Механизм управления и приборы УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31
Механизмы управления и приборы, расположенные в кабине автомобиля, показаны на рис. 10-13.
Рис.10. Таблички, помещенные внутри кабины автомобиля:
А —табличка коробки передач и раздаточной коробки размещена внутри кабины на панели передка с правой стороны; 1,2,3,4,5 — передачи коробки передач; И — задний ход коробки передач; В —включена высшая передача раздаточной коробки; Н —включена низшая передача раздаточной коробки; I — дифференциал разблокирован; 11 — дифференциал заблокирован; С — табличка регулятора тормозных сил (РТС) размещена на внутренней панели левой двери кабины
Рис. 11. Механизмы управления и приборы
1 — выключатель звукового сигнала; 2 —рычаг стояночного тормоза; 3 —рычаг переключения передач; 4 — рукоятка привода наружного люка; 5 — кран включения коробки отбора мощности; 6 — кран включения коробки дополнительного отбора мощности; 7 — розетка переносной лампы; 8 — индикатор засоренности воздушного фильтра; 9 — цепь управления шторой радиатора; 10 — рычаг крана управления давлением; 11 — выключатель стартера и приборов; 12 — переключатель указателей поворота; 13 — колесо рулевое; 14 — выключатель стартера и приборов*; 15 —щиток приборов; 16 —дефлектор; 17 —рычаг привода заслонки распределителя воздухообогрева; 18 — рычаг привода внутреннего люка; 19 — крышка люка блока предохранителей; 20 — ручка тяги ручного останова двигателя; 21—кнопка крана отключения тормозов прицепа; 22 —рычаг переключения передач раздаточной коробки; 23 — рычаг блокировки дифференциала раздаточной коробки; 24 — педаль управления подачей топлива; 25 — педаль тормоза; 26 — кнопка пневматического крана управления вспомогательным тормозом; 27 — педаль сцепления; 28 — переключатель света фар ножной
Включайте коробку передач, раздаточную коробку и блокировку дифференциала, а также коробку отбора мощности, коробку дополнительного отбора мощности согласно табличкам внутри кабины и в соответствии с указаниями раздела «Вождение автомобиля».
При нажатии на кнопку 26 (рис.11) включается вспомогательный тормоз, при снятии ноги с кнопки торможение прекращается. При перемещении рыча¬га 2 стояночного тормоза вверх автомобиль затормаживается и включается тормозная система прицепа.
Перемещением рукоятки 4 регулируется подача наружного воздуха. При верхнем положении рычага 17 воздух поступает через дефлекторы на обдув стекол, при нижнем — для обогрева ног водителя и пассажиров. В верхнем положении рычага 18 внутренний люк открыт, в нижнем — закрыт.
Для останова двигателя вытяните ручку 20 на себя до упора. При перемещении ручки переключателя 12 по часовой стрелке включаются сигнализаторы правого поворота, при перемещении против часовой стрелки — сигнализаторы левого поворота.
При нажатии на переключатель 28 переключается свет фар (дальний — ближний и наоборот).
На автомобилях, оборудованных централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, внутри кабины на панели передка с левой стороны автомобилей установлена табличка системы накачки шин по выбору давления воздуха в шинах и скорости движения в зависимости от вида дорог.
Рычаг крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения:
— левое — накачка шин;
— среднее — нейтральное, манометр 11 (рис.12) показывает фактическое
Рис. 12. Панель приборов
1—манометр двухстрелочный; 2 — сигнализатор аварийного падения давления масла;
3 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 — указатель давления масла; 5 — сигнализатор дальнего света фар; 6 —спидометр; 7 —тахометр; 8 —указатель тока; 9 — сигнализатор резерва топлива; 10 — указатель уровня топлива; 11 — манометр шинный;
12 — выключатель плафона кабины; 13 — выключатель фары-прожектора; 14 — переключатель отопителя кабины; 15— выключатель фонарей знака автопоезда; 16 — выключатель заднего противотуманного фонаря (со встроенным сигнализатором); 17 — кнопка включения ЭФУ; 18 — выключатель световой аварийной сигнализации; 19 — переключатель света фар центральный; 20 —ручка тяги ручного управления подачей топлива; 21,26 —блоки контрольных ламп правый и левый; 22 —кнопка включения аккумуляторных батарей; 23 — переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 24 — выключатель стартера и приборов; 25 — выключатель подсветки приборов реостатный
давление воздуха в шинах;
— правое — выпуск воздуха из шин.
Штора радиатора управляется с помощью цепи 9 (см.рис. 11). При вытягивании цепи штора поднимается.
Для включения или выключения аккумуляторных батарей автомобиля нажмите на кнопку 22 (см.рис. 12), расположенную на панеле приборов.
Предпусковой подогреватель двигателя управляется с пульта, расположенного на левой боковине радиатора под капотом.
Аварийная сигнализация включается нажатием на кнопку 18, при этом начинают мигать все указатели поворотов и лампа в самой кнопке.
Постоянная частота вращения коленчатого вала устанавливается вытягиванием ручки 20 на себя, во избежание поломки привода рекомендуется предварительно нажать на педаль управления подачей топлива. Частота вращения коленчатого вала контролируется тахометром 7. При отсутствии показаний тахометра включите любую нагрузку (отопитель, подсветку приборов и т.д.); при этом тахометр начнет показывать величину оборотов коленчатого вала.
Работа системы энергоснабжения контролируется указателем тока 8. Положение стрелки между отметками «0» и «-» указывает на разряд аккумуляторной батареи, а положение между «0» и « + » на заряд. Давление воздуха в пневмоприводе тормозов автомобиля контролируется двухстрелочным манометром 1, для контроля давления в каждом из контуров пневмопривода имеются клапанные выводы, к которым присоединяются переносные манометры.
На автомобилях, поставляемых НХ, выключатель стартера и приборов расположен на рулевой колонке и имеет четыре положения ключа:
0 — выключено, положение фиксированное, ключ не вынимается;
1 — включены приборы, положение фиксированное, ключ не вынимается;
11 — включен стартер, возвращение в положение I автоматическое, ключ не вынимается;
Ш — стоянка, положение фиксированное, ключ вынимается при неработающем двигателе и выключенных аккумуляторных батареях.
Выключатель стартера и приборов состоит из контактной и замковой частей. Замковая часть имеет противоугонное и блокировочное устройство, исключающее возможность повторного включения стартера.
Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания ключа из замка выдвигается запорный стержень, который входит в паз вала рулевого управления и запирает вал.
После того, как ключ вынут из замка, необходимо убедиться в блокировке рулевого управления поворотом рулевого колеса влево, вправо. В случае повышенного усилия при повороте ключа из положения «Стоянка» следует качнуть рулевое колесо влево, вправо.
При установке ключа выключателя стартера и приборов в положение III подается питание к катушке электромагнита электропневмоклапана, сердечник электромагнита, перемещаясь, приводит в действие систему клапанов в пневматической части и воздух из крестовины разбора воздуха тормозной системы подается в пневмоцилиндр останова двигателя, тем самым, отключая подачу топлива в цилиндры двигателя.
Маркировка клемм на выключателе стартера и приборов: голубой — 15/2, голубой с черным —15/1, желтый — Р, красный — 50, коричневый — 30/1, розовый — 30, черный — ШТ.
Ключ выключателя 24 стартера и приборов, расположенный на щитке приборов, имеет три положения:
0— вертикальное: все выключено, ключ можно вынуть;
I — среднее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до первого фиксированного положения — включены приборы;
II — крайнее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до упора включены приборы и стартер.
При включении выключателя 24 стартера и приборов загорается сигнализатор 2 (красного цвета) аварийного падения давления масла, который гаснет после пуска двигателя при повышении вращения коленчатого вала выше минимальной.
Освещенность шкалы приборов регулируется вращением ручки выключателя 25.
Стеклоочиститель и стеклоомыватель включаются переключателем 23. Переключатель имеет четыре положения: I — выключено; II и III — малая и большая скорости движения щеток; IV — большая скорость движения щеток и включен насос омывателя стекол.
Электрофакельное устройство работает при постоянно нажатой кнопке 17. Загорание сигнализатора 8 (рис. 13) указывает на готовность ЭФУ к пуску двигателя. При нажатии на кнопки 6, 7 загораются все исправные сигнализаторы левого или правого блоков. Сигнализатор 9 загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворотов автомобиля, сигнализатор 10 загорается при включении указателей правого или левого поворотов прицепа. Эти сигнализаторы также служат для контроля за исправностью ламп указателей поворота.
Рис. 13. Блоки контрольных ламп: I —левый; II-правый; сигнализаторы: 1 — стояночного тормоза; 2 —аварийного повышения температуры охлаждающей жидкости; 3 — неисправности тормозов; 4 — минимального давления воздуха в пневмосистеме; 5 — засорения маслофильтра; 6,7 —кнопки проверки исправности сигнализаторов; 8 —включения ЭФУ; 9 — указателей поворота автомобиля; 10 — указателей поворота прицепа
При падении давления воздуха в баллонах ниже 450 кПа (4,5 кгс/см2) сигнализатор 4 загорается красным светом и включается звуковой сигнал.
При увеличенных зазорах между колодками и барабанами тормозов, а также при неисправностях гидравлической части привода при нажатии на педаль тормоза сигнализатор 3 загорается красным светом и гаснет после устранения неисправности.
Необходимость обслуживания картонного фильтрующего элемента воз — душного фильтра определяется показанием индикатора засоренности 8 (см.рис. 11), установленного на боковой нижней распорке передка.
При увеличении сопротивления масляного фильтра (засорение фильтрующих элементов, повышенная вязкость масла при низкой температуре) сигнализатор 5 (см.рис.13) загорается красным светом. Свечение его допустимо только при пуске и прогреве двигателя. Сигнализатор 2 загорается красным светом при аварийном повышении температуры охлаждающей жидкости свыше 98 °С. Допускается кратковременная (не более двух часов) работа двигателя при температуре до 105 °С.
Сигнализатор 1 загорается прерывистым красным светом при включении стояночного тормоза.
Указатель 10 (см.рис. 12) показывает величину уровня топлива в основном топливном баке. В шкалу указателя встроен сигнализатор 9, загорающийся при уменьшении объема топлива до 60 л.
Кран масляного радиатора (рис. 14) расположен на блоке цилиндров слева (по ходу автомобиля). Для отключения масляного радиатора вращайте рукоятку крана по часовой стрелке до упора.
Рис.14. Кран масляного радиатора:
1 — кран
Кран дополнительного топливного бака. При использовании топлива из дополнительного топливного бака перелейте его в основной топливный бак, открыв кран ручкой управления 1 (рис. 15).
Ручной топливоподкачивающий насос установлен на корпусе топливоподкачивающего насоса низкого давления. Для подачи топлива в насос высокого давления при неработающем двигателе слегка надавите на ручку 1 (рис. 16) вниз, поверните против часовой стрелки до освобождения ее из фиксированного положения и совершайте возвратно-поступательное движение вверх-вниз. Закачав топливо вручную, утопите ручку и зафиксируйте ее поворотом по ходу часовой стрелки до упора.
Рис. 15. Бак топливный дополнительный: 1-ручка управления краном
Соединительная головка (рис. 17) предназначена для соединения пневмосистемы автомобиля с пневмосистемой прицепа или полуприцепа.
Клапан отбора воздуха установлен под капотом на панели кабины. Для отбора воздуха отверните колпачок 1 (рис. 18) клапана, наверните на корпус клапана накидную гайку шланга, имеющегося в комплекте инструмента.
Буксирный клапан (рис. 19), установленный на правом кронштейне переднего буфера, предназначен для снабжения воздухом тормозной системы автомобиля при буксировании его с неисправным двигателем.
Для присоединения тягача к воздушной магистрали автомобиля отверните пробку 1 буксирного клапана. Подсоедините воздушный шланг с соединительной головкой (из комплекта ЗИП) к питающей магистрали автомобиля-тягача (красная соединительная головка) и буксирному клапану буксируемого автомобиля.
Рычаги управления лебедкой показаны на рис. 20. Эксплуатация лебедки описана в разделе «Лебедка».
Выключатель аккумуляторных батарей (рис. 21) расположен на кронштейне аккумуляторного контейнера. При отказе дистанционной системы управления выключатель можно выключить или включить нажатием на кнопку под резиновым чехлом.
Розетка внешнего запуска расположена на кронштейне аккумуляторного контейнера. Используя вилку, прикладываемую к каждому автомобилю, при необходимости можно пустить двигатель от внешнего источника постоянного тока.
Рис. 16. Насос ручной топливоподкачивающий: 1—ручка насоса
Рис. 17. Головка соединительная
Рис. 18. Клапан отбора воздуха: 1—колпачок
Рис. 19. Клапан буксирный: 1-пробка; 2-клапан; 3-лонжерон правый
Рис. 20. Рычаги управления лебедкой: 1— рычаг управления; 2- тяга; 3 — рычаг выключения
Рис.21. Выключатель аккумуляторных батарей