Гидравлические амортизаторы УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Гидравлические амортизаторы (рис. 46) предназначены для гашения колебаний, возникающих в результате упругих деформаций элементов подвески автомобиля при движении по неровной дороге. Принцип действия гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания автомобиля.

Амортизатор УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 46. Амортизатор:

1 —головка верхняя; 2 — гайка корпуса; 3 —шайба; 4 —сальник штока; 5 — втулка корпуса; 6 — шайба; 7 —кольцо уплотнительное; 8 — корпус сальника; 9 —корпус амортизатора; 10 —цилиндр; 11 — шток поршня; 12 —тарелки ограничительные; 13,15,18 —диски клапанные; 14 —поршень; 16 — гайка поршня; 17 —корпус клапана; 19 —диск дроссельный сжатия; 20 —диск нажимной; 21 — пружина; 22 —крышка

Задняя подвеска балансирного типа, концы рессор входят в проушины опорных кронштейнов 8 (рис. 47).

Рессоры стремянками 2 прикреплены к балансирам 25, качающимся на оси 21 балансира. На оси напрессованы кронштейны 22, через которые ось 21 болтами 17 крепится к кронштейнам 20 балансира. Толкающие и тормозные усилия передаются от мостов к раме через две верхние 7 и четыре нижние 9 реактивные штанги. Боковые усилия передаются через рессоры.

Подвеска среднего и заднего мостов УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 47. Подвеска среднего и заднего мостов:

1 —рессора; 2 —стремянка; 3 —накладка рессоры; 4 —гайка стремянки; 5 —шайба сферическая; 6 —рама; 7,9 —штанги реактивные (верхние и нижние); 8 —кронштейн рессоры опорный; 10 — кронштейн буфера; 11 — подкладка буфера; 12 — буфер; 13 — корпус манжеты; 14 — манжета; 15 — кольцо уплотнительное войлочное; 16 — кольцо проставочное; 17 — болт крепления оси балансира; 18 — болт стяжной; 19 — болты крепления кронштейна балансира к пятой поперечине; 20 —кронштейн балансира; 21—ось балансирной подвески; 22 —кронштейн оси; 23 —кольцо уплотнительное; 24 —палец шаровой; 25 — балансир; 26 — гайка; 27 — колпак балансира; 28 — пробка наливного отверстия.

Шарниры реактивных штанг шаровые. На верхних реактивных штангах со стороны мостов установлены пальцы с укороченным конусом, которые удерживаются от проворачивания в кронштейнах сегментными шпонками. Головка реактивной штанги герметизируется с одной стороны прокладкой, установленной под крышку, с другой стороны — уплотнительным кольцом 23.

Удар мостов о раму, полученный при наезде колеса автомобиля на препятствие, смягчается буфером 12. Ход мостов вниз ограничивается защемлением конца рессоры в опорном кронштейне 8.

Подвеска автомобилей с массой на заднюю тележку свыше 12 000 кг отличается установкой усиленных рессор (с листами большей толщины) и удлиненных соответственно стремянок.

Техническое обслуживание. Для предупреждения среза центрового болта передней рессоры и центрирующей выдавки задней рессоры своевременно подтягивайте на груженом автомобиле гайки стремянок рессор. При появлении скрипа в рессорах приподнимите автомобиль за раму и в образовавшиеся зазоры между листами введите смазку. При каждой разборке рессор смажьте листы, предварительно удалив старую смазку, грязь и следы коррозии. Промойте и смажьте ушки и пальцы передних рессор.

Гайки стремянок рессор затягивайте в соответствии с рис. 48:

— передних рессор: сначала моментом 200-250 Н.м (20-25 кгс.м), затем окончательно моментом 400-500 Н.м (40-50 кгс.м);

— задних рессор: сначала моментом 250-300 Н.м (25-30 кгс.м), затем окончательно моментом 580-660 Н.м (58-66 кгс.м).

Схема затяжки гаек стремянок рессор УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 48. Схема затяжки гаек стремянок рессор: 1—рессора; 2 — накладка задней рессоры (хомут балки переднего моста); I —IV —порядок затяжки гаек стремянок

При сборке смажьте резьбу стремянок графитовой смазкой или типа ТСгип. Гайки стремянки 21 (см.рис. 45) крепления накладного ушка передней рессоры затягивайте на нагруженном автомобиле в следующем порядке:

— заверните гайку до упора;

— отверните гайку на 1,5-2 оборота;

— раскерните резьбу в двух противоположных точках на каждом стержне.

Полная затяжка гайки стремянки недопустима, т.к. это препятствует перемещению листов и приведет к быстрому разрушению стремянки и крепления ушка в процессе эксплуатации. При отсутствии зазора (менее 0,2 мм) между передней частью ушка и верхним листом отремонтируйте или замените ушко.

Если рессора снята с автомобиля, гайки стремянки 21 затяните моментом 20-28 Н.м (2,0-2,8 кгс.м) и раскерните в двух противоположных точках. Следите за подтяжкой болта 24 крепления накладного ушка. Гайки затягивайте моментом 280 Н.м (28 кгс.м). При несовпадении отверстия под шплинт в болте с про¬резями на гайке гайку дотяните и зашплинтуйте.

При ослаблении крепления стяжки задних кронштейнов передних рессор подтяните болты ее крепления. Момент затяжки верхнего болта 14 — 120-160 Н.м (12-16 кгс.м), гайки нижнего болта — 180-220 Н.м (18-22 кгс.м). Болты застопорите, отгибая стопорную пластину на головки.

При износе концов первого листа задней рессоры до половины толщины поменяйте местами первый и второй листы. На рессорах автомобилей с массой на заднюю тележку свыше 12 000 кг менять листы местами не рекомендуется.

Для снятия стремянок 2 (см.рис. 47) без отсоединения реактивных штанг поддомкратьте автомобиль, установите под ось балансира или раму подставу. Отверните гайки стремянок и снимите накладку рессоры. Опустите автомобиль на подставу так, чтобы между рессорой и балансиром образовался зазор. Поверните балансир на небольшой угол и снимите стремянку.

Для устранения осевого перемещения балансира разгрузите балансиры, вывесив раму автомобиля так, чтобы концы рессор не были защемлены в опорных кронштейнах. Снимите колпак 27 балансира. Ослабьте стяжной болт 18 отверните гайку 26, протрите резьбовые части гайки и оси балансира насухо, смажьте герметиком УГ-6 (допускается Loctite-243 или Loctitte-573). Заверните гайку 26 до упора, а затем отверните ее на 1/6-1/4 оборота. Выдавливание герметика в зазор между торцами гайки балансира и втулки не допускается. После регулировки затяните стяжной болт 18 моментом 44-56 Н.м (4,4-5,6 кгс.м). Поврежденную прокладку колпака замените, предварительно смазав ее с двух сторон герметиком УН-25 (Loctitte-573).

Смазку в ступицы балансира заливайте до уровня наливного отверстия в колпаке. Не допускайте падения уровня смазки ниже метки на колпаках балансира.

В связи с тем, что заливаемое при сборке в ступицы балансиров масло постепенно заполняет зазоры в соединениях и впитывается в деревянные пробки, запрессованные в трубу оси с двух сторон, возможно незначительное снижение уровня масла.

При подготовке нового автомобиля к эксплуатации проверьте уровень смазки в ступицах балансира и при необходимости доведите его до уровня наливного отверстия в колпаках.

Гайки пальцев реактивных штанг затягивайте моментом 600 Н.м (60 кгс.м). Если отверстие в пальце не совпадает с прорезями на гайке, доверните гайку до совпадения и зашплинтуйте. Наполняйте смазкой шарниры реактивных штанг до выдавливания свежей смазки или до начала деформации уплотнительных резиновых колец, при этом выдавливание смазки не обязательно.

Ослабление болтовых соединений деталей подвески не допускается.

При появлении течи рабочей жидкости из амортизатора подтяните гайку 2 (см.рис. 46). При растяжении и сжатии амортизатор должен оказывать равномерное сопротивление. Усилие при ходе отбоя должно быть в пределах 5,9-8,0 кН (595-805 кгс), а при ходе сжатия — 1,5-2,2 кН (152-228 кгс); усилие проверяется на прессе с ходом штока 100 мм и частотой 100 колебаний в минуту. Свободное перемещение штока амортизатора указывает на его неисправность.

Разбирайте и собирайте амортизатор в ремонтных мастерских, соблюдая необходимую чистоту. Полированные поверхности штока, рабочего цилиндра и других деталей предохраняйте от забоин и других повреждений.

Порядок операций при замене рабочей жидкости:

1. Закрепите амортизатор за нижнюю головку в тисках и вытяните шток полностью.

2. В образовавшуюся щель между кожухом и корпусом вставьте специальный ключ и отверните гайку корпуса.

3. Легким покачиванием за верхний конец штока выньте его вместе с поршнем из рабочего цилиндра.

4. Выньте из резервуара рабочий цилиндр и полностью слейте рабочую жидкость.

При каждой разборке, а также при замене жидкости все детали амортизатора промойте в керосине и просушите. Внутреннюю поверхность манжет смажьте амортизаторной жидкостью. Залейте в цилиндр жидкость в соответствии с картой смазочных материалов и рабочих жидкостей. При недостатке жидкости амортизатор не развивает усилия, а при избытке он может выйти из строя. Применение других жидкостей в качестве амортизаторной недопустимо. Вставьте в цилиндр поршень со штоком в сборе, установите корпус сальника, уплотнительное кольцо, шайбу, переместите остальные детали и заверните гайку корпуса моментом 120-150 Н.м (12-15 кгс.м).

На амортизаторе с пластмассовым кожухом в растянутом состоянии перекрывается доступ к гайке корпуса. Для подтяжки гайки корпуса амортизатор снимите с автомобиля и упором в торец кожуха спрессуйте его в сторону верхней головки. После подтяжки гайки корпуса кожух установите на место.