Камеры тормозные КрАЗ-5233ВЕ

Предназначены для передачи усилия на регулировочные рычаги и приведения в действие тормозных механизмов колес.

Передние тормозные камеры (рисунок 59). Шток 6 тормозной камеры посредством вилки 2 и пальца 1 соединяется с регулировочным рычагом разжимного кулака. К штоку приварен диск, прижимаемый к диафрагме пружиной 10. Диафрагма 5 установлена между фланцем крышки 4 и корпусом 9 и зажата хомутами 8, которые обеспечивают надежную герметичность. В корпусе 9 имеются отверстия для сообщения с атмосферой.

Камера тормозная передняя КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 59 – Камера тормозная передняя:

1-палец вилки; 2-вилка; 3- контргайка; 4-крышка; 5- диафрагма; 6-шток тормозной камеры; 7-стакан; 8-хомут; 9- корпус камеры; 10-пружина

При рабочем торможении сжатый воздух через отверстие в крышке 4 подводится в полость камеры над диафрагмой. Диафрагма 5 прогибается и перемещает шток 6, связанный с регулировочным рычагом тормозного механизма.

При растормаживании шток 6 под действием усилия пружины 10 на опорный диск диафрагмы возвращается в исходное положение.

Задние пневмопружинные тормозные камеры. Камера состоит из корпуса 9 (рисунок 60) рабочей камеры, крышки 14 пружинного энергоаккумулятора и фланца, соединяющего рабочую и пневмопружинную полости. Между корпусом 9 и фланцем зажата мембрана 12. Внутри крышки 14 установлена силовая предварительно сжатая пружина 22, воздействующая на мембрану 12. Полость под крышкой 14 соединена с атмосферой через колпак 19 крышки 21.

Пневмопружинный энергоаккумулятор имеет быстрорастормаживающее устройство. Работа рабочей камеры аналогична работе передней тормозной камеры.

Задняя пневмопружинная тормозная камера КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 60 – Задняя пневмопружинная тормозная камера:

1-корпус; 2-пружина; 3-вилка штока; 4-шток; 5-болт; 6-тарелка пружины; 7, 10- хомуты; 8-диск штока; 9-корпус; 11-сальник; 12-мембрана; 13-шарики; 14- крышка; 15-втулка; 16-кольцо; 17-стакан в сборе; 18-винт; 19-колпак; 20-диск; 21-крышка; 22-пружина; 23-трубка; 24-обойма; 25-пружина; 26-гайка; 27-диск нажимной; 28-диск упорный; 29-буфер; 30-толкатель; 31-шток; 32-сальник; 33- втулка направляющая; 34-сальник штока нижний; 35-винт; 36-мембрана.

Работа быстрорастормаживающего устройства (БРУ):

При подаче воздуха в полость корпуса 9 мембрана 12 поднимается вверх, сжимая пружину – торможение не происходит.

При выпуске воздуха из полости корпуса 9 срабатывает пневмопружинный энергоаккумулятор, пружина 22 перемещает мембрану и шток вниз, усилие штока через диск 8 и диафрагму 36 передается на шток 4 рабочей камеры – происходит торможение.

Чтобы произвести механическое растормаживание пневмопружинного энергоаккумулятора необходимо отвернуть крышку 21, ввести через одну из трубок 23 специальный ключ (штырь диаметром 5 мм и длиной 160 мм), прикладываемый в ЗИП, и приложить осевую нагрузку ударным способом. При этом ключ упирается в обойму 24 БРУ, сжимает пружину 25 и перемещает фиксирующую втулку 15, освобождая шарики 13, шток 31 под усилием пружины 2 рабочей камеры перемещается вверх, а мембрана 12 и пружина 22 остаются внизу (упираясь буфером 29 в выступ корпуса 9) – происходит быстрое растормаживание.

При торможении запасной тормозной системой во время движения автомобиля работа энергоаккумулятора аналогична торможению стояночной тормозной системой, но может производиться с различной эффективностью в зависимости от положения рукоятки крана управления.

Внимание! Сборку и разборку пружинной части энергоаккумулятора следует производить только в мастерской в приспособлении, обеспечивающем полную безопасность работы.

Особенности разборки и сборки пружинного энергоаккумулятора.

Разборка осуществляется в такой последовательности:

-отвернуть крышку 21;

-отвернуть четыре винта М4 поз. 18;

-снять колпак крышки 19 вместе с двумя трубками 23;

-ввести ключ диаметром 5 мм и длиной 160 мм в одно из отверстий стакана 17 и, ударяя по обойме 24, произвести разблокировку БРУ, при этом шток 31 под действием усилия пружины 2 займет верхнее положение;

-разъединить хомуты 7 крепления крышки 1 рабочей камеры к корпусу 9 и снять крышку 1 с диафрагмой 36;

-зажать в тисках шток 31 за диск ограничительный 20, вывернуть винт 35, снять диск штока 8 и с помощью выколотки из мягкого металла извлечь шток 31;

-вставить пневмопружинную камеру в приспособление, показанное на рисунке 61 корпусом 9 вниз;

-обхватить упором 2 приспособления разрезное кольцо 16 (рисунок 60) и, заворачивая рукоятку 1, поджать приспособление;

-отвернуть болты крепления хомутов 10 (рисунок 60), снять их и, постепенно отворачивая приспособление за рукоятку 1, добиться полного ослабления пружины 22 (рисунок 60) энергоаккумулятора;

-разъединить корпус 9 и крышку 14, вынуть пружину 22 и стакан 17;

-произвести осмотр деталей и состояние уплотнений штока в корпусе 9, диафрагменного узла, быстрорастормаживающего устройства, изношенные детали заменить;

-смазать трущиеся поверхности узлов тормозной камеры с энергоаккумулятором тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221.

Сборку пружинного энергоаккумулятора произвести последовательно в обратном порядке.

Приспособление для разборки пружинного энергоаккумулятора КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 61– Приспособление для разборки пружинного энергоаккумулятора:

1-рукоятка; 2-упор; 3-корпус; 4-хомут; 5-пружина