Сцепление КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ
Подробное описание сцепления и его устройство приведены в Руководстве по эксплуатации двигателя.
Привод управления сцеплением (рисунок 19) состоит из подвесной педали 4, главного цилиндра 1, усилителя пневмогидравлического (УСПГ) 22, трубопроводов и шлангов.
Работа привода.
При нажатии на педаль 4 давление жидкости, создаваемое в главном цилиндре 1, через трубопровод и шланг 18, 19 подводится к клапану управления 11 в полость Е и к полости Ж корпуса УСПГ 22 (полость Е связана с полостью Ж внутренним каналом), при этом золотник 15, преодолевая усилия возвратной пружины 14, упирается в клапан 16, перекрывая свой внутренний канал.
При дальнейшем перемещении педали 4 (полный ход педали по хорде 175 мм min) золотник 15 перемещает клапан 16, преодолевая усилие возвратной пружины 13, при этом открывается доступ сжатого воздуха в полость В, который через канал Г поступает в полость Б и перемещает пневмопоршень 7 (полный ход для выключения сцепления 27...31 мм), проворачивая рычаг 23 – сцепление выключается.
Воздух из полости К через канал И в корпусе УСПГ 8 и воздушный клапан 17 выходит в атмосферу.
При отпускании педали сцепления 4 давление жидкости в полости Е и Ж падает. Золотник 15 под действием возвратной пружины 14 возвращается в исходное положение, при этом клапан 16 перекрывает доступ сжатого воздуха в полость Б, а в золотнике 15 открывается внутренний канал.
Сжатый воздух из полости Б по каналу Г, внутренний канал золотника 15, через воздушный клапан 17 выходит в атмосферу, одновременно заполняя воздухом полость К через канал И.
Пневмопоршень 7 под действием усилия диафрагменной пружины сцепления возвращается в исходное положение – сцепление включается.
При установке рычага 23 на валик вилки выключения сцепления метка-24 должна быть совмещена с меткой валика 25.
Устанавливается УСПГ 22 на кронштейне и на нижнее отверстие рычага 23 с помощью пальца и шплинта.
Рисунок 19 – Привод управления сцеплением
1-главный цилиндр выключения сцепления; 2-болт регулировки свободного перемещения педали сцепления; 3-болт регулировки полного хода педали сцепления; 4-педаль; 5-вилка штока; 6-гайка; 7-пневмопоршень; 8-корпус УСПГ; 9- пружина; 10-клапан перепускной; 11-клапан управления; 12-корпус клапана; 13- пружина возвратная клапана; 14-пружина; 15-золотник; 16-клапан; 17- воздушный клапан; 18-трубопровод подвода жидкости; 19-шланг подвода жид- кости; 20-трубопровод подвода воздуха; 21-кронштейн крепления УСПГ; 22- УСПГ; 23-рычаг; 24-метка на рычаге; 25-метка на валу вилки включения сцепления; 26-поршень; 27-манжета; 28-пружина возвратная; 29-корпус главного цилиндра; 30-пробка заливного отверстия; 31-компенсационное отверстие; 32- шайба специальная толщиной 0,25 мм; 33-манжета поршня; 34-толкатель; 35- защитный колпак; 36-контргайка; 37-вилка толкателя; 38-фильтр.
Регулировка привода управления сцеплением
Регулировку привода управления сцеплением необходимо производить в следующей последовательности:
1. Отрегулировать свободное перемещение педали сцепления в пределах 4...8 мм, что соответствует зазору 0,5...1,0 мм между толкателем 34 и поршнем 26, для чего:
-вывернуть верхний регулировочный болт до упора педали поз.4 в кронштейн педали;
-соединить вилку толкателя поршня с педалью поз.4;
-легким нажатием рукой на педаль поз.4 выбрать зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра поз.1 и ввернуть верхний регулировочный болт поз.2 до упора в кронштейн педали;
-вывернуть верхний регулировочный болт поз.2 на 0,5-1 оборота, что со- ответствует свободному перемещению резинового конца площадки педали 4...8 мм, болт контрить.
2. Отрегулировать нижним болтом 3 полный ход педали сцепления – 175 мм min по хорде. При невозможности вышеуказанной регулировки полного хода педали необходимо его отрегулировать в следующем порядке:
-вывернуть верхний регулировочный болт;
-изменить длину толкателя поршня главного цилиндра, выворачивая его из вилки (один оборот толкателя равен увеличению полного хода педали на 6-7 мм), толкатель контрить.
Отрегулировать свободное перемещение и полный ход педали, как указано выше.
3. Установить размер С (начальное положение штока относительно УСПГ) в пределах 53...57 мм при соблюдении размера Л = 11...30 мм (возможный размер выворачивания вилки 5 из штока), для чего:
-расконтрить гайку 6;
вращать пневмопоршень 7 ключом за лыску, после чего гайку 6 законтрить.
Эта регулировка обеспечивает ход пневмопоршня 7 в пределах 27...31 мм и работу привода до полного износа фрикционных накладок ведомого диска. Проверку производить нажатием на педаль сцепления и линейкой определить ход пневмопоршня 7.
В случае невозможности установить размер С с соблюдением размера Л необходимо рассоединить нижний конец рычага 23 от вилки 5 и переставить рычаг 23 на валу включения сцепления на один шлиц.
После чего вновь отрегулировать размер С, в пределах 53...57 мм и проверить полный ход штока, который должен быть в пределах 27...31 мм.
Характерной особенностью привода сцепления является отсутствие зазора между упорным кольцом и муфтой выключения сцепления, что обеспечивает работу привода до полного износа накладок ведомого диска сцепления. При установке УСПГ 22 на новый двигатель (или при установке нового ведомого диска) пневмопоршень 7 занимает среднее положение в цилиндре. По мере износа фрикционных накладок пневмопоршень перемещается вправо до упора в заднюю стенку цилиндра, при этом размер С должен быть не менее 20 мм (фрикционные накладки требуют замены).
Смена рабочей жидкости в гидравлической части привода управления сцеплением
Осуществляется в следующей последовательности:
-снять с наконечника перепускного клапана 10 (рисунок 19) защитный колпачок и надеть на клапан шланг для прокачки гидропривода. Второй конец шланга опустить в прозрачный сосуд для слива жидкости;
-подсоединить шланг для накачивания шин одним концом к наконечнику заливной пробки 30, а вторым – к клапану контрольного вывода или к другому источнику сжатого воздуха и создать в резервуаре давление;
-отвернуть на 1-2 оборота перепускной клапан 10, слить отработавшую жидкость и продуть гидросистему сжатым воздухом. Во время слива жидкости нажимать на педаль сцепления для полного удаления жидкости и завернуть перепускной клапан;
-заполнить главный цилиндр чистой тормозной жидкостью в соответствии с химмотологической картой;
-произвести прокачку гидропривода с целью удаления воздуха, для чего через наконечник заливной пробки создать давление воздуха 0,3…0,6 МПа (3-6 кгс/см2) с выдержкой 30 с;
-отвернуть перепускной клапан 10 на 1/8 оборота и слить 100…150 г жидкости. При необходимости долить жидкость в главный цилиндр, не допуская полного расходования жидкости в нем (операцию повторять до полного удаления воздуха из гидросистемы). Во время прокачки нажимать педаль сцепления;
Рисунок 20 – Усилитель пневмогидравлический сцепления:
1-корпус; 2-вилка; 3-гайка; 4-болт; 5-шайба; 6-крышка; 7-грязесъемник; 8-опора; 9-гидропневмопоршень в сборе; 10-манжета; 11-кольцо уплотнительное; 12- вилка; 13-колпачок; 14-перепускной клапан; 15-шарик 3,0; 16-седло; 17-болт; 18-шайба; 19-кольцо; 20-окно выпускное; 21-кольцо стопорное; 22-пробка; 23- кольцо; 24-золотник; 25-кольцо; 26-пружина; 27-корпус; 28-болт; 29-клапан; 30- пружина; 31-кольцо; 32-кольцо уплотнительное; 33-пробка; 34-кольцо уплотни- тельное; 35-втулка
Разборка усилителя пневмогидравлического
Разборка усилителя пневмогидравлического осуществляется в следующей последовательности:
-закрепить усилитель пневмогидравлический в тисках;
-отвернуть гайку стопорную 3 (рисунок 20) и, придерживая за лыску поршня ключом, вывернуть вилку 2 вместе с гайкой. После чего отвернуть болты крышки 6 снять ее вместе с грязесъемником 7;
-снять пневмопоршень 9 в сборе. Вынуть опору 8 и манжету 10;
-снять стопорное кольцо 21, вынуть уплотнительные кольца 32 и 34;
-отвернуть болты 17 и снять вилку 12;
-отвернуть пробку 22, снять золотник 24, кольца 25;
-отвернуть пробку 33, и снять клапан 29;
-отвернуть болты 28, снять корпус 27 и извлечь уплотнительное кольцо 11;
-снять колпачок 13, вывернуть перепускной клапан 14, вынуть шарик 15 и вывернуть седло 16.
Сборку усилителя пневмогидравлического производить в обратной последовательности.