Кран тормозной двухсекционный КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Предназначен для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля при раздельном приводе торможения мостов и для привода клапана управления тормозной системы прицепа (полуприцепа).

Тормозной кран (рисунок 53) состоит из рычага привода 11, верхнего 8 и нижнего 3 корпусов двух независимых секций, расположенных последователь- но. Клапаны обеих секций крана – плоские, одинарные, резиновые. Следящий механизм – поршневого типа, с упругими элементами.

Выводы Р и Н верхнего и нижнего корпусов крана соединены с воздушными ресиверами раздельных контуров, а выводы А и Е – с тормозными камерами.

Тягу привода тормозного крана необходимо устанавливать при исходном положении педали и рычага 11. После соединения тяги свободный ход педали обеспечивается в пределах 19,5-25 мм при давлении воздуха в системе 0,65-0,8 МПа (6,5-8,0 кгс/см2).

Кран тормозной двухсекционный КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 53 – Кран тормозной двухсекционный:

1-корпус клапана; 2-гнездо клапана; 3-корпус нижний; 4-поршень верхний; 5- тарелка; 6-толкатель; 7-ролик; 8-корпус верхний; 9-защитный элемент; 10-винт регулировочный; 11-рычаг; 12-шпилька; 13-упругий уравновешивающий элемент; 14-клапан верхний; 15-корпус средний; 16-поршень большой; 17-поршень малый; 18-клапан нижний.

Работа крана. При нажатии на педаль рычаг 11 поворачивается на оси и роликом воздействует на толкатель, который через тарелку сжимает уравновешивающий элемент 13 верхнего поршня. Поршень перемещается вниз и закрывает выпускное отверстие клапана, а затем открывает верхний клапан 14. Сжатый воздух, подводимый к выводу Р, через открытый клапан поступает к выводу А и далее к тормозным пневмокамерам переднего и заднего мостов до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 11 не уравновесится давлением воздуха на верхний поршень 4. Таким образом, осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана.

Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе А проходит в над- поршневое пространство нижней секции. Поршень 16, имеющий большую поверхность, перемещается вниз и воздействует на малый поршень 17, который вначале закрывает выпускное отверстие клапана, а затем открывает нижний клапан 18. Сжатый воздух, подводимый к выводу Н, через открытый клапан поступает к выводу Е и далее к тормозным камерам заднего моста.

Сжатый воздух, находящийся в пространстве между поршнями 16 и 17 уравновешивает силу, действующую на поршень 16 сверху, благодаря чему в выводе Е устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге 11. Таким образом, осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана.

Размеры поршней и пружин подобраны так, что давление в выводах А и Е в зависимости от усилия на рычаге 11 практически одинаково. При промежуточных положениях рычага нижняя секция крана управляется пневматически.

При отказе в работе верхней секции нижняя будет управляться механически через шпильку верхнего поршня 4 и толкатель малого поршня 17, полностью сохраняя работоспособность. Следящее действие в этом случае осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к рычагу 11 и давлением воздуха на малый поршень 17.

При отказе в работе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает как обычно.