Глава 5.5. Контрольно-измерительные приборы КамАЗ
Техническое описание
Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автомобиля и двигателя, включают в себя указатели и датчики. Все указатели смонтированы на щитке приборов в кабине водителя. Датчики установлены на агрегатах шасси и двигателя.
Ниже приведена характеристика контрольно-измерительных приборов:
Указатель спидометра | 12.3802, магнитонндукционный, с электрическим приводом |
Указатель тахометра | 121.3813, магнитоиндукционный, с электрическим приводом |
Электронный тахометр | 25.3813 (устанавливается с 1 июля 1985 г.) |
Датчик тахометра (спидометра) | МЭ 307, герметизированный, магнитоэлектрический, генерирующий ток переменной частоты |
Амперметр | АП 170, магнитоэлектрический |
Указатель давления в системе смазки двигателя | УК 170, магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой падения давления |
Датчик указателя давления масла | ММ 370, мембранного типа с реостатом |
Указатель уровня топлива | УБ 170, магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой резерва топлива |
Датчик указателя уровня топлива | БМ 158-Б, рычажного типа с реостатом и сигнальным устройством контрольной лампы расхода топлива |
Указатель температуры охлаждающей жидкости | УК 171, магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой перегрева |
Датчик указателя температуры | ТМ 100-А с терморезистором |
Электрический спидометр состоит из трех узлов: преобразователя (датчика), который обеспечивает подачу сигналов на приемник, приемника — трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов и магнитоиндукционного механизма спидометра со счетным узлом.
Приемник конструктивно объединен с магнитоиндукционным механизмом в один прибор — указатель спидометра.
Тахометр конструктивно выполнен аналогично спидометру, но не имеет в указателе счетного узла, отличается регулировкой скоростного узла и не имеет гнезда сигнальной лампы.
Электронный тахометр обеспечивает показания оборотов двигателя в зависимости от частоты оборотов генератора, сигнал по частоте снимается с фазы генератора Г273В.
Техническое обслуживаниеПри ежедневном ТО перед выездом из парка проверьте работоспособность спидометра и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути.
При ТО-2 проверьте состояние и работоспособность датчиков включения блокировки межосевого дифференциала и стоп-сигнала.
Проверка технического состояния контрольно-измерительных приборов.
Для контрольной проверки спидометров и тахометров необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий: проверяемого и контрольного.
При проверке датчиков контрольный приемник спидометра или тахометра подключайте поочередно с проверяемым и контрольным датчиком. Методом сравнения двух полученных показаний оцените погрешность проверяемого прибора.
При проверке приемников спидометра или тахометра необходимо иметь контрольный датчик. Проверку проводите также методом сравнения. Питание к проверяемым и контрольным изделиям подключите от источника питания в соответствии со схемой подключения на автомобиле. Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ1.
При проверке технического состояния амперметра оцените точность его показаний сравнением с показаниями контрольного амперметра, который вместе с реостатом для регулирования силы тока включите в цепь последовательно с проверяемым прибором. Проведите проверку при прямом и обратном направлениях тока при значениях тока 10, 20 и 30 А.
Допустимая погрешность амперметра 7% от суммы конечных значений шкалы при температуре окружающего воздуха 20±5°С.
Указатели давления в системе смазки двигателя проверяйте совместно с датчиком (сравнением с показаниями контрольного манометра), устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая питание аналогично схеме включения на автомобиле.
Допустимая погрешность указателя ±7% от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений от 0 до 7 кгс/см2 и ±10% в диапазоне давлений свыше 7 кгс/см2 при температуре окружающего воздуха плюс 20±5°С.
При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать следующим значениям:
Контролируемые отметки шкалы | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 |
Сопротивление реостата, Ом | 165 | 132 | 98 | 70 | 42 | 20 |
Проверку указателя и датчика уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке.
Допустимая погрешность указателя совместно с датчиком составляет 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха + 20±5°С. Если погрешность превышает допустимую, определите, какой из приборов неисправен, заменяя датчик или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулируйте по возможности датчик, подгибая рычаг поплавка.
Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно, вместо датчика пользуйтесь следующими величинами сопротивлений:
Проверяемые отметки | 0 | 1/2 | П |
Сопротивление, Ом | 0—8 | 36,5— 43,5 | 78—95 |
Указатель и датчик температуры охлаждающей жидкости проверяйте сравнением с показаниями ртутного термометра. Датчик вместе с термометром поместите в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивайте. Присоедините указатель к датчику в соответствии со схемой подключения, корпус датчика соедините с минусовым выводом батареи.
Оцените точность показаний проверяемого прибора.
Сопротивления реостата, включенного в цепь вместо датчика, должны быть следующими:
Отметки шкалы | 40 | 80 | 100 |
Сопротивление, Ом | 360—560 | 134—150 | 83—92 |
Допустимая потребность показаний ±8°С при температуре охлаждающей жидкости +40°С и ±5°С — при +80÷100 °С.
Проверка контрольно-измерительных приборов приводится также на контрольной установке типа Э204 и аналогичных.
Возможные неисправности контрольно-измерительных приборов и способы их устранения приведены в табл. 32.
Для проверки обрыва в цепи указатель — датчик отсоедините провод от датчика и подключите его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт на массу автомобиля. При оборванном проводе положение стрелки не меняется, а лампочка не горит. Если же не оборван, то стрелка указателя отклоняется, а лампочка загорается.
Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего датчик и указатель, отсоедините провод от датчика при включенном питании и, если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу. Или отсоедините провод от зажима «Д» указателя, в этом случае стрелка отклонится.
ТАБЛИЦА 32
Причина неисправности | Способ устранения |
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения | |
Неисправен предохранитель | Замените предохранитель |
Обрыв в цепи питания | Восстановите цепь |
Отклонение стрелки влево от нуля | |
Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости | Восстановите цепь |
Перепутаны клеммы «Б» и «Д» указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости | Присоедините провода в соответствии со схемой |
Замыкание провода или датчика уровня топлива на массу автомобиля | Устраните замыкание |
Отклонение стрелки вправо от крайней отметки | |
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости с массой автомобиля | Устраните замыкание. Восстановите контакт |
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с массой автомобиля | Восстановите цепь и контакт |
Перепутаны клеммы «Б» и «Д» указателя уровня топлива | Присоедините провода в соответствии со схемой |
Резкие колебания стрелки | |
Периодически исчезает контакт указателей в датчиков с массой автомобиля | Восстановите контакт |
Исчезает контакт в штекерных соединениях | Обеспечьте плотность и чистоту штекерных соединений |
Не работают скоростной и счетный узлы спидометра | |
Нарушение контактных соединений в цепях питания | Восстановите контакт |
Отсутствие массы на приемнике или нет контакта со щитком приборов | Проверьте наличие массы, зачистите место контакта скоб со щитком приборов |
Внезапно прекратили работу скоростной и расчетный узлы спидометра | |
Сработал предохранитель | Найдите причину, вызвавшую срабатывание. Устраните неисправность |
Оборвался провод питания | Устраните неисправность |
Колебания стрелки спидометра (тахометра), при малой скорости (частоте вращения) стрелка не отклоняется | |
Обрыв фазного провода внутри указателя | Вскройте указатель и припаяйте оборванный провод |
Обрыв фазного провода внутри датчика | Вскройте датчик и припаяйте оборванный провод |
Отказ транзистора | Вскройте указатель и замените транзистор |