Рулевой механизм КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ
Рулевой механизм преобразует поворот рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки.
Рулевой механизм (рисунок 40) состоит из винта 12 и шариковой гайки-рейки 14, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней (зубчатым сектором) 7; эти детали размещены в общем картере 13.
Винт и гайкарейка подобраны из деталей одной размерной группы. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, заполняемый при сборке 102 шариками высокой точности. Шарики, входящие в комплект винта в сборе, отличаются между собой по диаметру не более чем на 0,002 мм. Нарушать комплектность этих деталей не разрешается. Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение винта в гайке-рейке.
Для получения двух непрерывных потоков качения шариков при вращении винта и для предотвращения выпадания шариков в отверстия гайки-рейки вставлены направляющие, состоящие из двух штампованных половинок, которые образуют замкнутую систему для качения шариков. Направляющие закреплены на гайке-рейке прижимом и винтами.
Шестерня (зубчатый сектор) 7 выполнена заодно целое с валом, установленным в двух металлокерамических втулках 5. Шестерня (сектор) имеет пять зубьев, средний зуб шестерни (сектора) входит в среднюю впадину гайки-рейки
14. На торце шлицевого конца вала нанесена метка для правильной установки сошки; метки на сошке и конце вала при сборке должна быть совмещены. Метка на шестерне (секторе) указывает середину центрального зуба и направлена перпендикулярно оси винта рулевого механизма.
Винт 12 рулевого механизма установлен в двух радиально-упорных сферических подшипниках 9 с предварительным натягом (без осевого люфта). На конце винта имеются прямоугольные шлицы, при помощи которых он соединяется с входным валом 23 и промежуточной втулкой 15 привода золотника распределителя. Входной вал и промежуточная втулка соединяются между собой левой спиральной нарезкой.
Золотник 28 установлен на промежуточной втулке 15 в двух упорных подшипниках 17.
Шлицевое соединение винта 12 и входного вала 23 выполнено таким образом, что допускает проворот на небольшой угол сопрягаемых деталей в обе стороны от нейтрального положения для обеспечения включения золотника. Центрирование золотника в нейтральном положении осуществляется торсионом 22, установленным внутри винта и входного вала 23 рулевого механизма. «Чувство дороги» создается посредством реактивных плунжеров 29, которые дополнительно центрируют золотник в нейтральном положении.
В корпусе 18 распределителя имеется перепускной клапан 19, соединяющий при неработающем насосе полости силового цилиндра с целью уменьшения усилия, необходимого для поворота передних управляемых колес. Полости распределителя, в которых находятся упорные подшипники 17, соединены с полостью слива демпферными отверстиями малого диаметра.
Регулировка рулевого механизма может производиться в случае вынужденной его разборки или ремонта. Для регулировки необходимо слить масло из гидросистемы и снять рулевой механизм. Вначале регулируется предварительный натяг в подшипниках винта, а затем – зацепление шестерни (сектора) с гайкой-рейкой.
Регулировку натяга сферических подшипников 9 (см. рисунок 40) производить при снятой шестерне и отсоединенном распределителе изменением количества регулировочных прокладок 11, обеспечив при этом момент, необходимый для проворачивания винта, в пределах 0,9-1,5 Н•м (0,09-0,15кгс•м). Замер крутящего момента производится при проворачивании винта рулевого механизма динамометрическим ключом.
Регулировку зацепления шестерни 7 с гайкой-рейкой 14 производить поворачиванием эксцентриковых вкладышей 4 на одинаковое число отверстий (по часовой стрелке, если смотреть со стороны шлицев) с последующей фиксацией вкладышей штифтами 3 передней 2 и задней 8 крышек. При этом средний зуб шестерни должен входить в среднюю впадину гайки-рейки. Полный угол поворота шестерни должен быть не менее 80 градусов (по 40 градусов от геометрической середины сектора в обе стороны).
После регулировки зацепления, момент, необходимый для проворачивания винта 12, должен быть в пределах 2,4-3,5 Н•м (0,24-0,35 кгс•м) в среднем положении и уменьшаться к концам. При этом люфт винта (при закрепленной шестерне на геометрической середине) не должен превышать 1 градус 30 мин. Замер момента производить динамометрическим ключом.
Упорные подшипники 17 распределителя должны быть затянуты гайкой 16 так, чтобы момент вращения промежуточной втулки 15 в подшипниках был в пределах 0,02-0,04 Н•м (0,002-0,004 кгс•м). После регулировки зафиксировать положение гайки 16 отгибкой буртика в паз втулки. После установки распределителя на рулевой механизм зафиксировать верхний конец торсиона 22 в валу 23 распределителя при нейтральном положении золотника 28. Установку золотника в нейтральное положение произвести гидравлическим давлением, после чего вал с торсионом заштифтовать.
У полностью собранного рулевого механизма крутящий момент, необходимый для проворачивания винта, должен быть не более 2,7-4,1 H•м (0,27-0,41 кгс•м). При дальнейшем вращении винта из среднего положения в обе стороны момент должен уменьшаться.
Регулировку натяга шарикоподшипников 26 входного вала 23 производить регулировочными прокладками 25. Момент, необходимый для вращения входного вала, должен быть 0,6 Н•м (0,06 кгс•м). При этом допускается осевой люфт вала, находящегося под нагрузкой 150-200 Н (15-20 кгс), не более 0,05мм
Рисунок 40 – Рулевой механизм с распределителем рулевого усилителя
1, 24-манжеты; 2, 8-крышки; 4-вкладыш; 5-металлокерамическая втулка; 6-кольцо; 7-шестерня (зубчатый сектор); 9-сферический подшипник; 10-крышка нижняя; 11, 25-регулировочные прокладки; 12-винт; 13-картер рулевого механизма; 14-гайка-рейка; 15-промежуточная втулка золотника; 16-гайка; 17-упорный подшипник; 18- корпус распределителя; 19-перепускной клапан; 20-прокладки; 21-крышка распределителя; 22-торсион; 23- входной вал рулевого механизма; 26-шарикоподшипники; 27-стяжной болт; 28-золотник; 29-реактивный плунжер.