Передняя подвеска КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ
Передняя подвеска автомобиля (рисунок 30) выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах. Листы рессор, кроме коренных, имеют Т- образный профиль.
Все листы рессоры соединены центровым болтом и скреплены двумя хомутами. На переднем конце коренного листа рессоры установлено накладное ушко со втулкой, которое посредством пальца соединяется с кронштейном на раме. Для предотвращения проворачивания и осевого смещения пальца в кронштейне установлен болт 20. Задний кронштейн рессоры скользящий.
В средней части рессора опирается на специальную площадку балки переднего моста и крепится к ней стремянками 18. Предельный прогиб рессор ограничивается накладками 3 с резиновыми буферами 4, которые одновременно смягчают удары рессор о раму.
Рессоры работают совместно с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами 16, предназначенными для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по неровностям дороги. Это повышает плавность движения автомобиля, улучшает управляемость им, а также увеличивает долговечность рессор. Принцип действия амортизатора состоит в том, что в результате относительных перемещений рамы и неподрессоренных частей автомобиля жидкость вытесняется из одной полости амортизатора в другую через небольшие дроссельные отверстия клапанов, вследствие чего амортизатор оказывает сопротивление, поглощающее энергию колебательных движений.
Рисунок 30 – Передняя подвеска:
1-передний кронштейн рессоры; 2-лонжерон рамы; 3-накладка рессоры; 4-буфер резиновый; 5-палец верхней головки амортизатора; 6-шайба упорная; 7-втулки резиновые; 8-втулка распорная; 9-гайка; 10-задний кронштейн рессоры; 11-вкладыш заднего кронштейна; 12-болт стяжной; 13-втулка; 14-гайка; 15-рессора передняя; 16- амортизатор; 17-кронштейн крепления амортизатора нижний; 18-стремянки; 19-палец крепления переднего конца рессоры; 20-болт стяжной; 21-ушко накладное переднего конца рессоры.
Амортизатор крепится за проушины верхней и нижней головок к специальным кронштейнам, установленным на раме и переднем мосту.
Устройство амортизатора показано на рисунке 31.
Рисунок 31 – Амортизатор передней подвески: 1-корпус амортизатора; 2-клапан сжатия; 3- цилиндр; 4-кольцо уплотнительное; 5-головка амортизатора с кожухом верхняя; 6-гайка резервуара; 7-корпус уплотнения с сальником; 8-шток поршня; 9-поршень с клапанами в сборе.
Амортизаторы в эксплуатации не требуют специальной регулировки. Периодически надо проверять надежность крепления их на автомобиле и эффективность в работе. После обкатки автомобиля необходимо подтянуть гайку резервуара 6 моментом затяжки 100-120 Н•м (10-12 кгс•м). Для подтяжки гайки амортизатора в эксплуатации завод рекомендует пользоваться специальным ключом, изготовленным в соответствии с рисунком 32.
Рисунок 32 – Ключ для подтяжки гайки амортизатора
Проверка работы амортизатора передней подвески и смена рабочей жидкости. Исправный амортизатор при растяжении и сжатии в вертикальном положении должен оказывать равномерное сопротивление, большее при растяжении, меньшее при сжатии. Свободное перемещение или заклинивание штока указывает на неисправность амортизатора.
Следует иметь в виду, что если до проверки амортизатор находился в горизонтальном положении, то часть жидкости могла перетечь из рабочего цилиндра в резервуар через дроссельные отверстия клапанов, что приведет к потере сопротивления амортизатора. Такой амортизатор следует тщательно прокачать; если он исправный, сопротивление восстановится.
Разбирать и собирать амортизатор необходимо в условиях, обеспечивающих полную чистоту деталей в такой последовательности:
-снятый амортизатор поставить вертикально и закрепить за нижнюю головку в тисках; поднять шток 8 (см. рисунок 31) до отказа вверх, отвернуть специальным ключом гайку 6 резервуара и вынуть шток с поршнем;
-слить отработавшее масло из амортизатора, вынуть цилиндр 3 вместе с основанием клапанов 2 из корпуса 1;
-все детали разобранного амортизатора промыть в бензине или керосине и высушить. Нельзя применять для промывки растворитель или другой подобный состав, так как это может привести к порче манжет.
После промывки проверить состояние манжет, изношенные или поврежденные заменить;
-закрепить в тисках корпус 1 амортизатора за нижнюю головку в вертикальном положении, установить на место рабочий цилиндр 3 и залить в него 0,85 л свежего масла;
-собрать амортизатор, момент затяжки гайки 6 резервуара 100-120 Н•м
(10-12 кгс•м) и проверить его работу, как описано выше;
-при установке амортизатора на автомобиль после замены масла необходимо затянуть резиновые втулки головок. Затяжка втулок производится гайками на пальцах.