Рулевой привод КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Привод рулевого управления состоит из сошки, рычагов, продольной и поперечной рулевых тяг с шаровыми шарнирами.

Продольная рулевая тяга (рисунок 44 а) трубчатая с двумя шаровыми шарнирами.

Поперечная рулевая тяга (рисунок 44 б) представляет собой изогнутую штангу с навернутыми на ее концы наконечниками 3 и 17, в которых закреплены шаровые пальцы 15. Вращая наконечники, можно, изменением длины тяги, регулировать схождение передних колес. Конструкция шарниров поперечной рулевой тяги аналогична шарниру продольной рулевой тяги. Регулировка шарниров рулевых тяг производится в такой последовательности:

-отвернуть болт 7 и снять стопорную пластину 9;

-завернуть пробку до упора и отвернуть на 1/2-1/4 оборота (до первого положения, при котором возможно стопорить пробку);

-установить и закрепить болтом стопорную пластину.

Рулевые тяги КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 44 – Рулевые тяги: а–тяга продольная; б–тяга поперечная

1-тяга продольная; 2-тяга продольная в сборе; 3-наконечник поперечной тяги левый; 4-наконечник поперечной тяги правый; 5-штанга поперечной тяги; 6-тяга поперечная в сборе; 7-болт; 8-шайба; 9-пластина стопорная; 10-пробка; 11- пружина; 12-кольцо уплотнительное; 13-сухарь верхний; 14-наконечник в сборе: 15-палец шаровой; 16-сухарь нижний; 17-наконечник; 18-масленка; 19-штифт; 20-уплотнитель; 21-крышка уплотнителя; 22-гайка; 23-шплинт; 24-болт; 25- шайба; 26-гайка

Проверка люфта рулевого управления. Люфт рулевого управления может вызываться ослаблением крепления рулевого колеса, кронштейна и картера рулевого механизма, вилок карданного вала, рулевой сошки на валу и рычагов поворотных кулаков, а также появлением зазоров в подшипниках винта или зацеплении шестерни (сектора) с гайкой-рейкой. При обнаружении ослабления креплений производят подтяжку гаек или болтов, а при появлении зазоров – регулировку.

Люфт рулевого управления рекомендуется проверять люфтомером при работающем двигателе и положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой, для чего:

-закрепить на рулевой колонке люфтомер 2 (рисунок 45), а на рулевом колесе – стрелку 1;

-повернуть рулевое колесо влево на величину люфта (до увеличения сопротивления повороту, но не нарушая положения передних колес) и передвинуть стрелку так, чтобы она оказалась напротив нуля шкалы люфтомера. Затем перемещать рулевое колесо в обратную сторону, выбирая люфт. Угол поворота стрелки соответствует люфту рулевого управления, который не должен превышать 12º при работающем двигателе.

Проверка люфта рулевого управления КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 45 – Проверка люфта рулевого управления:

1-стрелка; 2-люфтомер

Проверка и регулировка схождения передних колес. Признаком нарушения регулировки схождения передних колес является наличие видимого износа шин этих колес.

Схождение передних колес проверяется при давлении воздуха в шинах 0,4 МПа (4 кгс/см2) путем замера расстояний В и А (рисунок 46) по торцам тормозных барабанов спереди и сзади на уровне оси.

Установочные параметры передних колес КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 46 – Установочные параметры передних колес:

1-передний мост; 2-наконечник тяги; 3-поперечная рулевая тяга Для проверки необходимо:

-установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием, чтобы положение передних колес соответствовало движению по прямой;

-специальной раздвижной линейкой произвести замер. При этом размер В (сзади) должен быть равен или больше размера А (спереди) до 2 мм. Расхождение колес не допускается.

Если это требование не соблюдено, необходимо отрегулировать схождение передних колес, для чего отсоединить один конец тяги от поворотного рычага, ослабить стяжные болты наконечника 2 и вращением его установить необходимую длину тяги 3. После этого подсоединить тягу к рычагу и закрепить наконечник.

При регулировке необходимо обращать внимание на равномерное навинчивание на тягу обоих наконечников. При затяжке стяжных болтов 24 (см. рисунок 44 б) необходимо сначала затягивать болт, расположенный ближе к шарниру.

Для проверки схождения передних колес необходимо пользоваться линейкой, показанной на рисунке 47. Своими концами линейка упирается в торцы тормозных барабанов, а по шкале производится отсчет разности размеров, замеренных спереди и сзади.

Линейка для проверки схождения передних колес КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 47 – Линейка для проверки схождения передних колес:

1-торец линейки; 2-пружина; 3-труба; 4-остов; 5, 6-переходник; 7-штифт; 8-гайка; 9-винт стопорный

Смена масла в рулевом управлении.

Для смены масла в системе рулевого управления необходимо:

-поднять передний мост автомобиля так, чтобы колеса не касались земли;

-отвернуть пробку заливной горловины масляного бачка и сливную пробку картера рулевого механизма, отсоединить от силового цилиндра один из шлангов (см. рисунок 39) в месте соединения трубки со шлангом. Затем, медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора (при неработающем двигателе), слить масло из системы в чистую посуду.

После слива масла рекомендуется промыть систему одним литром свежего масла. Фильтр заливной горловины бачка и фильтр очистки масла сливной магистрали (в бачке) промываются отдельно в бензине или растворителе;

-завернуть сливную пробку картера рулевого механизма и соединить трубку со шлангом силового цилиндра;

-залить в бачок усилителя свежее масло и дать выдержку в течение 2-3 минут.

Масло заливается на 30-35 мм ниже верхнего торца заливной горловины бачка;

-запустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения медленно поворачивать рулевое колесо влево и вправо до упора (4-5 раз в каждую сторону) для заполнения гидросистемы маслом и удаления воздуха;

-остановить двигатель;

-долить масло в бачок до требуемого уровня, опустить передние колеса автомобиля и проверить легкость управления при движении.

При применении в эксплуатации недостаточно чистого масла может произойти зависание (заедание) перепускного или предохранительного клапанов насоса рулевого усилителя, что характеризуется частичным или полным отказом в работе усилителя. Для восстановления работы насоса его необходимо разобрать.

Перед разборкой насос снять с автомобиля, предварительно слив из него масло, очистить и промыть наружную поверхность. При разборке нельзя разукомплектовывать: статор, ротор и лопасти насоса, клапан и крышку перепускного клапана.

Перед сборкой насоса тщательно промыть все его детали дизельным топливом или керосином, проверить затяжку седла предохранительного клапана и собрать насос; при этом вал насоса должен вращаться свободно, без заеданий.