Лебедка КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Лебедка служит для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, вытаскивания застрявших автомобилей и для облегчения погрузки тяжелых грузов на прицеп. Привод лебедки осуществляется карданным валом от раздаточной коробки.

Лебедка состоит из червячного редуктора, барабана с намотанным на нем тросом и кулачковой муфты с рычагом включения.

Устройство лебедки показано на рисунке 70.

Лебедка КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 70 – Лебедка:

1-подшипник червяка; 2-манжета вала червяка; 3-крышка подшипника; 4- угольник; 5-крышка редуктора; 6-сапун; 7-пружина наконечника тормозной лен- ты барабана редуктора; 8-картер лебедки; 9-шестерня червяка; 10- маслосъёмник; 11-вал лебедки; 12-барабан лебедки; 13-втулка барабана; 14- упорное кольцо; 15-вилка включения кулачковой муфты; 16-рычаг включения муфты; 17-шпонка муфты; 18-кулачковая муфта; 19-лента тормоза барабана с накладками; 20-зажим крепления троса; 21-пружина наконечника тормозной ленты барабана; 22-ограничитель навивки троса; 23-пробка заливного отверстия; 24-лента тормоза барабана редуктора; 25-барабан тормоза редуктора; 26-картер тормоза редуктора; 27-упорная шайба; 28-пробка сливного отверстия; 29-червяк

Лебедка оборудована автоматическим тормозом, предназначенным для дополнительного торможения червяка редуктора при выключении сцепления, а также при срезе предохранительного болта фланца вилки карданного вала в момент подтягивания (при перегрузках).

Барабан 25 автоматического тормоза установлен на заднем конце вала червяка 29 в специальном картере 26. Торможение барабана осуществляется лентой 24 с фрикционными накладками. Один конец ленты жестко закреплен в картере тормоза, а другой – подвижно в отверстии картера с помощью пружины 7, гайки и контргайки.

При подтягивании груза лента 24 силой трения сжимает пружину 7, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, и тормоз не работает.

При срезе предохранительного болта или выключении сцепления в процессе подтягивания лебедкой возможен случай, когда подтягиваемый груз пойдет назад. В этот момент червяк 29 начнет вращаться в обратную сторону, что вызовет (под действием силы трения) автоматическое самозатягивание ленты 24 на барабане – тормоз сработает и в дополнение к самотормозящему действию червячной передачи обеспечит надежное удержание груза на месте. Срезанный болт необходимо заменить новым из комплекта ЗИП и продолжать подтягивание лебедкой с применением блока (полиспаста).

Барабан 12 лебедки установлен на валу 11 и соединяется с ним при помощи кулачковой муфты 18, которая включается и выключается посредством вилки 15 и воздействует на рукоятку рычага 16. Кулачковая муфта должна постоянно находиться в зацеплении с барабаном, за исключением случаев разматывания троса лебедки вручную. Для удержания барабана 12 от свободного вращения при выключении кулачковой муфты 18 служит предохранительный тормоз барабана.

Тормоз барабана – ленточного типа, лента 19 крепится к угольникам лебедки. Натяжение тормозной ленты 19 регулируется затяжкой пружины 21 гайкой и контргайкой так, чтобы в выключенном положении кулачковой муфты не было свободного вращения барабана 12, но одновременно обеспечивалось бы разматывание троса вручную усилием одного человека.

Трос закреплен на барабане двумя зажимами 20. Полная длина троса – 65 м, рабочая длина 60 м (не менее четырех витков троса должно оставаться на барабане перед началом подтягивания). Свободный конец троса чрез ролики выведен назад и закреплен в коуше с помощью клина. При движении автомобиля коуш рекомендуется зацеплять за тяговый крюк. Трос может быть выведен вперед автомобиля по оттяжным и поддерживающим роликам, установленным на правом лонжероне рамы; при этом коуш необходимо снимать.

Для снятия коуша с троса лебедки необходимо вытянуть трос лебедки, извлечь плоскогубцами шплинт клина коуша и молотком выбить клин из коуша, а затем снять коуш с троса лебедки.

После прокладки троса по оттяжным и поддерживающим роликам и вывода его вперед, коуш собрать в обратной последовательности.

В комплект ЗИП входит блок, который используется для увеличения силы тяги или изменения направления тяги лебедки при подтягивании, и предохранительные болты фланца вилки карданного вала привода лебедки, которые используются вместо срезанных болтов. В процессе эксплуатации трос лебедки периодически необходимо протирать дизельным маслом, предварительно удалив с него грязь и пыль.