Глава 5.4. Система освещения КамАЗ
Техническое описание
К системе внешнего и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа. Ниже приведена техническая характеристика системы освещения:
Фара головного света | две ФГ150Б с асимметричным светораспределеннем и двухнитевой лампой А24-55 + 50 |
Противотуманная фара | две ФГ152 с галогенной лампой АКГ24-70 |
Передний фонарь | два ПФ130-Б с лампами: габаритный огонь — А24-5, указатель поворота — А24-21-3 |
Задний фонарь | два, ФП130-В (левый) ФП130-Г (правый) с лампами: габаритный огонь — две А24-5, указатель поворота — А24- 12-2, сигнал торможения — А24-21-3 |
Подкапотная лампа | ПД308Б с лампой А24-21-3 |
Плафон освещения вещевого ящика и спального места | ПК142Б с лампой АС24-5 |
Патроны с лампами освещения щитка приборов | ЛВ211-329 с лампами А24-2 |
Плафоны кабины | два ПК201-Д с лампами А24-5 |
Переносная лампа | ПЛТ67 с лампой А24-21-3 |
Типы цоколей автомобильных ламп следующие:
Обозначение лампы | Тип цоколя |
А24-55 + 50 | Р45t/41 |
A24-21-3 | ВА15S/19 |
А24-5 | ВА15S/19 |
АС24-5 | SV8,5/8 |
А24 | BA9S/14 |
АМН24-3 | BA7S/11 |
Техническое обслуживание
Исправное состояние системы освещения и световой сигнализации является необходимым условием безопасности движения. Это указывает на важность регулярного профилактического обслуживания осветительных приборов.
При ежедневном ТО перед выездом проверьте состояние приборов освещения при различных положениях комбинированного переключателя фар головного света, передних и задних фонарей, клавишных переключателей противотуманных фар, клавишных выключателей фонарей автопоезда. Протрите загрязненные рассеиватели приборов внешнего освещения и сигнализации.
При ТО-2 отрегулируйте фары.
Световой поток фар регулируйте на ровной площадке (рис. 269) с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон и т. д.). Автомобиль должен быть в снаряженном состоянии, но без груза. Давление в шинах автомобиля доведите до нормы. Рассеиватели протрите.
Рис. 269. Схема регулирования фар
Плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м установите перпендикулярно к поверхности площадки. Отклонение экрана от перпендикулярности должно быть не более 1°. Линии разметки, нанесенные на экран с допуском ±0,5 см, должны быть хорошо видны.
Автомобиль установите так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна к экрану, а линия III совпала с продольной плоскостью симметрии автомобиля. Допустимое отклонение продольной симметрии относительно линии III, не более ±5 см. Линии II и IV должны совпадать с проекцией центров фар автомобиля на плоскость экрана. Линия I должна находиться на уровне высоты центра фар.
Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар 10±0,005 м. Допускается уменьшение этой велличины до 7,5± ±0,03 и 5±0,025 м.
При установке автомобиля на удалении 10±0,05, 7,5±0,03 и 5±0,025 м расстояние от линии I до линии А должно быть 250, 190 и 125 мм соответственно.
Свет фар можно регулировать с помощью реглоскопа типа К-203.
При регулировке света противотуманных фар установите экран на расстоянии 5 м от автомобиля и проведите на нем горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 мм. Отверните гайку 2 (рис. 270) крепления противотуманной фары к кронштейну и установите фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.
Рис. 270. Установка противотуманных фар: 1—противотуманная фара; 2—гайка; 3—кронштейн; 4— буфер
Величину падения напряжения на изделиях светотехники проверяйте с помощью вольтметра при включенном дальнем свете фар. Для этого замерьте напряжение между выводом амперметра и массой, между штекерным выводом нити дальнего света фар и массой. Падение напряжения, равное разности этих напряжений, не должно превышать 6,5% от номинального напряжения.
Падение напряжения можно проверять непосредственно милливольтметром, обеспечив подачу напряжения к плюсовому выводу амперметра и штекерному выводу нити дальнего света.
На внутренней поверхности колб ламп иногда появляется налет испаряемого вольфрама, который резко уменьшает силу света. Такие лампы необходимо заменять. После их замены регулирование направления светового потока обязательно.
Работу по замене ламп проводите в помещении, где нет пыли. Нельзя длительное время оставлять оптический элемент открытым после того, как вынут патрон с отказавшей лампой. Не дотрагивайтесь пальцами до поверхности отражателя.
При загрязнении отражателя промойте его чистой теплой водой, очищая ватой его поверхность. Очистку ведите круговыми движениями с небольшим усилием. После промывки оптический элемент просушите, положив его для сушки зеркальной поверхностью вниз.
Хранение приборов освещения. Приборы освещения и лампы храните в сухих, хорошо проветриваемых и отапливаемых помещениях. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже +5°С.
При неблагоприятных условиях хранения наружные и хромированные части изделия, а также цоколи ламп покройте тонким слоем нейтральной смазки.
Запрещается хранить приборы освещения в одном помещении с аккумуляторными батареями, кислотами, электролитом.
Возможные неисправности приборов освещения и способы их устранения приведены в табл. 31.
ТАБЛИЦА 31
Причина неисправности | Способ устранения |
Частое перегорание ламп | |
Повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля | Проверьте напряжение, при необходимости замените регулятор напряжения |
Лампа не горит | |
Стряхивание или перегорание нити накала | Замените лампу |
Обрыв цепи питания: | |
сработал термобиметаллнческий предохранитель | Устраните короткое замыкание в цепи, приведите предохранители в рабочее состояние (в цепях питания габаритных огней предохранители автоматического включения) |
отсутствует контакт в штекерных соединениях | Восстановите контакт |
поломка переключателей | Устраните неисправность или замените переключатель |
Лампа горит тускло | |
Окислились или загрязнились контактные соединения | Зачистите контакты или замените окисливающие штекеры |
Загрязнился рассеиватель или отражатель | Протрите рассеиватель, промойте отражатель |
Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити канала | Замените лампу |
Разрядилась аккумуляторная батарея | Зарядите аккумуляторную батарею |
Повышенное падение напряжения в цепи | Проверьте падение напряжения. Устраните причины повышенного падения напряжения |
Мигает свет в лампе | |
Периодическая потеря контакта | Восстановите контакт |