Задний мост КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Устройство заднего моста показано на рисунке 27.

В картере моста размещены: главная передача 22, дифференциал и полуоси 2. Ступицы 10 колес установлены на двух роликовых конических подшипниках 14. подшипники затягиваются гайкой 1, которая стопорится секторной шайбой 6. Шайба крепится болтами 4 к гайке, а выступ ее входит в паз кожуха 33 полуоси. Внутренние обоймы подшипников ступиц имеют скользящую посадку, наружные обоймы запрессованы в гнезде ступицы. Для предотвращения перетекания смазки из полости картера моста в полость ступицы установлена манжета 7. К ступице колеса шпильками крепится фланец полуоси 3.

Во внутреннюю полость ступицы запрессованы четыре резиновые манжеты 11, обеспечивающие герметичность соединения централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах

Задний мост КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 27 – Задний мост:

1-гайка подшипников; 2-полуось; 3-фланец полуоси; 4-болт; 5-пластина стопорная; 6-стопор гайки; 7-манжета; 8-кольцо стопорное; 9-заглушка; 10-ступица колеса; 11-манжеты систем регулирования давления воздуха в шинах; 12-штуцер подвода воздуха; 13-втулка упорная; 14-роликоподшипник конический; 15-маслоотражатель; 16-трубка подвода воздуха; 17-тормозной барабан; 18-диск защитный; 19-болт; 20-буфер; 21-картер моста; 22- главная передача; 23-ось колодок; 24-накладка колодки; 25-колодка; 26-кулак разжимной; 27-пружина колодок; 28-пробка заливного отверстия; 29-пробка сливного отверстия с магнитом; 30-кронштейн; 31-регулировочный рычаг; 32-манжета ступицы; 33-кожух полуоси; 34-шайба опорная.

Главная передача. Устройство главной передачи заднего моста показано на рисунке 28.

Ведущая коническая шестерня 44 напрессована на шлицы вала 27, который вращается в двух конических 43 и одном цилиндрическом 46 роликоподшипниках. Опорами вала ведущей цилиндрической шестерни 19 служат аналогичные по типу подшипники 18 и 23.

К ведомой цилиндрической шестерне 48 болтами закреплен симметричный конический дифференциал с механизмом блокировки. Механизм включения блокировки состоит из пневмокамеры 14 и вилки 11. В чашках 2 дифференциала установлены полуосевые шестерни 3, находящиеся в постоянном зацеплении с четырьмя сателлитами 1. Сателлиты свободно вращаются в бронзовых втулках на шипах крестовины 33. Под торцы полуосевых шестерен и сателлитов установлены стальные шайбы. В шлицевые отверстия шестерен входят полуоси, через которые крутящий момент передается колесам.

Дифференциал поровну распределяет крутящий момент между колесами моста, а при движении автомобиля по неровной дороге обеспечивает независимое их вращение. Однако при движении по труднопроходимым участкам пути с большой разницей сцепления левых и правых колес автомобиля действие межколесного дифференциала может способствовать буксованию одного из колес моста. Поэтому для повышения проходимости автомобиля на таких участках пути межколесные дифференциалы могут быть заблокированы. При заблокированном дифференциале полуоси будут вращаться как одно целое.

Блокировать межколесные дифференциалы следует только в исключительных случаях, когда уже приняты все другие меры повышения проходимости автомобиля. Это будет способствовать увеличению срока службы деталей дифференциалов. Для обеспечения кратковременности блокировки межколесных дифференциалов клавиша включения не имеет фиксированного положения, и ее необходимо удерживать пальцем руки.

Привод включения блокировки электропневматический, управляемый клавишей 40 (рисунок 5). При этом электропневматический клапан подает сжатый воздух в пневмокамеру 14 (рисунок 28), которая поворачивает вилку 11 и через втулку 10 перемещает муфту 6 и блокирует чашку дифференциала с полуосевой шестерней. При перемещении штока пневмокамеры срабатывает установленный на ней датчик сигнализации и на панели приборов загорается контрольная лампа 27 (рисунок 6), которая гаснет при выключении блокировки.

Смазка деталей главной передачи осуществляется разбрызгиванием. Заливное отверстие одновременно является и контрольным. Слив масла производится через отверстие в нижней части картера, отверстие закрывается пробкой с магнитом. Коническая пара шестерен главных передач заднего моста изолирована в отдельной полости картера и смазывается следующим образом: при разбрызгивании смазка попадает в лотки картера против зубчатого венца ведущей цилиндрической шестерни и через отверстие в стенке – в полость конической пары.

Главная передача заднего моста КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 28 – Главная передача заднего моста

1-сателлит дифференциала; 2-чашка дифференциала; 3-шестерня полуоси; 4- шайба опорная; 5-кольцо стопорное; 6-муфта блокировки дифференциала; 7, 23, 43-роликовые конические подшипники; 8-крышка подшипника дифференциала; 9-кольцо опорное; 10-втулка включения блокировки дифференциала; 11-вилка включения блокировки дифференциала; 12-картер; 13-регулировочный винт; 14- пневмокамера включения блокировки дифференциала; 15-датчик сигнализации выключения механизма блокировки дифференциала; 16-крышка редуктора; 17- шестерня ведомая коническая; 18, 46-роликовые цилиндрические подшипники; 19-шестерня ведущая цилиндрическая; 20-гнездо подшипников; 21, 22, 40- регулировочные прокладки; 24-крышка редуктора правая; 25-пружинная шайба; 26-гайка; 27-вал ведущей конической шестерни; 28-шайба опорная; 29-фланец с отражателем; 30-сапун; 31-шайба регулировочная; 32-гайка подшипников дифференциала; 33-крестовина дифференциала; 34-шайба разграничительная; 35- пластина замковая; 36-пластина стопорная; 37-манжета; 38-шайба опорная подшипников; 39-крышка картера подшипников; 41-картер подшипников ведущей конической шестерни; 42-кольцо распорное подшипников; 44-ведущая коническая шестерня; 45-крышка задняя редуктора заднего моста; 47-пробка; 48- большая цилиндрическая шестерня

Регулировка подшипников ступиц. Для выявления необходимости регулировки подшипников следует поднять колесо домкратом так, чтобы шина не касалась земли. Открутить гайки фланца полуоси и вынуть полуось. Если при покачивании колеса чувствуется люфт, необходимо отрегулировать затяжку подшипников в таком порядке:

-отогнуть стопорную пластину 5 (рисунок 27), вывернуть болты 4, снять стопор 6;

-проворачивая ступицу в обоих направлениях для правильной установки роликов, затянуть гайку 1 до тугого вращения колеса;

-отвернуть гайку на 90 градусов;

-проверить отсутствие касания тормозных колодок и защитного щитка о тормозной барабан;

-установить стопор 6, если отверстие в гайке и стопоре не совпадают затянуть гайку 1 до ближайшего совпадения отверстий (суммарный угол отворачивания гайки 1 60-90 градусов), при этом колесо должно вращаться свободно, но без осевого люфта;

-закрепить стопор 6 болтами и законтрить, отогнув стопорную пластину 5;

-установить полуось и закрутить гайки фланца полуоси.

Правильность регулировки подшипников окончательно определить при контрольном пробеге по степени нагрева ступиц. Повышенный нагрев ступиц (более 90ºС) не допускается и должен быть устранен повторной регулировкой.