Клапан защитный четырехконтурный КрАЗ-5233НЕ
Предназначен для разделения контуров пневмопривода и автоматического отключения поврежденного контура с целью сохранения и поддержания заданного давления в исправных контурах.
Устройство клапана показано на рисунке 54.
Четырехконтурный защитный клапан представляет собой две унифицированные секции контуров потребителей и две унифицированные секции двух рабочих контуров.
Клапан имеет подвод 18 от компрессора и четыре вывода, из которых два вывода II и IV к рабочим контурам, а два I и III к контурам потребителей и тормозной системе прицепа (полуприцепа).
Рисунок 54 – Клапан четырехконтурный:
I, II, III–выводы к рабочим контурам и потребителям; IV–вывод к стояночной тормозной системе.
1-шплинт-проволока; 2- шайба; 3-клапан; 4-втулка; 5-седло упругое; 6-кольцо поршня; 7-прокладка крышки; 8-поршень; 9-пружина; 10-болт; 11-шайба уплотнительная; 12- крышка; 13-поршень с хвостовиком; 14-шайбы регулировочные; 15-клапан; 16-основание клапана; 17-корпус; 18-входное отверстие; 19-клапан
Сжатый воздух через подвод 18 поступает внутрь корпуса 17 в полости под поршнями 8 и 13. В секциях контуров потребителей воздух свободно через дроссельное отверстие в поршне 8 и втулке 4, минуя обратный клапан, поступает в контуры потребителей через выводы I и III.
При достижении давления 0, 25 МПа (2,5 кгс/см2) в контурах потребителей поршень 8, преодолевая усилие пружины 9, перемещается вверх и открывает клапан 3 секции. Дальнейшее поступление воздуха в контуры потребителей (выводы I и III) осуществляется через открытые клапаны 3.
В секциях рабочих контуров только при достижении давления воздуха 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) в полости под поршнем 13, последний преодолевая усилие пружины 9, перемещается вверх, отрываясь от седла клапана. Сжатый воздух через дроссельные отверстия в хвостовиках поршня 13 поступает в рабочие контуры через выводы II и IV.
При достижении давления в рабочих контурах 0,4-0,45 МПа (4-4,5 кгс/см2) поршни 13, перемещаясь далее вверх полностью открывают клапаны и дальнейшее поступление воздуха в рабочие контуры осуществляется через открытые клапаны 3 секций.
Конструктивный тип клапана | поршневой |
Рабочее давление, МПа (кгс/см 2) | 0,65-0,80 (6,5-8,0) |
Давление начала наполнения (через дроссель) контуров потребителей, МПа (кгс/см2), не более | 0,05 (0,5) |
Давление открытия клапанов контуров потребителей, МПа (кгс/см2) |
0,25 (2,5) |
Давление открытия клапанов рабочих контуров, МПа (кгс/см2) | 0,55 (5,5) |
Давление, поддерживаемое компрессором в исправных контурах при неисправности любого контура, МПа (кгс/см2), не менее |
0,68 (6,8) |
Давление закрытия клапанов, МПа (кгс/см 2), не менее | 0,5 (5) |
При повреждении или нарушении герметичности любого из контуров в исправных контурах при работе компрессора будет поддерживаться давление воздуха не менее 0,68 МПа (6,8 кгс/см2).
При повреждении или нарушении герметичности одного из рабочих контуров давление воздуха в контурах потребителей сохранит свою величину благодаря обратным клапанам 16, а в оставшемся исправном рабочем контуре может упасть до 0,5 МПа (5 кгс/см2) (до закрытия клапана), а затем при работе компрессора повысится и будет поддерживаться не менее 0,68 МПа (6,8 кгс/см2).
При повреждении или нарушении герметичности одного из контуров потребителей (выводы I или III) давление воздуха в другом сохранит свою величину, а в рабочих контурах (выводы II и IV) может упасть до 0,5 МПа (5 кгс/см2), а затем при работе компрессора повысится и будет поддерживаться не менее 0,68 МПа (6,8 кгс/см2).
При повреждении или нарушении герметичности питающей магистрали давление воздуха в контурах потребителей сохранит свою величину, а в рабочих контурах (выводы II и IV) понизится до 0,5 МПа (5 кгс/см2) – до закрытия клапанов 3.