Система питания двигателя топливом​ УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

ДВИГАТЕЛЬ

На автомобиле установлен двигатель Ярославского моторного завода. Описание устройства двигателя, а также указания по эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в прилагаемой к автомобилю инструкции по эксплуатации двигателя Ярославского моторного завода.

Система питания

Система питания двигателя топливом. Топливо из основного топливного бака 1 (рис. 22) засасывается топливоподкачивающим насосом 8 и через фильтры грубой 22 и тонкой 13 очистки поступает к топливному насосу высокого давления (ТНВД) 10.

Насос подает топливо по трубкам к форсункам, которые впрыскивают топливо в цилиндры двигателя в соответствии с порядком их работы. Излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему воздух, отводятся через клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по топливопроводам 15 и 17 в топливный бак. Просочившееся через прецизионные детали форсунок топливо по трубопроводам 6 и 23 также отводится в топливный бак. Количество топлива в основном топливном баке измеряется электрическим датчиком уровня, установленным в баке, и контролируется указателем на панели приборов.

Схема системы питания УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 22. Схема системы питания

1 — бак топливный основной; 2,6,14,15,17,19,23-топливопроводы сливной магистрали; 3 — шланг для слива топлива; 4 — кран слива топлива; 5 — бак топливный дополнительный;

7 — насос ручной топливоподкачивающий; 8 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 9 —форсунка; 10 —насос топливный высокого давления; 11,12,21,24 — топливопроводы низкого давления; 13 —фильтр тонкой очистки топлива; 16 —бачок топливный предпускового подогревателя; 18 — топливопроводы высокого давления; 20 — регулятор частоты вращения; 22 — фильтр грубой очистки топлива; 25 — топливозаборник; а — подача топлива; Ь — слив топлива

Рис. 22. Схема системы питания:

Привод управления подачей топлива механический и состоит из педали, тяг, рычагов, а также механизма ручной подачи топлива и останова двигателя.

При свободном положении педали рычаг управления должен упираться в болт ограничения минимальной частоты вращения на регуляторе ТНВД, это обеспечивается регулировкой длины тяги 2 (рис. 23). При полном нажатии на педаль зазор «Ь» должен быть 2-3 мм при максимальной частоте вращения.

При регулировке ручного привода подачи топлива тягу 6 необходимо переместить до упора ручки 7 в панель и обеспечить зазор «а» между рычагом 5 ручного привода и зажимом 4 жилы троса в пределах 2-3 мм.

Привод управления подачей топлива УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 23. Привод управления подачей топлива:

1-рычаг вала управления подачей топлива; 2-тяга; 3 — рычаг управления подачей топлива; 4 — зажим жилы троса; 5 — рычаг ручного привода; 6 — тяга ручного управления; 7 — ручка тяги; 8 —педаль; 9 — уплотнитель; 10 —болт регулировочный; I —положение педали при работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода; II— положение педали при работе двигателя на максимальных оборотах при максимальной мощности; а,b — зазоры

Для останова работающего двигателя необходимо ручку 4 (рис. 24) вытянуть на себя до упора. При регулировке привода останова необходимо ручку 4 переместить до упора в панель и обеспечить зазор «а» между рычагом 7 останова и зажимом 6 троса в пределах 2-3 мм.

Привод ручного останова двигателя УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 24. Привод ручного останова двигателя:

1 — пневмоцилиндр; 2 — рычаг пневмоцилиндра; 3 — пружина возвратная рычага останова; 4 — ручка тяги; 5 — тяга останова; 6 — зажим троса; 7 — рычаг останова; а— зазор

Система питания двигателя воздухом состоит из воздушного фильтра, подводящих трубопроводов, соединительных шлангов и деталей крепления.

Воздушный фильтр расположен на правом крыле с помощью кронштейнов и хомутов. Подводящие трубопроводы расположены на двигателе.

Между насадком и соединительной трубой впускных коллекторов установлена технологическая сетка с уплотнительной прокладкой, которую после обкатки двигателя обязательно удалить, оставив уплотнительную прокладку.

Подача воздуха в воздушный фильтр осуществляется через воздухозаборную трубу. Поступивший в фильтр воздух, проходя через завихритель, приобретает вращательное движение в кольцевом зазоре между корпусом и фильтрующим элементом, за счет действия центробежных сил частицы пыли отбрасываются к стенке корпуса и собираются в бункере через щель в перегородке. Затем предварительно очищенный воздух проходит через фильтрующий элемент, где происходит его окончательная очистка.

В целях увеличения ресурса фильтрующего элемента на его наружную поверхность установлен предочиститель в виде чулка из нетканого материала.

Необходимость обслуживания воздушного фильтра определяется показанием индикатора засоренности, расположенным в кабине. При обслуживании удаляется пыль из бункера, очищается предочиститель и фильтроэлемент.

Рис. 24. Привод ручного останова двигателя:

1 — пневмоцилиндр; 2 — рычаг пневмоцилиндра; 3 — пружина возвратная рычага останова; 4 — ручка тяги; 5 — тяга останова; 6 — зажим троса; 7 — рычаг останова; а — зазор

Для обслуживания воздушного фильтра отстегните четыре защелки и снимите крышку, отверните гайку крепления фильтроэлемента и выньте картонный фильтрующий элемент.

Развяжите тесьму и снимите предочиститель. Выньте из корпуса пластмассовый завихритель воздуха. Осмотрите фильтрующий элемент. Налет на внутренней стороне элемента указывает на негерметичность элемента или уплотнительных прокладок, в этом случае его замените.

Пластмассовый завихритель, снятый из корпуса воздушного фильтра промойте горячей водой.

В случае необходимости промывки корпуса воздушного фильтра снимите его с автомобиля, промойте горячей водой и просушите.

Очистите от пыли предочиститель встряхиванием или продувкой сухим сжатым воздухом. Обнаружив после осмотра на картонном фильтрующем элементе отсутствие копоти или сажи (элемент серый), а сам элемент не имеет механических повреждений, продуйте его сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли.

Во избежание прорыва картона давление сжатого воздуха должно быть не более 200-300 кПа (2-3 кгс/см2). Струю воздуха направляйте под углом к поверхности, силу струи регулируйте изменением расстояния шланга от элемента.

При наличии на картоне сажи, масла или малоэффективности обдува сжатым воздухом, промойте элемент в теплой воде (40-50 °С) с растворенным в ней моющим веществом.

Погрузите элемент на полчаса в этот раствор, а затем интенсивно вращайте или купайте его в течение 10-15 мин. После промывки в растворе прополощите элемент в чистой воде и просушите. Не сушите над открытым пламенем и воздухом с температурой выше 70 °С.

После каждого обслуживания элемента или при установке нового проверьте его состояние визуально, подсвечивая его лампой.

При механических повреждениях, разрывов гофр, отслаивания картона, элемент замените.

При сборке воздушного фильтра качество уплотнения контролируйте по сплошному отпечатку на прокладке.

Ориентировочный срок службы фильтрующего элемента составляет 30 000 км. Излишне частая очистка фильтрующего элемента сокращает срок его службы, так как общее количество обслуживаний элемента ограничено (5-7 раз, в том числе промывкой не более трех раз) из-за возможного разрушения картона.