Раздаточная коробка КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Раздаточная коробка (рисунок 22) служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами и для отбора мощности на лебедку или другое специальное оборудование. Расположена раздаточная коробка непосредственно за коробкой передач и соединена с ней карданным валом. Подвеска раздаточной коробки выполнена на трех опорах с помощью кронштейнов через резиновые подушки.

Раздаточная коробка КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 22 (1) – Раздаточная коробка

Раздаточная коробка КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 22 (2) – Раздаточная коробка


1-первичный вал; 2-фланец привода раздаточной коробки; 3-крышка переднего подшипника первичного вала; 4-крышка картера; 5-картер раздаточной коробки; 6-шестерня низшей передачи; 7-муфта переключения передач; 8-шестерня высшей передачи; 9-роликовый подшипник; 10-шариковый подшипник; 11- распорная втулка; 12, 15, 46-шайбы; 13-крышка задних подшипников первично- го вала; 14-трубка подвода масла; 16-промежуточный вал; 17-крышка задних подшипников промежуточного вала; 18-ведомая шестерня промежуточного вала; 19-шестерня отбора мощности; 20-муфта отключения ведущих мостов; 21- фланец привода заднего моста; 22-вал привода заднего моста; 23-крышка подшипников вала привода заднего моста; 24-ведущая шестерня привода электро- спидометра; 25-ведомая шестерня привода электроспидометра; 26-распорная втулка; 27-коронная шестерня; 28-чашка дифференциала; 29-солнечная шестерня; 30-водило; 31-ведомая шестерня привода мостов; 32-гайка водила дифференциала; 33-вал привода переднего моста; 34-муфта включения блокировки дифференциала; 35-картер привода переднего моста; 36-крышка подшипников; 37-фланец привода переднего моста; 38-гайка крепления фланца; 39-стопорное кольцо; 40-сателлит; 41-ведущая шестерня привода мостов; 42-ведомая шестерня масляного насоса; 43-масляный насос; 44-ведущий валик масляного насоса; 45-гайка; 47-манжета; 48, 52, 64, 65-вилки муфт; 49-вал отбора мощности; 50- ведомая шестерня отбора мощности; 51, 66, 74-крышки люков; 53-датчик выключателя блокировки дифференциала; 54-пневмокамера включения отбора мощности; 55-болт отключения первичного вала; 56, 57-контргайки; 58-гайка штока; 59-шайба; 60-диафрагма; 61-крышка пневмокамеры; 62-корпус пневмо- камеры; 63-регулировочные шайбы; 67-кронштейн крепления раздаточной коробки; 68-пневмокамера отключения ведущих мостов; 69-шток пневмокамеры; 70-сливная пробка; 71-крышка маслозаборника; 72-стопорная пластина; 73- трубка подвода масла к втулкам шестерен первичного вала; 75-пневмокамера включения блокировки межосевого дифференциала; 76-шток; 77-шайбы регулировочные; 78-прокладка регулировочная

Управление раздаточной коробкой электропневматическое, осуществляется переключателями и клавишей, расположенными на панели приборов, электропневматическими клапанами, установленными на правом лонжероне рамы (под кронштейном запасного колеса) и пневматическими камерами, закрепленными на картере раздаточной коробки.

Коробка представляет собой трехвальный редуктор с цилиндрическими косозубыми шестернями и обеспечивает две ступени передач. Валы смонтированы в литом чугунном картере со съемной крышкой 4 и вращаются в шариквых и роликовых подшипниках.

Шестерни высшей 8 и низшей 6 передач с бронзовыми втулками установлены на первичном валу 1. На валу и шестернях имеются зубчатые венцы, которые соединяются муфтой 7 при включении одной из передач.

Перемещение зубчатой муфты осуществляется вилкой 64 штока диафрагмы пневмокамеры 61.

Когда клавиша 43 находится в среднем положении (рисунок 6) электро- клапан переключения передач обесточен и под действием пружины пневмокамеры 61 (рисунок 22) шестерня 8 высшей передачи находится в постоянном зацеплении с зубчатой муфтой 7 и зубчатым венцом первичного вала – включена высшая передача. Для включения низшей передачи необходимо разблокировать клавишу и нажать на верхнюю часть клавиши до щелчка. При этом электропневмоклапан открывает подачу сжатого воздуха в пневмокамеру 61, диафрагма прогибается и сжимает пружину. Шток через вилку 64 выводит зубчатую муфту из зацепления с шестерней высшей передачи и замыкает венец шестерни низшей передачи зубчатый венец первичного вала.

От промежуточного вала 16 крутящий момент передается на шестерню 31 привода ведущих мостов, шестерню 19 отбора мощности на лебедку и на привод масляного насоса раздаточной коробки. Вал цельный, в средней части имеет зубчатые венцы. Зубчатые венцы вала и шестерни 41 находятся в постоянном зацеплении с муфтой 20 отключения ведущих мостов под действием усилия пружины пневмокамеры 68.

Для отключения привода ведущих мостов в раздаточной коробке необходимо нажать нижнюю часть клавиши переключателя 43. При этом зубчатая муфта 20 выходит из зацепления с шестерней 41, крутящий момент к ведущим мостам не передается.

Привод к ведущим мостам осуществляется двумя валами: валом 33 привода переднего моста и валом 22 привода заднего моста, соединенных между собой несимметричным межосевым дифференциалом, который распределяет крутящий момент между передним задним мостами в отношении 1:2. Межосевой дифференциал состоит из солнечной шестерни 29, установленной на шлицах вала привода переднего моста, и четырех сателлитов 40, находящихся в постоянном зацеплении с солнечной 28 и коронной 27 шестернями и свободно вращающихся в бронзовых втулках, запрессованных в водило 30 и чашку. Водило представляет собой пустотелый вал с фланцем на конце, к которому крепится чашка дифференциала; на другом конце водила имеется зубчатый венец, который через муфту 34 может соединяться с венцом вала привода переднего моста при блокировке дифференциала. Коронная шестерня 27 крепится к фланцу вала 22 привода мостов задней тележки и представляет собой венец с внутренними зубьями.

При разблокированном дифференциале обеспечивается постоянный и равномерный подвод крутящего момента ко всем ведущим мостам и устраняется циркуляция паразитной мощности. При движении по труднопроходимым участкам пути (скользкая дорога, гололед, распутица) для повышения проходимости автомобиля межосевой дифференциал рекомендуется блокировать. Для этого необходимо нажать на нижнюю часть включателя 40 (рисунок 6). Механизм блокировки межосевого дифференциала по принципу действия аналогичен механизму переключения передач в раздаточной коробке. При перемещении штока пневмокамеры 49 включается датчик сигнализации и на панели приборов загорается контрольная лампа. При блокировке муфта 34 входит в зацепление с зубчатым венцом водила 30 и валы 22 и 33 вращаются с одинаковой угловой скоростью. При выключении блокировки и возвращении штока пневмокамеры под действием пружины в исходное положение контрольная лампа сигнализации блокировки гаснет.

Привод датчика электрического спидометра осуществляется от вала 22 через ведущую и ведомую шестерни. Датчик крепится к картеру раздаточной коробки тремя болтами. Два из них имеют в головках отверстия для пломбировки. Кроме того, пломба стоит на штекерном разъеме жгута проводов от датчика к спидометру (возле раздаточной коробки).

Масляный насос шестеренного типа, приводится во вращение от промежуточного вала. Забор масла насосом осуществляется из общей масляной ванны картера через фильтр-сетку, внутри которой имеется магнит для отбора из масла металлических включений. От насоса масло по каналам в валах и маслопроводу поступает к трущимся поверхностям промежуточного вала, шестерни 41 и к втулкам шестерен высшей и низшей передач первичного вала. Смазка остальных шестерен и трущихся поверхностей раздаточной коробки производится разбрызгиванием.