Двухсекционный тормозной кран УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31
Двухсекционный тормозной кран (рис. 70) предназначен для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля, а также для управления клапаном привода тормозов прицепа.
Рис.70. Кран тормозной:
1-рычаг; 2 — винт упорный; 3 — чехол защитный; 4 — ролик; 5 — корпус рычага; 6 — толкатель; 7 — шпилька; 8 — тарелка; 9 —фланец; 10,12,16,21 — пружины; 11—корпус верхний; 13,18 — кольца опорные; 14 — поршень малый; 15 —корпус нижний; 17 —клапан нижней секции; 19,22,27 — кольца уплотнительные; 20 — клапан атмосферного вывода; 23 — поршень большой; 24 — клапан верхней секции; 25 — поршень верхний следящий; 26 — элемент упругий; b —вывод к пневмоусилителю контура тормозов переднего моста; b, —вывод к РТС и пневмоусилителю контура тормозов среднего и заднего мостов; У1 и V,— выводы к воздушным баллонам; а — отверстие
Тормозной кран состоит из верхнего и нижнего корпусов. К верхнему корпусу крепится рычажный механизм крана. От грязи и влаги корпус рычага защищен чехлом. В нижнем корпусе 15 установлен малый поршень 14, который пружиной 21 прижимается к большому поршню 23. Клапан 24 верхней секции крана прижимается к седлу в нижнем корпусе пружиной 16.
Выводы У1 и У2 крана соединены с воздушными баллонами двух раздельных контуров привода рабочего тормоза. От вывода сжатый воздух поступает к пневмоусилителю контура тормозов переднего моста, от вывода — к регулятору тормозных сил (РТС) и пневмоусилителю контура тормозов среднего и заднего мостов.
При нажатии на тормозную педаль усилие передается через систему рычагов и тяг привода на рычаг 1 крана и далее через толкатель 6, тарелку 8 и упругий элемент на следящий поршень 25. Перемещаясь вниз, поршень 25 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 24 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 24 от седла в верхнем корпусе 11, открывая проход сжатому воздуху из вывода У1 в вывод и далее к исполнительным механизмам одного из контуров. Давление в выводе повышается до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 1 не уравновесится усилием, создаваемым давлением на верхний поршень 25. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана.
Одновременно с повышением давления в выводе сжатый воздух через отверстие «а» попадает в полость над большим поршнем 23 нижней секции тормозного крана. Перемещаясь вниз, большой поршень закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе 15. Сжатый воздух из вывода У2 поступает к выводу b2 и далее в исполнительные механизмы второго контура рабочего тормоза.
Одновременно с повышением давления в выводе b2 повышается давление под поршнями 14 и 23, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 23 сверху. Вследствие этого в выводе b2 также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управляться механически через шпильку 7 и толкатель малого поршня 14, полностью сохраняя работоспособность.
При отказе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает, как описано выше.
Уход за двухсекционным тормозным краном заключается в периодическом осмотре, очистке его от грязи, проверке на герметичность.
Следите за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи на толкатель и трущиеся поверхности крана приводит к выходу тормозного крана из строя.
Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной эмульсии в двух положениях — в заторможенном и отторможенном. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в отторможенном положении указывает на негерметичность впускного клапана одной из секций, а утечка воздуха в заторможенном положении — выпускного клапана одной из секций
тормозного крана. При утечках замените тормозной кран.
Привод управления тормозным краном механический. Тормозная педаль 17 (см.рис. 31), установленная с кронштейном в кабине, связана тягой 10 с рычагом 6, который установлен с кронштейном 5 на панели пола кабины. Другой конец рычага соединен регулируемой тягой 21 с рычагом 22 тормозного крана, установленного на левом лонжероне рамы автомобиля. Регулирование привода тормозного крана необходимо для обеспечения свободного хода рычага крана управления тормозами, которому соответствует свободный ход педали тормоза 20-30 мм, и полного хода рычага, соответствующего полному ходу педали 150-180 мм, необходимого для создания рабочего давления в пневмосистеме тормозов.
Свободный ход педали тормоза регулируется изменением длины тяги. Для этого ослабьте контргайку, расшплинтуйте, выньте палец и, вращая вилку в ту или иную сторону, установите необходимую длину тяги и затяните контргайку.
Величину свободного хода педали тормоза определяйте при наличии номинального давления воздуха в пневмосистеме автомобиля нажатием на педаль до начала перемещения одной из стрелок манометра 1 (см.рис. 12).
Полный ход педали тормоза обеспечивается конструкцией привода и не регулируется.
Пневматические усилители тормозов с главными тормозными цилиндрами установлены под кабиной: первый — на левом лонжероне, второй — на кронштейне топливного бака. При нажатии на тормозную педаль открывается клапан в тормозном кране, и воздух поступает по трубопроводу под поршни 8 и 12 (рис. 71) пневматического усилителя.
Под давлением воздуха шток с поршнями перемещается и через толкатель действует на поршень 16 главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль.
При оттормаживании воздух из пневматического усилителя через тормозной кран выходит в атмосферу. Поршни главного тормозного цилиндра и пневматического усилителя под действием пружин возвращаются в исходное положение.
При нарушении герметичности пневмоусилителей замените изношенные или поврежденные манжеты. При сборке пневмоусилителей, во избежание деформации крышек, не затягивайте гайки стяжек 9 моментом более 8-12 Н.м (0,8-1,2 кгс.м). Герметичность пневмоусилителей проверяйте под давлением воздуха 600-700 кПа (6-7 кгс/см2), подводя его через штуцер пневмоусилителя.
Рис. 71. Усилитель пневматический с главным тормозным цилиндром:
1 — клапан перепускной; 2 — бачок для тормозной жидкости; 3,5 — пневмоцилиндры; 4 — проставка; 6 — шток; 7,10,11,13,17 — манжеты; 8,12,16 — поршни; 9 — стяжка; 14 — включатель сигнализатора неисправности тормозов; 15 —цилиндр тормозной главный; 18 —клапан обратный; а — радиальное отверстие; в — от тормозного крана; с — в тормозную систему