Система питания двигателя воздухом КрАЗ-5233ВЕ

Предназначена для забора воздуха, очистки его от пыли, охлаждения и распределения по цилиндрам двигателя.

Система очистки воздуха (рисунок 9) состоит из воздушного фильтра 16 с двумя фильтрующими элементами 5 и 12, двух воздухозаборников (верхнего и нижнего), которые соединены через блок циклонов 24, устройства автоматического отсоса пыли, датчика засоренности воздушного фильтра, патрубков, шлангов и трубопроводов. Воздушный фильтр сухого типа, с двухступенчатой очисткой воздуха: в блоке циклонов (первая ступень) и в двух фильтрующих элементах (вторая ступень). Воздух через воздухозаборник поступает в блок циклонов 24, в котором отделяются крупные частицы пыли и отсасываются по шлангу 1 вентилятором 4 через патрубок отсоса пыли 2.

Очищенный воздух поступает в турбокомпрессор и нагнетается в цилиндры двигателя через охладитель воздуха.

По мере засорения воздушного фильтра (разрежение во впускном трубопроводе возрастает до 500 мм водяного столба) срабатывает датчик 32 и на панели приборов загорается контрольная лампа.

Система питания двигателя воздухом КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 9 – Система питания двигателя воздухом:

1-шланг отсоса пыли; 2-патрубок отсоса пыли с фланцем; 3-кожух вентилятора; 4-вентилятор; 5, 12-фильтрующие элементы; 6-перегородка; 7-хомут крепления воз- душного фильтра; 8-крышка воздушного фильтра; 9-гайка крепления фильтрующих элементов; 10-держатель фильтрующего элемента; 11-гайка крепления крышки; 13-резиновое уплотнительное кольцо; 14-внутренняя панель правого крыла; 15- кронштейн крепления воздушного фильтра; 16-воздушный фильтр; 17-шланг соединительный; 18-охладитель надувочного воздуха; 19-панель капота; 20- переходник; 21-воздухозаборник верхний; 22-пружина; 23-резиновая уплотнительная прокладка; 24-блок циклонов; 25-воздухозаборник нижний; 26, 30-резиновые патрубки подвода воздуха к двигателю; 27-хомут крепления резиновых патрубков; 28-болт крепления хомута; 29-патрубок впускной; 31-турбокомпрессор; 32-датчик сигнализации засоренности воздушного фильтра; 33-пружина; 34-бачок рулевого управления.

Система охлаждения надувочного воздуха. Очищенный воздух из воздушного фильтра 10 (рисунок 10) нагнетается турбокомпрессором 2 и по воздухопроводам проходит к охладителю 6, где охлаждается и по воздухопроводу 4 поступает во впускной коллектор 3 двигателя.

Система охлаждения надувочного воздуха КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 10 – Система охлаждения надувочного воздуха:

1-воздухопроводы; 2-турбокомпрессор; 3-впускной коллектор; 4-воздухопровод; 5-расширительный бачок; 6-охладитель наддувочного воздуха; 7-радиатор системы охлаждения двигателя; 8-водяной насос; 9-патрубок радиатора; 10- воздушный фильтр; 11-заборник воздуха

Обслуживание воздушного фильтра. Для обеспечения надежной работы двигателя требуется своевременное обслуживание воздушного фильтра.

Обслуживание первой ступени воздушного фильтра (блока циклонов) производить при сезонном техническом обслуживании автомобиля. При длительной работе в условиях повышенной запыленности и резких изменениях условий окружающей среды сроки обслуживания первой ступени определить исходя из опыта эксплуатации автомобиля в этих условиях.

Для обслуживания первой ступени следует снять шланг 1 (рисунок 9) с нижнего воздухозаборника, снять верхний воздухозаборник с капота, а затем разъединить их и снять блок циклонов 24. В зависимости от степени загрязнения промыть блок в горячей воде, продуть сжатым воздухом и тщательно просушить. При сборке обратить внимание на состояние резиновых уплотнительных прокладок 23. Прокладки, имеющие надрывы и повреждения следует заменить. При обслуживании первой ступени проверить состояние шланга 1 отсоса пыли, его прокладку, крепление патрубка отсоса пыли 2 к кожуху вентилятора 3. После обслуживания первой ступени собрать нижний и верхний воздухозаборники с блоком циклонов и закрепить воздухозаборник в сборе на капоте, а затем под- соединить шланг отсоса пыли к патрубку нижнего воздухозаборника.

Обслуживание картонных фильтрующих элементов следует проводить по загоранию контрольной лампочки, а при отсутствии датчика (или неисправности сигнализации) – через одно ТО-1. Излишне частое обслуживание фильтрующих элементов сокращает срок их службы, так как общее количество обслуживаний элемента ограничено (5-7 раз) из-за возможного разрушения картона.

Для обслуживания фильтрующих элементов 5 и 12 (рисунок 9) необходимо снять крышку 8, отвернув гайку 11. Отвернуть гайку 9 крепления фильтрующих элементов и вынуть их. При наличии на картоне пыли без копоти или сажи (элемент серый) продуть его сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли. Давление воздуха должно быть не более 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2), струю воздуха направлять под углом к поверхности элемента.

При наличии на картоне пыли, копоти, масла следует промыть элемент в растворе моющего средства ОП-7 или ОП-10 ГОСТ 8433-81 в теплой воде (40- 50°С), окуная и вращая элемент. Раствор приготовляется из расчета 20-25г моющего средства на 1 л воды. Взамен указанных растворов можно использовать раствор той же концентрации стиральных порошков бытового назначения. Промытый элемент прополоскать в чистой теплой воде и просушить при температуре не выше плюс 70°С.

После каждого обслуживания фильтрующих элементов и при установке новых проверить их состояние, подсвечивая лампой изнутри: элементы с трещинами, механическими повреждениями, разрывами картона, отслаиванием крышек и кожуха – заменить.

При сезонном обслуживании фильтр и фильтрующие элементы необходимо снять, корпус фильтра промыть в керосине, дизельном топливе или горячей воде, продуть сжатым воздухом и просушить, фильтрующие элементы обслужить.

Проверка герметичности впускного тракта. После каждой разборки соединений впускного тракта (включая снятие фильтров) необходимо проверить его герметичность с целью исключения попадания загрязненного воздуха в двигатель и преждевременного выхода из строя деталей цилиндропоршневой группы. Схема установки для проверки герметичности впускного тракта приведена на рисунке 11.

Схема установки для проверки герметичности впускного тракта КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 11 – Схема установки для проверки герметичности впускного тракта:

1-редуктор; 2-манометр; 3-ротаметр; 4-фильтр; 5- заглушка; 6-патрубок впускной; 7-пьезометр; 8-двигатель

Для проверки герметичности необходимо иметь следующее оборудование:

-источник сжатого воздуха с давлением воздуха не менее 0,05 МПа (0,5кгс/см2);

-прибор для замера расхода воздуха (ротаметр типа РМ 1-2,5);

-манометр для контроля давления воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя;

-пьезометр с пределом измерения 1000 мм вод.ст.;

-редуктор;

-заглушка, устанавливаемая в корпусе воздушного фильтра вместо фильтрующих элементов;

-гибкие шланги и трубопроводы для подвода сжатого воздуха во впускной тракт двигателя.

Порядок проверки герметичности впускного тракта:

-снять крышку воздушного фильтра, вынуть фильтрующие элементы и установить взамен них заглушку;

-подать сжатый воздух во впускной тракт под давлением 0,03-0,05 МПа (0,3-0,5 кгс/см2);

-медленно проворачивая коленчатый вал ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике выбрать такое положение, при котором наблюдается резкое возрастание давления во впускном тракте, контролируемого пьезометром;

-довести расход воздуха до 1 м3/ч;

-впускной тракт считать герметичным, если при указанном расходе воздуха (1 м3/ч), давление во впускном тракте равно или превышает 800 мм водного столба. При давлении воздуха менее указанного, необходимо определить места неплотностей при помощи мыльной пены. Все неплотности впускного тракта в зоне между воздушным фильтром и впускным патрубком двигателя подлежат устранению;

после устранения неплотностей необходимо провести контрольную проверку герметичности впускного тракта, как описано выше.

Размеры заглушки показаны на рисунке 12.

Заглушка КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 12 – Заглушка: 1-заглушка; 2-прокладка