Ведущие мосты УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31
Ведущие мосты автомобиля проходного типа, с верхним расположением главной передачи.
Главная передача моста двойная, состоит из пары конических шестерен 1 и 14 (рис. 39) со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен 4 и 32 с косыми зубьями. К ведомой цилиндрической шестерне болтами прикреплен симметричный конический дифференциал с четырьмя сателлитами.
В зависимости от технических требований на автомобиль главные передачи имеют передаточные числа 7,32; 6,7; 8,9 и 8,05.
Для отличия главных передач они маркируются пластинами с обозначением передаточного числа, устанавливаемыми под болт крепления крышки стакана подшипников ведущей цилиндрической шестерни. Главные передачи с передаточным числом 8,9 не имеют маркировочных пластин. Шестерни главных передач отличаются метками на ведущей и ведомой цилиндрических шестернях (табл. 2).
Таблица 2
Метки на торце ведущей цилиндрической шестерни со стороны установи конической шестерни
Метка на ведомой цилиндрической шестерне
Передаточное число главной передачи |
Показания динамометра, Н (кгс) |
6,7 |
16,5-27,6 (1,65-2,76) |
7,32 |
17,6-29,3 (1,76-2,93) |
8,05 |
18,8-31,3 (1,88-3,13) |
8,9 |
20-33,4 (2,0-3,34) |
Рис. 39. Главная передача:
1 —шестерня коническая ведомая; 2,23-подшипники роликовые цилиндрические; 3 — картер главной передачи; 4 — шестерня цилиндрическая ведущая; 5 — стакан подшипников; 6 — подшипник роликовый конический; 7,8,12 — прокладки регулировочные; 9 — крышка стакана подшипников; 10 —фланец привода среднего моста; 11 —манжета; 13 —стакан подшипников ведущей конической шестерни; 14 — шестерня коническая ведущая; 15 — сапун; 16 — вал ведущей шестерни; 17 — прокладка; 18 — фланец привода заднего моста; 19 — гайка фланца; 20 — крышка заднего подшипника; 21 — втулка распорная; 22 — крышка переднего подшипника; 24 — шайба регулировочная; 25 — гайка; 26 — шайба стопорная; 27 — шайба замочная; 28 — контргайка; 29 — шестерня полуосевая; 30 — сателлит дифференциала; 31 — крестовина дифференциала; 32 —шестерня цилиндрическая ведомая; 33 — шайба опорная; 34 — крышка подшипника дифференциала; 35 — пластина стопорная; 36 — пластина замочная; 37 —гайка регулировочная подшипника дифференциала; 38 — чашка дифференциала; 39 — крышка картера; 1 — для переднего моста; 11 — для заднего моста
Главная передача устанавливается на картер моста 10 (рис. 40) через уплотнительную паронитовую прокладку 9 толщиной 0,8 мм и крепится с помощью тринадцати болтов и двух шпилек. Одиннадцать болтов и шпильки установлены снаружи, а два болта — в полости конических шестерен. Доступ к внутренним болтам возможен только после снятия боковой крышки 6. Под наружные болты и гайки шпилек установлены пружинные шайбы. Внутренние болты зашплинтованы проволокой.
Шестерни и подшипники главной передачи смазываются маслом, заливаемым в картер моста и картер главной передачи до уровня контрольного отверстия. Масло подхватывается шестернями, разбрызгивается и через роликовый подшипник 2 (см.рис. 39) попадает в полость конических шестерен картера главной передачи, откуда стекает в картер моста.
Подшипники ведущей конической шестерни смазываются маслом из полости конических шестерен, которое через карман на крышке картера и маслоподводящий штуцер подается в стакан подшипников.
Главные передачи переднего и заднего мостов отличаются от главной передачи среднего моста приводными фланцами. На передний конец вала ведущей шестерни переднего моста устанавливается втулка 21 с крышкой 22, а на задний конец — фланец 18. Главная передача заднего моста имеет один фланец со стороны ведущей конической шестерни. На противоположном конце вала ведущей шестерни шлицы могут не выполняться.
Картеры 10 (см.рис. 40) мостов комбинированные, состоят из литой средней части и запрессованных в нее трубчатых кожухов полуосей. Полуоси полностью разгруженные, соединение полуоси со ступицей — шлицевое.
Рис. 40. Мост средний (задний) ведущий:
1 — манжеты подвода воздуха; 2 — цилиндр колесный; 3 — барабан тормозной; 4 — полуось; 5 — кронштейн рессоры опорный; 6 — крышка картера; 7,9 — прокладки; 8 — передача главная; 10 — картер моста; 11 — пробка сливная; 12 — пробка контрольная; 13 — кожух полуоси.
Передний мост автомобиля ведущий, управляемый. Конструкция привода к управляемым колесам переднего ведущего моста показана на рис. 41. Крутящий момент на передние ведущие колеса передается через полуоси и шарниры равных угловых скоростей (рис. 42).
Рис. 41. Привод к управляемым колесам переднего ведущего моста:
1 —шланг подвода воздуха; 2 —шайба замковая; 3 —шайба стопорная; 4 — контргайка; 5 —гайка подшипника колеса; 6 —цапфа; 7 —угольник подвода воздуха; 8 —крышка ступицы колеса; 9 —полуось наружная; 10 —блок манжет; 11, 17,19 — прокладки уплотнительные; 12 — подшипник; 13 — ступица; 14 — цилиндр колесный тормозной; 15 — барабан тормозной; 16 — суппорт тормоза; 18 — опора шаровая; 20 — полуось внутренняя; 21— кожух полуоси; 22 — кулак шарнира; 23 —диск шарнира; 24 —вилка наружной полуоси; 25 —шпилька; 26 — отражатель; 27 —манжета
Для надежной и долговечной работы ведущих мостов применяйте масла согласно карте смазочных материалов и рабочих жидкостей и поддерживайте необходимый уровень их в картерах. Для замены смазки в шарнирах полуосей переднего моста снимите колесо, тормозной барабан со ступицей, суппорт, поворотную цапфу. Удалите смазку и промойте детали шарнира равных угловых скоростей.
При необходимости демонтажа шаровой опоры из картера переднего моста пользуйтесь болтами-съемниками, находящимися в большой инструментальной сумке. Для этого установите их в резьбовые отверстия фланца шаровой опоры и, равномерно заворачивая их, выведите хвост шаровой опоры из зацепления с кожухом полуоси.
Рис. 42. Шарнир равных угловых скоростей: 1-вилка; 2-кулак; 3-диск; 4-полуось внутренняя
Регулярно контролируйте затяжку болтов крепления главной передачи к картеру моста. Ослабление затяжки болтов приводит к изгибу картера.
При регулировке главной передачи отрегулируйте предварительный натяг конических подшипников и проверьте пятно контакта в зацеплении конической пары шестерен главной передачи. Регулировочные работы выполняйте на снятой с автомобиля главной передаче. Величину натяга контролируйте моментом, необходимым для проворота вала. Момент сопротивления провороту определяйте при помощи динамометра.
Замерять момент на валу необходимо при плавном проворачивании его в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов. Следует иметь в виду, что неправильная регулировка подшипников может привести к разрушению не только самих подшипников, но и шестерен главной передачи.
Регулируйте главную передачу в следующей последовательности:
1. Установите главную передачу в приспособление, снимите дифференциал и фланцы. Отверните болты крепления стакана подшипников ведущей конической шестерни. Выньте вал ведущей шестерни со стаканом и шестерней.
Установите ведущую шестерню в тисках, зажав ее за зубчатый венец. Отверните болты крепления крышки и снимите ее. Расконтрите контргайку и отверните ее. Снимите стопорную и замочную шайбы. Подтяните гайку моментом 450-500 Н.м (45-50 кгс.м).
Установите индикаторное приспособление и определите зазор в подшипниках. При отсутствии зазора после подтяжки гайки регулировать подшипники стакана не требуется.
Рассчитайте величину уменьшения толщины регулировочной шайбы 24 (см.рис. 39) (величина зазора плюс 0,03-0,05 мм предварительного натяга). Отверните гайку, снимите подшипник и регулировочную шайбу. Прошлифуйте (или подберите) шайбу до требуемого размера, установите шайбу и соберите подшипниковый узел ведущей конической шестерни. Момент затяжки гаек — 450-500 Н.м (45-50 кгс.м). Законтрите контргайку, отогнув шайбу на одну из граней. Крутящий момент, необходимый для проворота ведущей конической шестерни в подшипниках, должен быть 0,6-1,4 Н.м (0,06-0,14 кгс.м). Усилие на динамометре при размотке шнура с поверхности стакана — 7,5-17,5 Н (0,75-1,75 кгс) (рис.43).
Рис. 43. Проверка регулировки подшипников ведущей конической шестерни
2. Отрегулируйте предварительный натяг подшипников ведущей цилиндрической шестерни. Регулируйте подшипники подбором пакета прокладок 8 (см.рис. 39) под крышкой 9 стакана 5. Крутящий момент, необходимый для поворота промежуточного вала, должен быть 0,9-1,5 Н.м (0,09-0,15 кгс.м).
При замере крутящего момента с помощью динамометра наматывайте шнур на венец цилиндрической шестерни; показания динамометра должны быть согласно таблице 3.
Таблица 3
Передаточное число главной передачи | Показания динамометра, Н (кгс) |
6,7 |
16,5-27,6 (1,65-2,76) |
7,32 |
17,6-29,3 (1,76-2,93) |
8,05 |
18,8-31,3 (1,88-3,13) |
8,9 |
20-33,4 (2,0-3,34) |
Следует иметь в виду, что с удалением прокладок из-под крышки стакана при регулировке подшипников происходит сдвиг ведомой конической шестерни в сторону уменьшения бокового зазора, поэтому для сохранения зазора под стакан 5 подшипников установите дополнительные прокладки.
3. Установите стакан с ведущей конической шестерней в картер главной передачи. Болты крепления стакана затяните моментом 60-80 Н (6-8 кгс). Проверьте правильность зацепления конических шестерен на краску. Длина отпечатка должна быть не менее 60 % длины зуба (табл. 4).
Таблица 4
Положение пятна контакта на зубе ведомой конической шестерни |
Способы достижения правильного зацепления конических шестерен |
Направление перемещения конических шестерен |
Передний Задний ход |
||
|
||
|
Правильный контакт |
|
|
Придвиньте ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвиньте ведущую шестерню |
|
|
Отодвиньте ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, придвиньте ведущую шестерню |
|
|
Придвиньте ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор будет слишком мал, отодвиньте ведомую шестерню |
|
|
Отодвиньте ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор будет слишком велик, придвиньте ведомую шестерню |
|
Отпечаток должен располагаться не ближе 5 мм к краям зуба. При этом боковой зазор в зубьях (у широкой части) должен быть 0,1-0,4 мм. Чтобы изменить боковой зазор конических шестерен, не искажая контакт, сдвиньте обе шестерни на расстояние, пропорциональное числу зубьев каждой шестерни, т.е. ведомую коническую шестерню передвиньте в 2,2 раза (24:11) дальше ведущей.
2. Установите дифференциал и отрегулируйте подшипники дифференциала. Болты крепления крышек подшипников дифференциала затяните моментом 250-320 Н.м (25-32 кгс.м). Подшипники дифференциала регулируйте гайками 37 (см. рис.39). После затяжки гаек расстояние между крышками подшипников дифференциала должно увеличиться на 0,04-0,14 мм. Во время регулировки проворачивайте дифференциал для установки роликов в подшипниках. Венец ведомой цилиндрической шестерни должен быть расположен симметрично относительно венца ведущей шестерни.
В связи с совершенствованием технологии изготовления шестерен дифференциала изменился профиль зуба полуосевых шестерен и сателлитов. Измененные шестерни не взаимозаменяемы с ранее выпускаемыми и должны заменяться только комплектно. Для отличия введены метки со стороны малого модуля: на шестерне полуоси проточка — диаметром 90 мм и на сателлите ступенчатый торец.
При сборке главной передачи внутреннее кольцо и сепаратор роликового подшипника 2 ведомой конической шестерни установите как показано на рис. 39.
Регулируйте подшипники шкворней поворотных кулаков при проведении шестого ТО-2 (через 96000 км) в следующем порядке:
— снимите колеса и установите упоры под нижние крышки поворотных кулаков;
— снимите рычаг левого поворотного кулака и верхнюю крышку правого поворотного кулака;
— удалите из пакета прокладок под рычагом и крышкой по две прокладки: одну толщиной 0,05 мм, другую — 0,1 мм; в полость рычага и крышки заложите по 50 г смазки Литол-24 ГОСТ 21150-87 и установите рычаг и крышку на место; гайки затяните моментом 160-280 Н.м (16-28 кгс.м);
— уберите упоры и снимите нижние крышки;
— удалите из-под каждой крышки пакет прокладок толщиной 0,15 мм [(0,05 + 0,1) мм];
— установите крышки и затяните гайки моментом 160-280 Н.м (16-28 кгс.м);
— установите колеса.
Регулировка подшипников ступиц колес:
— поднимите домкратом мост со стороны регулируемого колеса;
— снимите крышку;
— съемником выведите шлицы полуоси из зацепления со ступицей и выньте полуось;
— отверните наружную гайку и снимите стопорную и замочную шайбы;
— вращая колесо рукой, убедитесь в отсутствии трения тормозного барабана о колодки;
— затяните гайку моментом 200-250 Н.м (20-25 кгс.м); при затяжке гайки ступицу проворачивайте для самоустановки роликов в подшипниках, после чего отпустите гайку примерно на 1/5-1/6 оборота. Установите замочную шайбу.
При несовпадении штифта гайки с отверстиями замочной шайбы допускается ослабление затяжки гайки на величину, не превышающую расстояние между двумя соседними отверстиями. Установите стопорную шайбу, затяните контргайку моментом 400-500 Н.м (40-50 кгс.м) и законтрите ее.
Для обеспечения подсоединения шланга подкачки колес к колесному крану полуось с крышкой ступицы устанавливайте так, чтобы шланг подкачки располагался в направлении колесного крана симметрично между шпильками крепления колеса.
Закончив сборку, проверьте регулировку подшипников колес во время пробега 10-20 км. При правильной регулировке ступица должна быть холодной или слегка нагретой. При заметном на ощупь нагреве ступицы проверьте регулировку подшипников.