Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы КрАЗ-5233ВЕ
Расположение механизмов в кабине показано на рисунке 4.
1–рычаг переключения указателей поворота и включения электрического звукового сигнала. При перемещении рычага вперед включаются указатели правого поворота, а при перемещении назад – левого поворота. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение при вращении рулевого колеса в обратную сторону по окончании поворота.
Звуковой сигнал включается при перемещении рычага переключателя вверх;
2–рулевое колесо;
3–ручка поворотной фары;
4–комбинированный переключатель. Поворотная рукоятка 5 устанавливается в четыре фиксированных и одно нефиксированное положение. На корпусе переключателя нанесены символы включаемых потребителей. При повороте рукоятки переключателя от себя (нефиксированное положение) включаются габаритные огни и дальний свет фар для сигнализации при разъезде со встречным транспортом.
Нейтральное (фиксированное) положение устанавливается при совмещении меток на корпусе переключателя и поворотной рукоятке.
При повороте рукоятки переключателя на себя в первое фиксированное положение включаются габаритные огни; второе фиксированное положение – габаритные огни и ближний свет фар; третье фиксированное положение – габаритные огни и дальний свет фар;
5–поворотная рукоятка;
6–крышка блоков плавких предохранителей; 7–рычаг коробки передач;
8–рычаг внутреннего люка забора воздуха для вентиляции и отопления кабины. При левом положении рычага люк закрыт, а при правом – открыт. Промежуточное положение рычага соответствует частичному открытию люка;
9–рычаг наружного забора воздуха для вентиляции и отопления кабины; 10–переключатель подогревателя.
Для включения подогревателя необходимо повернуть выключатель влево в сторону символа. Выключение подогревателя происходит перемещением выключателя в среднее положение
Рисунок 4 – Механизмы управления
11–выключатель приборов, стартера и противоугонного устройства.
При положении ключа:
«0»–все выключено, ключ не вынимается, противоугонное устройство не включено;
«I»–включены приборы, ключ не вынимается;
«II»–включены приборы и стартер, ключ не вынимается, возвращение в поз. «I» автоматическое;
«III»–приборы выключены, при вынутом ключе повернуть руль в одну сторону до щелчка – включено противоугонное устройство.
Для выключения противоугонного устройства вставить ключ в выключатель зажигания и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение «0»;
12–рукоятка ручного управления подачей топлива и останова двигателя. Подача топлива включена, когда рукоятка занимает вертикальное положение. При повороте рукоятки на себя происходит увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Для останова двигателя рукоятку следует повернуть вперед до отказа, что соответствует выключению подачи топлива;
13–педаль привода рабочей тормозной системы;
14–кран управления давлением воздуха в шинах. При крайнем переднем положении рукоятки происходит накачка шин, а при крайнем заднем – выпуск воздуха из шин в атмосферу. Среднее положение рукоятки – нейтральное (кран закрыт, давление в шинах постоянное). В положении «накачки шин» и «нейтральное» рукоятка фиксируется. При переводе рукоятки крана в соответствующее положение необходимо вначале вывести рычаг из фиксации, для чего рукоятку необходимо повернуть в сторону до выхода штифта из соответствующего паза;
15–педаль выключения сцепления;
16–педаль привода вспомогательной тормозной системы. Пользоваться вспомогательной тормозной системой рекомендуется кратковременно на крутых и затяжных спусках, при вынужденном торможении на мокрой и скользкой дороге. При этом должна быть включена соответствующая передача коробки передач;
17–педаль управления подачей топлива.
18–рычаги регулировки высоты и угла наклона подушки сиденья: оттянуть рычаги регулировки вверх, приложить нагрузку к передней или задней части сиденья и произвести регулировку. Для подъема необходимо поднять рычаги вверх, сиденье поднимется автоматически;
19–кран тормозной обратного действия с ручным управлением для управления стояночной тормозной системой автомобиля и полуприцепа. Для затормаживания рукоятку крана необходимо переместить в верхнее (фиксированное) положение, а для растормаживания – установить в нижнее (исходное) положение.
Расположение контрольно-измерительных приборов, выключателей и переключателей показано на рисунке 5:
1–указатель давления масла в системе смазки двигателя;
2–лампа контрольная сигнализации падения давления масла в системы смазки двигателя;
3–лампа контрольная аварийной температуры охлаждающей жидкости; 4–лампа контрольная засоренности масляного фильтра;
5–лампа контрольная сигнализации засоренности воздушного фильтра; 6–указатель температуры охлаждающей жидкости;
7–тахометр;
8–лампа контрольная сигнализации включения дальнего света фар; 9–лампа контрольная включения указателей поворота автомобиля; 10–лампа контрольная включения указателей поворота прицепа; 11–заглушка;
12–лампа контрольная сигнализации включения заднего противотуманного фонаря;
13–лампа контрольная включения фонарей автопоезда; 14–резерв;
15–амперметр;
16; 21–кнопочный включатель контроля исправности ламп; 17–контрольная лампа включения ЭФУ;
18–лампа контрольная сигнализации включения противотуманных фар; 19–лампа контрольная переключения диапазонов дополнительной коробки
передач (демультипликатора); 20–заглушка;
22–лампа контрольная резервного уровня топлива, лампа загорается когда в топливном баке остается менее 22-36 л топлива;
23–лампа контрольная сигнализации падения давления воздуха в контуре рабочей тормозной системы переднего моста;
24–лампа контрольная сигнализации падения давления воздуха в контуре рабочей тормозной системы заднего моста;
25–лампа контрольная сигнализации падения давления воздуха в ресивере потребителей;
26–резерв;
27–лампа контрольная сигнализации включения стояночной тормозной системы;
28–лампа контрольная включения блокировки межколесного дифференциала;
Рисунок 5 – Контрольно-измерительные приборы
29–лампа контрольная включения блокировки межосевого дифференцила- 30–лампа контрольная сигнализации включения коробки отбора мощности
31–лампа контрольная включения электропривода муфты вентилятора; 32–выключатель плафона освещения кабины;
33–переключатель муфты вентилятора. Имеет три фиксированных положения:
-нажата нижняя часть клавиши с символом до щелчка – автоматический режим включения муфты вентилятора;
-нажата верхняя часть (рифленая) до щелчка – вентилятор включен независимо от температуры двигателя;
-среднее положение клавиши – вентилятор выключен независимо от температуры двигателя. При работе вентилятора горит контрольная лампа 31;
34–выключатель подкузовной подсветки;
35–переключатель режимов отопителя кабины, имеет две скорости; 36–выключатель лампы командира;
37–переключатель насосов топливных баков. Имеет три положения: верхнее – насосы включены; среднее – включен насос правого бака; нижнее – включены насосы левого бака;
38–заглушка;
39–переключатель датчиков уровня топлива;
40–выключатель блокировки межосевого дифференциала. Имеет два фиксированных положения: при нажатой рифленой части клавиши – дифференциал разблокирован, а при нажатии нижней части с символом –заблокирован;
41–манометр централизованной подкачки шин;
42–переключатель блокировки межколесных дифференциалов. При включении клавишу необходимо удерживать пальцем руки;
43–переключатель передач в раздаточной коробке и отключения мостов: нажата нижняя часть клавиши (II) – мосты отключены; нажата верхняя часть клавиши (I) – включена нижняя передача; клавиша находится в среднем (нейтральном положении) – включена высшая передача. Перед включением включатель необходимо разблокировать, сдвинув верхнюю часть клавиши;
44–манометр двухстрелочный;
45–выключатель отбора мощности. Для включения отбора мощности необходимо разблокировать клавишу и нажать на клавишу до щелчка. При этом загорится контрольная лампа 30. Для отключения отбора мощности нажать на нижнюю часть клавиши с символом. Запрещается включать отбор мощности при движении автомобиля;
46–переключатель подогревателя.
Для включения подогревателя необходимо повернуть выключатель влево в сторону символа. Выключение подогревателя происходит перемещением выключателя в среднее положение;
47–лампа сигнализации работы подогревателя; 48–заглушка;
49–заглушка; 50–заглушка; 51–заглушка; 52–заглушка; 53–заглушка;
54–кнопка дистанционного выключения «массы»; 55–переключатель фонарей «Знак автопоезда» и поворотной фары; 56–выключатель противотуманных фар;
57–включатель ЭФУ; 58–указатель уровня топлива; 59–спидометр;
60–выключатель яркости освещения щитка приборов; 61–переключатель омывателя стекол;
62–переключатель стеклоочистителя, имеет три фиксированных положения: нажата рифленая часть клавиши – стеклоочиститель выключен;
клавиша находится в среднем фиксированном положении – включена первая скорость; нажата гладкая часть клавиши (с символом) – включена вторая скорость;
63–выключатель аварийной сигнализации
Размещение реле в отсеке на панели приборов показано на рисунках 5.1 и 5.2.
Рисунок 5.1 – Размещение реле на кронштейне спереди:
1-реле блокировки стартера; 2-реле муфты вентилятора; 3-реле стартера; 4-реле поворотов; 5-кронштейн; 6-реле блокировки демультипликатора
Рисунок 5.2 – Размещение реле на кронштейне сзади:
1-жгут проводов по лонжерону; 2-кронштейн; 3-жгут проводов освещения; 4- реле стояночного тормоза; 5-панель кабины; 6-реле габаритных огней; 7-реле сигнала торможения; 8-реле сигналов; 9-реле ЭФУ; 10-реле отключения ОВГ; 11-реле моторного тормоза; 12-реле заднего хода; 13-реле приборов.