Система регулирования давления воздуха в шинах КрАЗ-5233ВЕ

Система регулирования давления воздуха в шинах предназначена для повышения проходимости автомобиля на тяжелых участках пути за счет снижения давления воздуха в шинах, а в случае прокола камеры позволяет некоторое время продолжать движение до гаража (пункта технического обслуживания) без замены колеса при условии, что производительность компрессора может восполнить утечку воздуха из поврежденной шины.

Управление системой осуществляется из кабины, что позволяет постоянно контролировать давление в шинах по манометру на панели приборов и регулировать его в зависимости от дорожных условий и скорости движения.

Схема централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах показана на рисунке 35.

Схема централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 35 – Схема централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах:

1-шланг подвода воздуха к переднему колесу; 2-кран управления централизованной подкачкой шин; 3-магистраль подкачки; 4-манометр; 5-подвод воздуха к крану управления; 6-рукоятка крана управления; 7-воздухопровод к правому заднему колесу; 8-шланг подвода воздуха к заднему мосту; 9-воздухопровод к левому заднему колесу

В систему регулирования входят: кран управления давлением с клапаном- ограничителем, колесные краны, уплотнительное устройство в ступицах, воздухопроводы, шланги и манометр.

Кран управления давлением состоит (рисунок 36) из корпуса 10, имеющего входное отверстие для подвода воздуха к шинам и выходное отверстие для выпуска воздуха из шин в атмосферу

Кран управления давлением с клапаном-ограничителем КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 36 – Кран управления давлением с клапаном-ограничителем:

1-болт регулировочный; 2-гайка; 3-тарелка пружины; 4-пружина; 5-поршень; 6- болт; 7-крышка; 8-шайба; 9-диафрагма; 10-корпус; 11-кольцо распорное манжеты; 12-манжета; 13-втулка; 14-направляющая золотника; 15-золотник

Установленный на кране клапан-ограничитель (диафрагменного типа) предназначен для отключения системы подкачки шин от пневматического привода тормозов при падении давления воздуха в ресиверах ниже 0,6 МПа (6,0 кгс/см2).

Клапан-ограничитель позволяет производить отбор воздуха для накачки шин только при давлении в ресиверах выше 0,6 МПа (6,0 кгс/см2), при меньшем давлении накачка шин централизованно невозможна. Клапан отрегулирован на указанное давление болтом 1 путем изменения затяжки пружины 4.

Золотник 15 соединен с рычагом привода крана управления давлением посредством пальца. Рычаг привода крана должен свободно (без заеданий) перемещаться и фиксироваться в трех положениях: «Накачка», «Нейтральное», «Выпуск».

В собранном кране золотник 15 должен перемещаться в манжетах 12 и направляющей без заедания с усилием не более 100 Н (10 кгс). Завинчивание направляющей золотника должно производиться при нейтральном положении золотника.

Работа крана. При переводе рычага крана в положение «Накачка» золотник 15 перемещается назад и проточка на золотнике при этом устанавливается напротив манжеты. Через зазор между манжетой и золотником система регулирования давления воздуха соединяется с пневматической системой и воздух поступает к шинам.

При переводе рычага крана в положение «Выпуск» золотник 15 перемещается вперед, проточка на золотнике устанавливается напротив манжеты, и воздух из шин выходит в атмосферу через образовавшийся зазор.

Кран управления давлением с клапаном-ограничителем в сборе должен быть герметичным при давлении воздуха 0,6-0,8 МПа (6-8 кгс/см2) в трех положениях рычага привода. Утечка воздуха не допускается.

Если при нейтральном положении рукоятки происходит накачка шин или выпуск воздуха из шин в атмосферу, необходимо изменением длины тяги при- вода отрегулировать нейтральное положение золотника.

Краны колесные (рисунок 37) крепятся к защитным кожухам, приваренным к ободьям колес. Краны предназначены для отключения шин от системы подкачки при длительных стоянках автомобиля и в случае выхода из строя манжет уплотнительного устройства в ступицах.

Краны колесные закрываются и открываются специальным ключом, входящим в ЗИП.

Кран колесный КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 37 – Кран колесный:

1-пробка запорная; 2, 4-гайка накидная; 3-корпус крана; 5-кольцо уплотнительное; 6-вентиль; 7-кольцо уплотнительное

Уплотнительное устройство состоит из четырех эластичных резиновых манжет 7 (рисунок 38) с нажимными пружинами, которые обеспечивают герметичность подвижного соединения.

Манжеты монтируются в специальном корпусе 10, запрессованном в ступицу. Зона отверстия подводящего штуцера (внутренняя полость уплотнительного устройства) разделена распорным кольцом 9, а снаружи манжеты запираются стопорными кольцами 6. Для предотвращения выворачивания воздухом рабочих кромок манжет последние опираются на упорные конусы 8. Из полости уплотнительного устройства, образованной манжетами, воздух через штуцер 1 подводится в соединительный шланг и далее (проходя через колесный кран) поступает в камеру шины.

Подвод воздуха к шинам колес КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 38 – Подвод воздуха к шинам колес:

1-штуцер; 2-кожух полуоси; 3-полуось; 4-упорная втулка ступицы; 5- уплотнительные кольца упорной втулки; 6-стопорное кольцо; 7-манжета; 8-упорный конус; 9-распорное кольцо; 10-корпус манжет; 11-кольцо проставочное.

При каждом снятии ступицы необходимо промывать манжеты в чистом дизельном топливе или керосине и смазывать их рабочие кромки смазкой Литол-24. При замене смазки в ступицах следить, чтобы она не попала в полости каналов и в отверстие подводящего штуцера системы регулирования давления воздуха в шинах.

С целью предохранения манжет от повреждения при снятии и установке ступиц необходимо пользоваться оправкой, прикладываемой к каждому автомобилю.

Для восстановления герметичности системы подкачки шин при износе рабочей поверхности упорных втулок 4 задних ступиц (или цапф передних ступиц) кромками манжет 7 необходимо проставочное кольцо 11 переставить на другую сторону в корпусе манжет.