелки, если смотреть из кабины. Для этого у электродвигателя левого вентилятора подсоедините черный вывод к зеленому проводу от пучка проводов, а красный вывод электродвигателя — к проводу массы. Для электродвигателя правого вентилятора — наоборот: красный вывод — с зеленым проводом пучка, а черный вывод — с проводом массы.
При применении нереверсивных электродвигателей МЭ 226 необходимо отличать электродвигатели правого и левого вращения и на левый вентилятор устанавливать электродвигатель левого вращения МЭ 226В, а на правый — электродвигатель правого вращения МЭ 226К. При этом зеленый провод из пучка проводов подключите к штекеру на крышке электродвигателя, параллельному плоскости крышки, а провод массы — к штекеру, параллельному оси вращения электродвигателя.
Для снятия привода отопителя снимите ручки рычагов 19, 20, вывернув винты их крепления, после чего выверните винты крепления привода к щитку под панелью приборов, снимите шкалу и привод. Выверните винты прижимов оболочек троса, расшплинтуйте и снимите тросы приводов. Для снятия рычагов отверните гайку крепления оси рычагов. При сборке привода гайку на оси ручек привода затяните так, чтобы обеспечить легкое перемещение ручек, и зашплинтуйте ее. Трущиеся части перед сборкой смажьте. При монтаже воздухопроводов шланг, подводящий воздух к левому дефлектору на панели приборов, должен проходить между тягами пневматического стеклоочистителя.
Для снятия сидений необходимо отвернуть гайки их крепления с наружной стороны пола кабины, опрокинув кабину и сняв нижнюю термоизоляцию пола. Крепить сиденья можно только самоконтрящимися гайками.
Все трущиеся поверхности шарниров сидений, пластины торсионов, механизмы перемещения смажьте при сборке смазкой Литол-24.
Для снятия обивки кабины:
— снимите крючок для одежды, петли шторки спального места, плафон спального места;
— вынув с помощью отвертки крепежные скрепки, снимите обивки боковины;
— снимите верхнюю часть обивки задка (после снятия уплотнителей стекол задних окон, аптечки);
— демонтируйте штабик крыши вокруг вентиляционного люка, расшплинтовав и вынув пальцы, после чего снимите плафон освещения кабины, облицовки гнезд ремней безопасности спального места и направляющую шторы спальгого места;
— снимите заднюю часть обивки крыши и потом переднюю, подав ее немного назад (либо всю обивку крыши на кабине без спального места);
— так же, вытянув скрепки крепления, можно снять обивку нижней части задка, боковые передние термоизоляции, а затем обе передние термоизоляции передка.
Для демонтажа обивки и термоизоляции пола необходимо снять сиденья.
Установку обивки кабины проводите в обратном порядке. т. е. сначала устанавливайте термоизоляцию передней панели, потом боковин, после чего закрепите переднюю часть обивки крыши, затем последовательно заднюю, обивку задка и, наконец, боковин.
Резиновые скрепки лучше устанавливать с помощью специальной оправки или стержня, вставленного в отверстие скрепки.
Обивку крыши или передней ее части (для кабины со спальным местом) устанавливайте следующим образом: вставьте переднюю часть обивки под передний усилитель крыши, продвиньте обивку вперед, пока боковые пазы обивки не совпадут с усилителями крыши. Прижмите обивку вверх к крыше. Шилом через крепежные отверстия в обивке нащупайте крепежные отверстия в усилителях крыши, совместите эти отверстия и вставьте скрепки. В четыре отверстия для крепления штабика вентиляционного люка спереди и сзади люка вставьте пальцы Ø5Х18 с шайбами и зашплинтуйте в верхней части.
Для снятия панели приборов откройте приборный щиток, отвернув два винта в верхней его части. Откройте щиток выключателей и отсоедините все приборы и выключатели от проводов, затем отверните болты крепления кронштейна предохранителей (в средней части панели приборов). После этого отогните скобы, фиксирующие пучок проводов на нижней части панели приборов, и выньте пучок вместе с кронштейном предохранителей из панели приборов. Снимите шланги с сопел обдува ветрового стекла и дефлекторов обдува стекол дверей (эти шланги удобнее снимать с патрубков воздухораспределителей). Отверните болты крепления нижних щитков с тягами отопителя кабины, жалюзи радиатора, кранов стеклоочистителя и др. Отверните болты крепления панели приборов к боковинам, к двум боковым косынкам и кронштейну рулевой колонки. Выверните болты крепления панели приборов к панели передка (через проемы щитка приборов, щитка выключателей, вещевого ящика, а если свет не снят, то снизу, из-под панели приборов) и снимите панель приборов.
Для снятия вещевого ящика откройте дверцу, выверните винты крепления ограничителя к дверце, винты крепления ящика к нижней стенке панели приборов и к стойкам (изнутри ящика) или отверните крепление стоек к панели приборов (если необходимо вынуть стойки): слева, открыв щиток выключателей, выверните два винта, а справа (снизу) из-под панели приборов — два болта. Выньте ящик наружу и отверните петли дверцы.
Возможные неисправности пневматических стеклоочистителей, замков дверей и ограничителя подъема кабины, а также способы их устранения приведены в табл. 24.
ТАБЛИЦА 24
Причина неисправности | Способ устранения |
Щетка при работе задевает за детали кабины | |
Неправильная установка рычага на оси | Снимите гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг, включите стеклоочиститель и через 30—60 с выключите, установите рычаг со щеткой так, чтобы щетка была расположена в 10—20 мм от кромки уплотнителя, укрепите рычаг, включите стеклоочиститель и проверьте установку рычага |
Значительно уменьшилось число двойных ходов щетки | |
Загрязнен войлочный фильтр во входном штуцере пневмодвигателя | Отсоедините входной воздухопровод, отверните штуцер и снимите фильтр, промойте фильтр бензином или замените его (толщина войлока не должна превышать 4 мм), установите фильтр, заверните штуцер и присоедините воздухопровод |
Засорены отверстия в клапане | Отсоедините выходной воздухопровод, отверните штуцер, снимите клапан и разберите его, не снимая уплотнительных колец, промойте калиброванные отверстия, соберите и установите клапан на место, заверните штуцер, присоедините воздухопровод |
Плохая очистка ветрового стекла щетками | |
Резииа щеток износилась или состарилась | Очистите стекло от масла, промыв его чистой теплой водой или обезжиривающим раствором, замените щетки новыми |
Не включается пневмодвигатель | |
Износились резиновые кольца на золотнике распределителя | Замените кольца новыми, покройте смазкой |
Отсутствует или загустела смазка в движущихся элементах пиевмодвигателя | Покройте смазкой движущиеся элементы |
В запорно-регулировочном устройстве клапан не перекрыл седло | Разберите запорно-регулировочное устройство, снимите золотник с клапаном, установите клапан на седло, соберите запорно-регулировочное устройство |
Неравномерный ход щеток | |
Износились резиновые уплотнительные кольца поршня | Замените кольца новыми |
Засорились перепускные отверстия | Разберите пневмодвнгатель и продуйте или прочистите перепускные отверстия |
Тугое закрывание и открывание двери | |
Заусенцы на защелке или фиксаторе | Устраните заусенцы |
Проседание двери | Отрегулируйте установку двери |
Коробление, повреждение двери | Замените дверь |
Тугое открывание и закрывание «на предохранитель» внутренней ручкой | |
Изгиб поводка привода и тяги замка | Замените тягу и привод замка |
Смещен привод замка в крепежных отверстиях | Ослабьте винты крепления привода замка и, нажав внутреннюю ручку до упора «на предохранитель», затяните винты |
Тугое открывание кнопкой замка | |
Попала грязь или замерзла в кнопке | Снимите наружную ручку и очистите от грязи |
Не срабатывает предохранительный крючок-защелка ограничителя подъема кабины | |
Крючок-защелка 6 (см. рис. 177) не входит в зацепление с язычком верхней стойки 5 из-за деформации язычка | Исправить язычок, если требуется подточить напильником, обеспечив надежное зацепление |