Пользование лебедкой КрАЗ-5233НЕ

Лебедка автомобиля оборудована предохранительным устройством, которое срабатывает при перегрузках.

Наибольшее тяговое усилие лебедки на первом (нижнем) слое навивки троса на барабан 120000 Н (12000 кгс), а на последнем (верхнем) слое – 80000 Н (8000 кгс). В случае, когда нагрузка на трос превышает указанный предел, может произойти срез предохранительного болта фланца вилки карданного вала привода лебедки.

Удержание груза на месте при срезе предохранительного болта или при выключении сцепления в период подтягивания лебедкой обеспечивается тормозом ленточного типа на заднем конце вала червяка. Срезанный болт следует заменить новым из комплекта ЗИП и продолжить подтягивание лебедкой с применением блока.

В условиях эксплуатации практически невозможно определить усилие на тросе, поэтому перед пользованием лебедкой необходимо ориентировочно установить целесообразность применения блока исходя из конкретных условий. Пользование лебедкой с применением блока показано на рисунке 82.

Если блок используется для увеличения силы тяги при самовытаскивании (рисунок 82 а), то он закрепляется за предмет, выбранный в качестве опоры, а коуш троса – за тяговый крюк или переднюю буксирную вилку. Если блок используется для изменения направления силы тяги при вытаскивании другого автомобиля (рисунок 82 б), то он закрепляется за предмет, служащий опорой, а коуш троса – за тяговый крюк или буксирную вилку вытаскиваемого автомобиля.

Если блок используется для увеличения силы тяги при вытаскивании другого автомобиля (рисунок 82 в), то он закрепляется за тяговый крюк или буксирную вилку вытаскиваемого автомобиля, а коуш троса – за предмет, служащий опорой, или за тяговый крюк автомобиля-тягача.

Схема пользования лебедкой с применением блока КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 82 – Схема пользования лебедкой с применением блока: а–самовытаскивание автомобиля; б–вытаскивание застрявшего автомобиля с изменением направления тяги; в–увеличение силы тяги при вытаскивании застрявшего автомобиля

При вытаскивании лебедкой другого (застрявшего) автомобиля или для облегчения погрузки тяжелых грузов на прицеп необходимо выполнить следующее:

-затормозить автомобиль стояночной тормозной системой, а если есть возможность – закрепить автомобиль за переднюю буксирную вилку к какому-нибудь неподвижному предмету (дерево, пень, столб и т.д.);

-вывести кулачковую муфту лебедки из зацепления с барабаном, установив рычаг (рисунок 83) в положение I и, вытягивая трос вручную, подать его конец к месту закрепления;

-ввести кулачковую муфту в зацепление с барабаном, установив рычаг в положение II;

-пустить двигатель и отключить привод мостов автомобиля, нажав на нижнюю часть клавиши 43 (рисунок 5);

-включить отбор мощности на лебедку, для чего разблокировать клавишу 45 (рисунок 5) и нажать на верхнюю часть клавиши до щелчка. Запрещается производить включение отбора мощности на лебедку при движении автомобиля;

Схема положений рычага управления лебедкой I–выключена кулачковая муфта привода барабана лебедки КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 83 – Схема положений рычага управления лебедкой I–выключена кулачковая муфта привода барабана лебедки; II–включена кулачковая муфта

-выключить сцепление, включить четвертую передачу коробки передач и, плавно отпуская педаль сцепления, производить подтягивание лебедкой при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Резкое повышение частоты вращения не дает увеличения тягового усилия на тросе, но может вызвать срез предохранительного болта фланцавилки карданного вала привода лебедки. Допускается работа лебедки на третьей и пятой передачах коробки передач.

Число непрерывных подтягиваний лебедкой ограничивается температурой масла в картере редуктора, которая не должна превышать плюс 130ºС.

При выдаче троса назад максимально допустимые углы отклонения троса от продольной оси автомобиля не должны превышать 30º. При больших углах следует применять блок лебедки (рисунок 82 б).

По окончании работы лебедки необходимо намотать трос на барабан и зацепить коуш троса за задний тяговый крюк.

Перед задними роликами выдающего устройства троса лебедки установлен блок натяжения троса, который состоит из трёх роликов, расположенных под углом 120º друг относительно друга по окружности и закрепленных в держателях на корпусе блока. Один держатель приварен к корпусу, а два других крепятся болтами через овальные отверстия. Кронштейны роликов с помощью пальцев крепятся к держателям роликов в осевом направлении вдоль троса.

Внутри кронштейнов роликов установлены на болтах пружины, которые поджимаются с помощью гайки и контргайки.

Блок натяжения троса не создаёт дополнительного усилия при вытягивании троса вручную, так как пружины роликов сжимаются и трос проходит свободно внутри роликов.

При наматывании троса на барабан лебедки пружины блока натяжения разжимаются и ролики охватывают трос лебедки, и он равномерно под постоянным усилием наматывается на барабан лебедки.

В процессе эксплуатации усилие зажима троса роликами блока натяжения можно регулировать с помощью перемещения держателей двух роликов в овальных отверстиях, для чего гайки крепления необходимо ослабить, переместить держатели с роликами в требуемом направлении, а затем затянуть гайки. С помощью гаек и контргаек болтов крепления пружин добиться требуемого усилия зажатия троса лебедки роликами блока натяжения.

Наматывание троса на барабан производить на четвертой передаче коробки передач и средней частоте вращения коленчатого вала двигателя, при этом трос держать натянутым. Допускается наматывание троса на третьей и пятой передачах коробки передач.

Для остановки лебедки необходимо выключить отбор мощности.

При самовытаскивании лебедкой с выдачей троса вперёд (рисунок 82 а) рекомендуется пользоваться блоком, для чего:

-вывести кулачковую муфту лебедки из зацепления с барабаном, установив рычаг (рисунок 83) в положение I;

-снять коуш троса и вывести трос лебедки вперёд автомобиля по оттяжным и поддерживающим роликам, как показано на рисунке 84;

-продеть трос лебедки в блок и закрепить коуш на тросе;

-закрепить блок лебедки за предмет, выбранный в качестве опоры, а коуш – за переднюю буксирную вилку автомобиля;

-ввести кулачковую муфту в зацепление с барабаном, установив рычаг в положение II;

-пустить двигатель и отключить привод мостов автомобиля;

-включить отбор мощности на лебедку;

-выключить сцепление, включить четвертую передачу коробки передач и, плавно опуская педаль сцепления, производить подтягивание лебедкой при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.

При недостаточном тяговом усилии на тросе лебедки допускается включение ведущих мостов. Для этого, выключив сцепление, включить одну из передач в раздаточной коробке.

При выдаче троса вперёд максимально допустимые углы отклонения троса от продольной оси автомобиля не должны превышать 15º.

Запрещается:

-для самовытаскивания лебедкой с выдачей троса назад включать ведущие мосты;

-пользоваться тросом лебедки для буксировки автомобиля;

-включать передачу заднего хода во время работы лебедки

Схема прокладки троса лебедки вперед КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ

Рисунок 84 – Схема прокладки троса лебедки вперед:

1-передний кронштейн с роликами в сборе; 2-поддерживающий ролик троса; 3-лебедка; 4-задние направляющие блока троса; 5-блок натяжения троса; 6-трос лебедки